"ПЬЕРО"
Печальная история дамы с собачкой. Танцуют все!
"Такой маленький, а такой вместительный!" - сказала бы по этому поводу девочка из рекламы по случаю того, что Маленький театр при Центре эстетического воспитания, кажется, бьет рекорд по части сочетания скромных возможностей с "нескромными" достижениями. То, что каждый новый спектакль в этом театре становится темой для восторженных разговоров и охов-вздохов, давно уже факт. А репертуар все ширится, ширится охват не только литературной основы постановок, но и их жанров.
В Маленьком театре
опять премьера. Спектакль "Пьеро" по одноименной новелле Ги де
Мопассана в постановке Ваана БАДАЛЯНА.
Маэстро, туш!
ТУШ ГРЯНУЛ ПОЧТИ
ГОД НАЗАД – В ЧЕСТЬ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЧЕРЕДНОГО фестиваля "Театр-Х", организаторы
которого достигли договоренности с Министерством культуры о поощрении
лауреатов. Три миллиона драмов, выделенных Минкультом в поддержку молодых театральных деятелей,
стали наградой тем, кого эксперты "Театра–Х" объявили лучшими.
Финансовая награда сопровождалась условием: деньги должны быть потрачены на
творческие цели. Топовый спектакль маленького театра "Записки
сумасшедшего" по Гоголю возглавил тройку лидеров, и театр стал
миллионером. А целевое использование этого самого миллиона отложилось почти на
год не по причинам таким знакомым и таким же смутным, а потому, что Ваан
Бадалян и его команда при поддержке Британского совета реализовывали иной
проект – "Не покидай меня". Спектакль, в котором вместе с молодыми
актерами были заняты люди с ограниченными возможностями, не просто вышел, но
произвел "бум". Теперь можно было обращаться к министерскому
наследству, а заодно и к Ги де Мопассану.
Маэстро, вальс!
По звуки головокружительного вальса на сцене кружат все
участники действа – юные танцовщики в ярких нарядах, а тем временем бархатный
голос Вигена Степаняна отстраненно-саркастически начинает историю мадам Лефевр
и Пьеро… Как там у Булгакова? "Душераздирающая по художественной глубине
история кражи пельменей…"? Вот с такой же душераздирающей истории кражи,
только не пельменей, а двенадцати головок лука-шамот с грядки мадам Лефевр и
началась эта история. А чтобы предотвратить повтор преступления века, мадам рекомендовали завести собаку. Так у
скупой, как Гобсек, скандальной, мещанистой и сексуально озабоченной – ну,
словом, препротивной дамочки появился
крохотный, веселый и неунывающий Пьеро.
Маэстро, "Половецкие пляски"!
НЕТ-НЕТ, МУЗЫКУ ИЗ
"КНЯЗЯ ИГОРЯ" БОРОДИНА ВААН БАДАЛЯН НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ. Но в хореографии актера,
ассистента режиссера и педагога Арсена Хачатряна, сильно поднаторевшего в
хореографии по ходу проекта "Не покидай меня", есть номер, сильно
напоминающий культовый танец из знаменитой оперы. По аналогии с оперой-буфф
Жака Оффенбаха Ваан Бадалян поставил современный балет-буфф, или балет-фарс, учинив
на сцене феерическое, праздничное и, кажется, непозволительное веселье – ведь
история Пьеро вроде незамысловатая, но вполне себе душераздирающая, история
Муму, рассказанная с французской элегантностью. В режиссерской же трактовке она
метаморфизировалась почти в "черный юмор", утратила понятия о высоком стиле, как ее героиня утратила понятия о человечности и
милосердии.
Маэстро, рок-н-ролл!
Танцуют все! Уберите со сцены любые декорации,
освободитесь от доморощенного реквизита! Смакующий театральные подробности и
технические примочки Ваан Бадалян шагнул в практически пустое пространство
сцены. Танец-карнавал и танец-пародия. В новом балете-буфф заняты юноши и девушки "хореографической
направленности". Но дело даже не в этом. Дело в том, что общая профессиональная культура и
вкус здесь таковы, что конфуза не возникает ни на минуту – отнюдь нет, а
наоборот, рождается тот небалетный, но обаятельный дансантный стиль, которого
требует режиссер и которого требует спектакль. И в игре молодых актеров много
движения, яркой и выразительной пластики. Но здесь работает не только движение,
а речь - необычайная концентрация речевой энергии, высочайшая интенсивность
интонаций. И это речь, а не крик,
нередко приобретающая юмористическую окраску. И это не слишком обычная вещь для
современного театра приглушенных фраз.
Громкая речь живописна и очень смешна, актеры создают
карнавал интонаций, адекватный карнавалу танцев. В чисто драматическом
спектакле они не были бы так находчивы, так смелы, так азартны. Но избранный
режиссером жанр пробуждает к интонационной раскованности и даже риску.
Естественно, эти шаржированные интонации, как и шаржированная пластика,
проработаны со всей бадаляновской тщательностью и напоминают великолепную
анимацию, скажем, Хржановского. Какое
уморительное зрелище – парад собак, среди которых мадам Лефевр ищет волкодава,
но желательно, не дороже пяти франков! Этот парад-алле – словно ожившая серия
карикатур Херлуфа Бидструпа. Какое карикатурное зрелище сама мадам – с
накладкой-турнюром на филейной части и с голосом солистки вороньей стаи! Какое
сочное зрелище – провинциальные кумушки, томно танцующие в объятиях своих
кавалеров в сельском ресторанчике! Какое обаятельное и трогательное зрелище:
маленький – точнее, маленькая – Пьеро с
широко распахнутыми блестящими глазами и рыжим хвостиком!
Маэстро, на похороны, не торопясь…
ВПРОЧЕМ, ПАМЯТИ
БЕЗВРЕМЕННО УСОПШЕГО ПЬЕРО МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР посвящает изысканное и страстное танго. Танго,
смотрящееся на фоне забывшейся нехорошим сном с кошмарами мадам, не вставным
номером, а саркастическим панегириком. Жадность мадам Лефевр сгубила – не желая
платить за маленького Пьеро такой же маленький, как он сам, налог, она отправила его в
каменоломни к одичавшим псам… Остались от Пьеро рожки да ножки. Точнее, ничего
не осталось. Мадам, правда, о содеянном пожалела и долго каялась, а принявший мученическую
смерть песик являлся ей в снах белокрылым ангелом. Стоила ли слеза жестокосердной мадам
Лефевр жизни замученной собачки?.. Даже
в жанре балет-буфф Ваан Бадалян заставил зазвучать скрипку – скрипку в душе всю
дорогу веселящегося зрителя.
Маэстро, туш!
Нет, лучше сначала вальс, под звуки которого юные артисты
пошлют последнее приглашение к танцу и под звуки которого будут выходить на
поклон зала, захлебывающегося криками "браво!" А вот теперь туш в честь Ваана Бадаляна
и его Маленького театра. В честь их таких, теперь уже многочисленных,
таких разных и таких замечательных спектаклей.
Такой маленький и такой вместительный!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-09 10:21
У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория. На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.
-
2024-09-09 10:15
"Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.
-
2024-09-07 10:07
Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.
-
2024-04-11 11:01
"Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин... Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира. Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.
-
2024-03-04 10:40
Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.