ДИЛБО. ЖИВОПИСЬ
Альбом известного художника Альберта Дилбаряна озаглавлен "Дилбо. Живопись". Так обычно друзья и знакомые, а затем и весь город называли художника. Этот альбом вышел в Тбилиси спустя несколько лет после смерти живописца в серии Golden collection of Black Sea Group. Тираж был небольшим, поэтому далеко не все поклонники творчества Дилбаряна смогли увидеть его. В альбоме помещены свыше 80 репродукций - произведения эти были созданы художником в разные периоды жизни. Широко представлены его любимые жанры: натюрморты, портреты, композиции.
ДИЛБО - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТБИЛИССКОЙ АРМЯНСКОЙ ШКОЛЫ, СКОРЕЕ ДАЖЕ тбилисской полифонической культуры, и эта художественно-генетическая нить проходит через все его творчество. Один конец этой нити идет от Пиросмани, второй - от Александра Бажбеук-Меликяна. Дилбо, можно сказать, вырос в доме Бажбеука, он ходил к Мастеру с 15 лет, и хотя непосредственно учеником его не был, многое перенял от него, в том числе эстафету камерной ретроспективы.
У Дилбаряна была своя зона, точнее, свой лагерь в
тбилисском обществе. Пищу для тем своей живописной рефлексии он черпал из прошлого
Тбилиси, любимого им периода "серебряного века". Эта ностальгия по
старому городу, уроженцем которого он был, ощущалась не только в творчестве, но
и в убранстве его мастерской. По рассказам хорошо знавших его людей, Дилбо
приходил в мастерскую чуть ли не в шесть утра и уходил далеко за полночь.
Мастерская была его обителью и могла многое поведать о своем хозяине. Здесь
можно было увидеть что угодно: старую швейную машинку, чугунный утюг,
керосиновую лампу, медные блюда, уличный фонарь, куски материи, старинные часы,
обветшалую ширму и много других вещей, которые обычно встречаются на блошиных
рынках и в недрах мусорных свалок.
Органично вписываясь в интерьер мастерской, они не раз
становились и реквизитом для его натюрмортов. Вот названия только нескольких
его широко известных картин: "Швейная машина", "Натюрморт с
гармонью на столе", "Белая лампа на шпалерах", "Голубая
супница", "Натюрморт в овале", "Самовар",
"Веник", "Гранаты", "Манекен", "Натюрморт с
селедкой", "Кувшин с грушами", "Белый натюрморт",
"Натюрморт с лампой и кувшином", "Натюрморт с рыбой и красными
яйцами".
Предметы, ставшие персонажами натюрмортов, отнюдь не из
разряда антикварных, тем не менее у каждого своя биография, своя история. Даже
фрукты на блюдах выглядят пришельцами из тьмы веков. Такое ощущение, что
художник не просто рисует все эти самовары, кувшины, лампы, а собственноручно
создает их. Я бы сказала, что натюрморты Альберта Дилбаряна - это воспоминания,
порожденные предметами, и предметы, порожденные воспоминаниями. А собранные
вместе они являют собой своего рода уникальный портрет старого города. Однако
создают этот своеобразный портрет не только натюрморты, но и другие работы
художника: "Двор с яблоней", "Семья", "Желтые
балконы", "Дом с красной крышей", "Швейная", "После
литургии"... Они, как и портреты, переносят нас в мир давно пожелтевших
фотографий и черно-белого кинематографа.
В АЛЬБОМЕ МНОГО
ПОРТРЕТОВ КОНКРЕТНЫХ ЛИЦ, ПОСЛУЖИВШИХ ЕМУ МОДЕЛЬЮ: это портреты его дочери Анны и
Мананы - жены его друга, известного грузинского художника Авто Варази (многим
он, наверное, запомнился по фильму "Пиросмани", в котором исполнил
роль великого художника), а также Юлии Лазаревич, Эки Джапаридзе, Таты
Контридзе... Есть у него и портреты, не имевшие явных прототипов: "Женщина
с веером", "Девочка с синим бантом", "Молодая
женщина". Он говорил, что не рисовал портреты, а "похищал" их у
своих моделей.
Дилбо - художник-урбанист. Люди на его картинах -
городские жители, но из разных социальных слоев, и тем не менее все они герои
тбилисской мистерии. Однако в сюжетах Дилбо все серьезно - даже веселье, даже
"Праздник", даже "Пасхальный стол". Печален и его
"Арлекин", в темных глазах которого, казалось, застыла вся мудрость и
скорбь мира, резко диссонируя с яркой раскраской лица. И еще мне думается, что
" Арлекин" написан с него самого. На автопортрете художника с его
знаменитой кепкой, с которой, как говорят его близкие, он никогда не
расставался, у Дилбо тот же погруженный в себя взгляд много пережившего
трудяги. Облик все того же Арлекина, но в простой темной одежде, в момент,
когда яркая мишура клоуна уже не скрывает ранимость и боль души.
Говорят, что в мастерской Дилбо витала странная и даже
фатальная аура. Мистики нашли подтверждение этому и в несчастном случае,
который произошел с художником во дворе, где располагалась мастерская (одна из
картин Дилбо так и называется "Двор мастерской"). Темной ночью (улицы
Тбилиси в те годы не освещались), возвращаясь домой, он упал в яму и пролежал в
ней до утра, пока случайный прохожий не обнаружил его. Этот несчастный случай
повлек за собой тяжелую болезнь, от которой художник так и не оправился. Но
какой-то рок продолжал довлеть над мастерской, интерьер которой знаком нам по
целому ряду картин, в том числе по приведенной в альбоме работе "Мастерская
художника". Художник, работавший в ней после смерти Дилбо, также
неожиданно и быстро ушел из жизни.
Первые листы
альбома отведены фотографиям художника. Он в мастерской, он с Серго
Параджановым, он с внуком, тогда еще маленьким Ильей Черкезишвили. Авторы
снимков не указаны, но видно, что сделаны они настоящими мастерами своего дела.
Впрочем, в круг друзей Альберта Дилбаряна входили только талантливые и
неординарные люди, такие же, как он сам.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-04-08 11:59
В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.
-
2019-01-16 11:28
Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.
-
2018-12-21 15:36
говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.
-
2018-12-21 14:55
Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".