ПРАВО ГОВОРИТЬ БЕЗ ГОСТАБУ
30 января в ереванском кинотеатре "Синема Стар" ("Далма Гарден Молл") состоялся первый закрытый показ для представителей СМИ нашумевшей картины "Шрам" немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина, повествующей о Геноциде армян в Османской Турции. Просмотр был организован Государственной комиссией по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида, в преддверии выхода картины Акина в широкий прокат. На наших больших экранах фильм появится 19 февраля. Но обо всем по порядку.
"Шрам" - история об истории
Фильм
"Шрам" заключает трилогию Акина о "любви, смерти и сатане".
"Шрам" как раз повествует о дьяволе, а точнее, об инфернальном
путешествии кузнеца Назарета в поисках двух своих дочерей, в конце которого,
кажется, все-таки вырисовываются контуры потерянного рая.
ИСТОРИЯ АБСУРДНАЯ,
В ДУХЕ КАФКИ, КАК В ОБЩЕМ-ТО МНОГОЕ В НАШЕЙ ИСТОРИИ. Кафкианскую составляющую своего
фильма отмечает и Акин - в одну ночь в дом Назарета вваливаются военные и
забирают его прочь от семьи. Что? Где? Когда? Зачем? Почему? Вопросы зависают в
воздухе. Абсурд сгущается еще больше, когда неожиданно забритых в турецкую
армию армян заставляют делать то, что вроде бы солдатам делать не положено,
наказывают за неповиновение, просто убивают - за "непригодность" и в
конце концов оставляют умирать в пустыне. Назарет чудом спасается, но лишается
дара речи - емкая символическая метафора. Ведь он больше не заговорит и никому
не расскажет обо всем случившемся. Никто не узнает, никто не ответит на вопрос
- кто виноват? Назарет идет по пустыне, как через круги ада - колодец, полный
трупов, женщины и дети, умирающие без воды и хлеба. А он все идет, иногда
делает остановки и снова пускается в путь, нередко обманываясь призрачными
миражами. Пустыня ввергает в ужас. Она - будто материализация описаний
научно-фантастических, страшных, нереальных инопланетных образов.
Назарет неустанно продолжает свою одиссею в поисках дома,
откуда его забрали, в поисках дочерей, чудом уцелевших в кровавой резне. Через
Сирию и Ливан он едет на Кубу, затем в США, находя следы родных и теряя их -
обретая и снова теряя надежду. Фильм начинается с показа Первой мировой войны,
в круговороте событий которой турецкое правительство и хотело затерять следы
своих зверских деяний. Затем мы видим армянское население империи, которое
мирно живет тут, прекрасно сосуществуя с людьми иных религий и мировосприятия…
1915 год – чудовищная бойня... С самого начала
кинополотно представляет большой срез из жизни армянской общины Турции, на
котором виден весь масштаб содеянного. Но чем дальше уходит режиссер в
"пески пустыни", тем плотнее история целого народа локализируется,
становится камерной, интимной, превращаясь в повествование про
одного-единственного человека, который упорно ищет остатки своей семьи, даже не
будучи до конца уверенным в результате поиска. Но он продолжает искать – он не
опускает рук, он борется с обстоятельствами, крепнет в этой борьбе.
Назарет не хочет идти в церковь. Да, он больше не верит в
Бога, но вот парадокс - Бог верит в него!.. По ходу фильма история набирает
силу и экспрессию, получает глобальное звучание, обретает мощное эпическое
дыхание. Мы видим одного Назарета, но понимаем - ведь миллионы армян вот так по
сей день ищут обломки своих разоренных, оскверненных, угасших в потоках крови
семейных очагов. От такой "локализации" повествование только
выигрывает.
Иди и смотри
В числе бесспорных
достоинств картины надо, в первую очередь, отметить актерскую игру. Тахар
Рахим, известный по фильмам "Пророк" и "Секреты прошлого",
равно демонстрирует как свой талант, так и безукоризненное мастерство. Почти
весь фильм он не произносит ни слова, но его "немота" восхищает.
АКТЕР ВЕДЕТ
НЕПРЕРЫВНЫЙ ДИАЛОГ СО ЗРИТЕЛЕМ – В КАЖДОМ ВЗГЛЯДЕ, в каждой набегающей на лицо
тени, в каждом скупом и резком жесте. Тахар Рахим явно солирует, однако
остальные исполнители не тушуются, а "играют" солиста, как короля
свита, внося яркие аккорды в мощный актерский ансамбль.
Очень сильна драматургическая основа "Шрама",
которую написал Мардик Мартин, долгое время работавший с Мартином Скорсезе. Это
называется storytelling - умение экранными средствами рассказать простую
человеческую историю, чтобы людям в зале было интересно. Драматург выстроил эту
историю мощными зигзагами пульсирующей кардиограммы - от рая к аду, от хорошей
вести до плохой - постоянно держа зрителя в напряженном волнении, ни на минуту
не ослабляя его внимание. Сценарист постарался на славу, особенно в изучении
социологии и психологии зрителя, математически точно просчитав каждую его
эмоцию. На славу потрудились и художники, как декораторы, так и дизайнеры по
костюмам.
Изучен колоссальный исторический, картографический
материал, на основе которого авторам удалось воссоздать даже воздух эпохи, уже
далекой от нас, потерянной в извилистых лабиринтах времени. Интересно и
изобразительное, цветовое решение картины: теплые и холодные цвета, их
гармонизация, соединение в единое целое. Это уже к оператору Райнеру
Клаусманну, который снял почти все картины Акина. А музыку к фильму написал тот
самый Александр Хакэ, автор музыкального оформления культовой картины режиссера
"Головой о стену". И снова это музыка мгновенного и сильного действия,
драйвовая композиция в стиле рок, лейтмотивом которой послужила армянская
народная колыбельная. Впечатлениям способствует и динамичный музыкальный монтаж
Эндрю Берда.
А главное, Акину удалось сработать так, что угадать финал
так до самого конца и невозможно. И это ведет, заставляет тебя смотреть
"Шрам" с неослабевающим интересом и напряжением.
"Попытка
услышать друг друга"
Да, несомненно,
Фатих Акин – смелый человек. Снять фильм с таким мощным позиционным,
идеологическим высказыванием! Акин не побоялся бросить увесистый кирпич в
витрину турецкого государства. Он заговорил от имени своего народа, попросил
прощения у армян за зверства своих предков. Фильм этот - попытка примирения,
согласия, толерантности, попытка услышать друг друга. Режиссер, истинный
гражданин мира, спустя целый век старается вступить в новый, честный диалог.
Услышим ли его мы? Услышат ли его собственные соотечественники?
"КОГДА ПЯТЬ
ЛЕТ НАЗАД Я ПРИЕХАЛ В ЕРЕВАН, НА "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС", то поклялся себе вернуться сюда
уже с готовым фильмом. Целых пять лет день и ночь работал над картиной, изучил
огромное количество исторических материалов, архивной хроники. Честно
признаюсь, я много читал о вашей истории, много путешествовал - везде, где
происходят действия моего фильма. Но самым важным опытом было то, что я
встречался со многими армянами по всему миру, слушая их истории, истории
свидетелей, выживших и их потомков, которых разбросало по всему белому свету. И
поскольку я режиссер, то решил рассказать миру обо всем этом именно на языке
кинематографа.
Конечно, фильм этот не может дать ответы на все вопросы,
не может решить все проблемы. Я и не ставил перед собой такой цели. Если бы у
меня была такая цель, я бы сделал документальный фильм, подкрепленный
фактологическим материалом. Но я снял художественный фильм, историю одного из
миллионов потерянных армян, - говорит Фатих Акин. - Для меня имеет особое
значение то, что сегодня я приехал в Армению. До этого я был во Франции, а до
этого в Турции. Самое главное, на мой взгляд, - мы сумели добиться того, что наш
фильм вышел в широкий прокат в разных городах Турции. Не просто фестиваль или
пара-тройка закрытых показов, нет, широкий прокат, правда, с возрастным
ограничением.
Интересно то, что молодые люди, выйдя из залов, говорят
друг другу: "Мы ничего обо всем этом не знаем. Интересно, что же случилось
с армянами в Турции в 1915 году?" Я считаю, что история Назарета очень
человечна, она затронет души людей, заставит их почувствовать боль. А
логическим продолжением этой цепочки станет то, что люди после просмотра начнут
искать информацию о Геноциде, а значит - мы добились своей цели. Я никогда не
сомневался, что буду снимать эту киноленту. Если бы несколько лет назад в
турецком обществе заговорили о Геноциде, это было бы совершенно неприемлемо,
однако сегодня у нас есть такая гражданская воля, которая развивается в самых
широких слоях турецкого общества. Свою картину я считаю именно гражданским
поступком, ведь Турция - моя историческая родина, хотя я вырос и живу в
Германии. "Шрам" - наше право говорить обо всем вне политических и
каких-либо государственных табу".
А напоследок режиссер рассказал, как к нему пришли два
основных образа фильма - метафора немоты и образ шрама, раны, тесно связанные
между собой. Акин признается, что утрата голоса - это аллегория умалчивания
самой темы Геноцида армян, попытка предания его забвению, искажение упрямых
исторических фактов и даже полное опровержение зверских деяний по отношению к
армянам. В прошлый приезд режиссера в Ереван в 2010 году он поднялся на
Цицернакаберд, в мемориальный музей Геноцида. Там он увидел идущий от основания
до вершины по всей стеле глубокий след - разлом, словно разделяющий стелу на
две части. Ему объяснили, что эта стрела-рана символизирует расколотый
армянский народ, меньшая часть которого живет в Армении, а большая - в
диаспоре. Так к Акину пришла идея
назвать фильм The Cut - "Шрам". 19 февраля "Шрам" выйдет на
большой экран.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-29 10:46
Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.
-
2024-10-07 09:13
В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.
-
2024-09-27 09:20
Четыре года назад, утром 27 сентября, Азербайджан начал третью, широкомасштабную войну против Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики). Как и его предшественники, третье поколение независимых граждан Арцаха было вынуждено взять в руки оружие, чтобы защитить от агрессора себя, свои семьи и родину.
-
2023-11-30 10:50
По печальной традиции, последнюю неделю ноября отмечается скорбная годовщина исхода исконного населения из армянского Кировабада (Тигранакерта - VI.в. до н.э., Гандзака, ныне – Гянджи). 35 лет прошло с того дня, когда армяне начали покидать свои дома в Кировабаде, опасаясь очередных погромов мирных жителей.