Последние новости

УШЛА СОЛНЕЧНАЯ ЭРИКНАЗ

Несколько дней назад не стало любимой многими из нас Эрикназ... Достаточно произнести это имя, как любой, кто хоть как-то связан с армянским изобразительным искусством, понимает: речь идет об Эрикназ Галстян, известном скульпторе и инсталляторе, которая создала свое признанное всеми направление в отечественной скульптуре, провела колоссальную работу по исследованию архаики и этнографии, умело возвела мост между скульптурными традициями прошлого и тенденциями современной культуры.

ЕЕ ВКЛАД В АРМЯНСКОЕ ИСКУССТВО, БЕЗУСЛОВНО, ВЕЛИК. ЭРИКНАЗ УШЛА, оставив нам многочисленные скульптуры из бронзы, камня, дерева и иных природных материалов, ибо сама была частью этой природы. Оставила она и десятки инсталляций, в которых ее вечно трепещущая, оригинальная мысль собрала в единое мозаичное изваяние разные, порой антагонистические предметы и дары природы. А ее знаменитые мобилы – этакие архаичные скульптурные панно в формате 3D, вновь собранные из естественных материалов, продолжают двигаться, напоминая нам о вечности бытия и об особом в нем месте своей создательницы.

Эрикназ Галстян была Художником и Человеком. Теплая, солнечная личность, она была мягкой и мужественной женщиной, испытавшей, как и многие из нас, тяготы жизни, в чем-то разочаровавшейся, но вовсе не сломленной. Сломать женщину, которая способна покорить себе металл, вдохнуть жизнь в камень и заставить брусок дерева петь колыбельную, не просто. А песни наших предков, далекие по времени и близкие по духу, были слышны в каждой ее инсталляции. Работы Эрикназ, хотя и не были оценены по достоинству администраторами отечественной культуры, тем не менее по качеству, содержанию и художественной новизне ничем не уступают многочисленным изваяниям, украшающим ныне нашу столицу.

Талантливый, многогранный и опытный скульптор, Эрикназ Галстян известна не только на родине. Ее работы включены в постоянную коллекцию Национальной картинной галереи Армении, Музея современного искусства, Дома народного искусства, музея Шуши и других государственных выставочных центров. В то же время ее скульптуры полярных стилей – от классики, фигуративизма до модернизма, концептуализма - не раз выставлялись в лучших галереях других стран и сегодня входят в частные коллекции как Армении, так и зарубежья. Иран, Россия, Литва, Латвия, Германия – любители искусства этих и многих других стран не раз имели возможность любоваться оригинальными творениями Эрикназ, пытаясь разгадать заложенную в них символику, раскрыть авторский замысел и насладиться их простой красотой.

ЭРИКНАЗ ГАЛСТЯН ОКОНЧИЛА ФАКУЛЬТЕТ СКУЛЬПТУРЫ ЕРЕВАНСКОГО художественно-театрального института в 1985 г. Ее активная творческая жизнь началась еще в студенческие годы, и к окончанию вуза Эрикназ была уже известна в художественных кругах Армении как талантливый скульптор с новаторскими взглядами. Она входила в число художников знаменитого "Третьего этажа". Не случайно уже в 1987 г. Эрикназ оказалась в числе мастеров, организовавших выставку в столице Нагорного Карабаха. Подобную экспозицию Степанакерт принимал у себя впервые. Не потому, что на выставке царило жанровое и стилевое многообразие: она была уникальна тем, что авторами всех 68 работ были художники-армяне. Событие было историческим, ведь прежде в Степанакертской галерее господствовал соцреализм азербайджанских художников, в корне далекий от культурного мировоззрения армянского населения и удаляющий его от национальных традиций. Выставка продлилась до середины марта 1988 г., 30 работ, в том числе и Эрикназ Галстян, были подарены галерее.

Это были первые гражданские шаги молодой женщины-скульптора в искусстве, пробудившие в ней истинный патриотизм. Возвращаясь в Ереван после официального закрытия выставки, художники стали свидетелями митинга в Степанакерте. Это были искры зарождавшегося национально-освободительного движения, невольными участниками которого стали художники "Третьего этажа". В годы Арцахской войны собрание Картинной галереи, в том числе и дары художников из Армении, перевезли в специальные хранилища. Но потом они бесследно исчезли. Эту историю рассказала мне сама Эрикназ, показывая пожелтевшие страницы личного архива, которые бережно хранила годами, мечтая заняться поиском работ, ставших первыми ласточками армянской живописи и скульптуры в Степанакерте.

Эрикназ любила рассказывать о своих мечтах, творческих задумках, показывать свои проекты тем, кого причисляла к друзьям. А их у нее, человека открытого и общительного, было немало. Мы виделись не так часто, но каждая встреча с Эрикназ, будь то у нее дома или на выставке, выливалась в долгую беседу о творчестве, армянском искусстве, его корнях и современной культуре. Гостеприимная хозяйка, Эрикназ приглашала к себе на весь день: ей всегда было о чем поговорить и что показать из своих новых работ, а потом перейти к разговорам о своем, женском.

Невысокая, живая женщина, она передвигалась по дому бесшумно и быстро: то заварит чай из мяты или шиповника, собранного собственноручно, то угостит гранатами и персиками, которые также нарвала сама, а то принесет пергамент, ткань, бересту, бруски необработанного камня и начнет подробно рассказывать, во что собирается превратить эти неприметные на первый взгляд материалы. Кстати, камни, сухие ветки и корни, остатки металлических инструментов Эрикназ также находила сама для своих инсталляций, подметив в них, как она говорила, "художественную душу". Но особенно она любила то, что имело отношение к истории Армении.

В СВОИХ ФИГУРАТИВНЫХ СКУЛЬПТУРАХ ЭРИКНАЗ УМЕЛО СОЧЕТАЛА предметы быта и труда жителей средневековых армянских поселений, как бы возрождая их к жизни при помощи определенного расположения в одной скульптуре. Она старалась наладить диалог между космосом и природой. Космические символы, словно прообразы четырех стихий, сочетались с камнями, ветками и корой деревьев, кусочками карпета, жерновами мельницы, деталями древних земледельческих инструментов, заимствованных у матушки-природы.

Эрикназ отдавала дань традициям: в ее архаичных инсталляциях и мобилах каждый символ был в корне армянским, олицетворяющим христианство, древо жизни, традиции нашего народа и его наскальную живопись. Ее мобилы – скульптурные инсталляции с подвешенными на веревках движущимися амулетами из камней, по ее признанию, были "потомками" сооружений, которые наши предки использовали много веков назад в качестве детских игрушек над кроваткой новорожденного. Эрикназ возродила их в виде оригинальных и вместе с тем простых произведений искусства, которые и сегодня пользуются популярностью у ценителей скульптуры по всему миру.

Мечта Эрикназ Галстян - найти архивы галереи Степанакерта - так и не сбылась, однако другую она успела воплотить в жизнь. Речь о скульптуре "Спасение манускрипта", точнее, о двух скульптурах, посвященных знаменитому "Мушскому Торжественнику" и изваянных ею еще в студенческие годы. Именно одна из них и была в числе даров степанакертскому музею, а вторая хранилась в Ереване в мастерской брата Эрикназ, известного художника и гончара Грачьи Галстяна. В 1988 г. эта работа также была разрушена при аварии водосточных труб. Несколько лет назад Эрикназ вернулась к композиции из двух женских фигур и хачкара, по-новому восстановив ее.

В скульптуре отражен не только героизм двух армянок, вынесших на плечах священную книгу, но и боль за потерю части армянского культурного наследия в годы войн и Геноцида. "Мушский Торжественник", представленный на выставке в галерее "Ай Арт", пришелся по душе мэру Еревана Тарону Маргаряну, и хочется надеяться, что он обязательно найдет для скульптуры достойное место. А такие работы Эрикназ, как "Мерик" (Мама), "Оровел", "Гутани ерг" (Песнь плуга), "Ара Прекрасный и Шамирам", "Король и королева", "Дудук" и десятки других, несомненно, сами найдут свою обитель, напоминая о светлом человеке и талантливом скульпторе Эрикназ Галстян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЫСТАВКА "МОЙ ШУШИ" ПЕРЕШЛА В ОНЛАЙН
      2021-05-11 10:57
      1257

      С 7 по 10 мая в университете "Месроп Маштоц" Арцаха прошла выставка "Мой Шуши", организованная вузовскими Центром кавказоведения, кафедрой иностранных языков и библиотекой. Посетители познакомились с большим количеством разнообразных материалов на армянском, русском, европейских языках, относящихся к Шуши, разным сферам его деятельности и содержащих достоверную информацию о жизни города.

    • ВО ИМЯ КОМАНДОСА – ВО ИМЯ РОДИНЫ
      2021-05-09 09:58
      1098

      «Долг каждого армянина – защита Родины, вне зависимости от того, какой позиции он придерживается». Эти слова, словно факел во тьме, сияли на экране на протяжении съезда Гражданского совета имени Аркадия Тер-Тадевосяна, состоявшегося в канун 9 мая в конференц-зале ереванской гостиницы «Конгресс». Принадлежат они легендарному Командосу, чьим именем назван Гражданский совет и чье сердце не выдержало предательского итога Второй Карабахской войны, вошедшего в историю современной Армении как «трагическое 9 ноября».

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" С НОВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ
      2021-05-08 09:51
      2121

      В Национальной Академии наук РА состоялась презентация первого за 2021 год журнала "Научный Арцах" (N8 с момента издания) и его электронного сайта. За круглым столом встретились члены редакционного совета журнала и авторы размещенных в данном номере статей, чтобы обсудить опубликованные материалы, их тематику и актуальность, сделать замечания и внести предложения по всем направлениям работы, а также познакомиться с электронной версией "Научного Арцаха".

    • БЫЛО БЫ ВЕРНО ВОВЛЕЧЬ ДИАСПОРУ В ЖИЗНЬ АРМЕНИИ
      2021-05-07 10:21
      2178

      В википедийной биографии нашего соотечественника из Франции Карена ХУРШУДЯНА наряду со сведениями об образовании, деятельности, основных этапах жизни читаем имена его многочисленных педагогов, что встречается не часто. Каждый из учителей - в школе, на танцевальном поприще, юридических факультетах вузов - внес свой вклад в становление многогранной личности Карена Хуршудяна - танцора, преподавателя, юриста, поэта, литератора, переводчика, общественного деятеля и, наконец, патриота, который в течение 15 лет жизни во Франции не выпускает из рук флаг матери-родины - Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С АРЦАХСКИМ СОЛНЦЕМ В КРОВИ
      2021-05-09 10:18
      2792

      В Арцахе его знают все: и взрослые, и дети. Он не маг, не волшебник. Он заслуженный художник НКР, скульптор, автор  Государственного герба Арцаха, сотен картин и графических работ - Лаврент ГАЛАЯН. Его искусство сопровождает арцахцев с первых дней колыбели, в течение всей жизни.

    • ЕРЕВАН ПРОСТИЛСЯ С СУРЕНОМ ЗАКАРЯНОМ
      2021-03-24 11:25
      8724

      Он ушел из жизни внезапно. Чудовищно рано. Вдруг. Увы, это отражение в зеркале нашей современности общей тенденции постепенного исчезновения поэзии - во всех смыслах - из нашей жизни. И хотя слишком просты, понятны причины этого “ухода”, не хочется, нельзя, невозможно смириться с ним.

    • КОМИТАСИАДА АРА АРУТЮНЯНА
      2021-02-08 10:30
      6273

      Свою первую работу - образ Комитаса - выдающийся скульптор Ара Арутюнян создал в 1954 г., когда ему было всего 26 лет. Это тот самый памятник, который установлен на могиле композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры Еревана. Спустя 34 года, в 1988 г., в столице появился еще один величественный Комитас, украсивший сквер напротив консерватории. И вновь его автором стал Ара Арутюнян. Эта потрясающая скульптурная композиция стала последней работой Мастера.

    • ОН УШЕЛ, КОГДА С НЕБА ПАДАЛ СНЕГ
      2021-01-27 09:39
      4532

      В расположенной на одном из этажей Ереванского государственного института театра и кино мастерской Рубена Григоряна царил полумрак. На рабочем столе с опустевшим стулом – скромный букет цветов и фонарики с горящими свечами. Тишину нарушала только музыка, точнее песни, которые любил слушать "парон Григорян". Так его воспитанники встретили свой очередной учебный день – первый без Мастера.