СОВРЕМЕННИКОВ ИГРАТЬ ГОРАЗДО ИНТЕРЕСНЕЕ,
считает заслуженный артист РА, директор Ереванского государственного русского театра им. Станиславского Фред ДАВТЯН
Еще в январе Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Армении господин Волынкин вручил художественному руководителю Ереванского государственного русского театра им. Станиславского, народному артисту РА Александру Григоряну распоряжение президента Российской Федерации В.В. Путина. "За большой вклад в укрепление российско-армянских культурных связей и сохранение традиций русского театрального искусства в Республике Армения объявить благодарность" нашему Русскому театру.
"Мы испытали чувство гордости и глубокую благодарность за то, что в эти такие нелегкие времена президент Российской Федерации не забывает о деятелях культуры. Среди такого большого количества русских и русскоязычных театров наш театр заслужил такое поощрение, и это большая честь, поскольку оно исходит не просто от главы российского государства, но и выдающегося, на мой взгляд, политического деятеля", – сказал по этому поводу Александр Григорян.
А совсем недавно в Русский театр пришла еще одна грамота
с гербовой печатью. Указом президента РФ Владимира Путина директор Ереванского
русского театра, заслуженный артист РА Фред ДАВТЯН награжден медалью
"Пушкин" - теперь уже за свой личный вклад в укрепление
российско-армянских культурных связей. "Конечно, замечательно, что Фред
получил эту награду, получил как директор театра. Но для меня он все равно в
первую очередь артист. Хороший артист. Настоящий артист", - считает
Александр Самсонович. И с ним невозможно не согласиться. Целая галерея
замечательных, таких не похожих друг на друга образов, которые на протяжении
двух десятков лет создавал Фред Давтян на сцене родного театра, принесла ему
славу одного из самых интересных артистов среднего поколения.
- Не обидно Фреду
Давтяну-артисту за то, что высокой награды удостоился Фред Давтян-директор?
- Хороший вопрос! Просто для меня существует один закон:
спокойно, профессионально делать свое дело – будь то актерское или
директорское, а награды, они тогда, наверное, найдут "своего героя".
Конечно, очень приятно и воодушевляет. И все же я люблю свой театр, я ему,
извините за пафос, служу не за медали. Вот в наградном документе написано –
"директору театра". Но это что, я один такой хороший? Нет, конечно,
это действительно заслуга всего нашего коллектива, который столько лет (а
времена ведь бывали всякие) бесперебойно работает. Особенно приятно, что это
заметили, и не кто-нибудь, а президент Российской Федерации. Ну что может
думать по этому поводу Фред Давтян-актер? Может быть, и на его улице еще
наступит праздник. Я в это верю, а с другой стороны, отношусь к этому очень
спокойно.
- Ясно, что статус
директора – это много приятностей. А все-таки – не мешает? Ты ведь реально
много играешь.
- Конечно, бывает, что мешает, и даже очень. Готовишь
серьезную роль, заключительный этап репетиций, на носу премьера, поднимаешься
со сцены в кабинет – и тут какой-нибудь катаклизм по административной части.
Тем более в последнее время, когда по каждому поводу требуется составить кучу
бумаг. Под момент первое желание - начать биться головой об стену… Но за
шестнадцать лет работы в двух ипостасях я к этому если не до конца привык, то
по крайней мере научился с этим справляться. Тем более что в театре работают
люди, которым если что-то поручил, можешь спать спокойно.
- Бывали случаи,
когда из-за административного аврала приходилось отказываться от роли?
- Такого не было и, могу сказать с полной
ответственностью, никогда не будет. А если какая-то чепейная ситуация, значит,
мне придется совладать с обеими. Такое случалось, и неоднократно. Случается,
приходишь в театр утром в восемь, а уходишь… А уходить вроде уже и смысла нет.
Бывает! Но это же не всегда.
- Все-таки актер –
существо изначально центропупическое. Собственный успех, собственное величие –
"я" как центр вселенной. Тебе "по должности" полагается
болеть и заботиться обо всех. Внутри себя, как ты с этим справляешься?
- Как любой ненормальный человек, то есть актер, я тоже
эгоцентрик. Просто приучил себя не к слову даже, а к понятию "мы".
Это совершенно волшебное слово. Потому
что жизнь и практика показали (и неоднократно): когда выигрываем
"мы", это тоже дает удовлетворение твоим личным амбициям. Тут главное
прочувствовать определенный ракурс восприятия. Когда ты научился понимать, что
это общая победа и без тебя она была бы не полной, тогда победы вот этого
" Я! Я! Я!" становится недостаточно. И потом, в нашей профессии это
"я" в конечном итоге особенно губительно. Когда побеждаем
"мы", - это мощнее и надежнее.
- А как насчет
того, что в театре много актеров, которым еще 25, а тебе уже не 25, и они дышат
в затылок?
- Ну то что им еще 25, а мне уже нет – от этого никто не
ушел. И к этому надо трезво и адекватно относиться. Не будем забывать, что наш
театр очень омолодился. Сейчас как-то стало модно хаять молодых - некультурные,
необразованные, а туда же… Я всегда пытаюсь объяснять своим молодым коллегам,
что артист - это не профессия, это образ жизни. Это то, как ты ведешь себя, как
ты воспринимаешь мир и себя в нем – на улице, среди людей. И это не имеет
ничего общего с понтами и оригинальничаньем. Да, мне не 25, но мне очень
приятно, что те, кому 25, стоят в кулисах и смотрят, как я работаю, стараются
чему-то научиться. И я стараюсь научить их чему-то из того, что в свое время
сумели дать мне мои прекрасные учителя. Преемственность поколений – это
закономерно, это должно быть. Так или иначе они - будущее этого театра. И если
ты к этому будущему относишься с верхоглядством, значит… Скажу, перефразируя
Чехова, ты не любишь театр так, как его должно любить. А я действительно люблю
свой театр, пытаюсь научить этому своих молодых коллег и получаю ответный
отклик.
- Актеры твоего
статуса приходят к режиссеру с пьесой и начинают объяснять, что для него обязаны
поставить такой-то спектакль. Это теперь на каждом шагу. Тебя эта чаша минула.
Это страх перед "злоупотреблением служебным положением" или нет
времени на это заморачиваться?
- У меня за спиной действительно большая галерея
сыгранных тяжеловесных ролей, но это же для артиста ничего не значит… Об этом
не думаешь, иногда даже не помнишь – главное то, что будет дальше. Честно
говоря, за всю свою актерскую, а потом уже и директорскую жизнь мне как-то не
пришло в голову взять подмышку пьесу, прийти к Григоряну и сказать: вот я тут
решил сыграть "Макбета". А вообще – это мысль! Но мне уже, наверное,
поздно меняться… Макбетов с гамлетами сыграть не пришлось, но пришлось сыграть
очень многое другое, может быть, по глубине и многообразию пластов не уступающее
этим ролям. Были роли, которые на определенном, конкретном этапе представлялись
мне очень серьезными и трудными, казалось, непреодолимыми. Мне грешно
жаловаться на свою актерскую жизнь. Вот, театр пережил очень сложный год -
погиб Ерванд, какие-то актеры ушли… Возникли бреши. А наш театр не может
существовать без серьезного репертуара, особенно без русской классики. Мы
занимались восстановлением спектаклей, последним стал "Горе от ума".
Все вернулось на круги своя. А теперь уже будут новые спектакли, новые роли.
Слава богу, Григорян постоянно в поиске, постоянно предлагает коллективу то
одно, то другое.
- Как-то
подозрительно легко говоришь о серьезнейших ролях. Но есть же какие-то, которые
ты считаешь "вехами творчества".
- Когда только начинал, первой точкой отсчета для меня
стал спектакль "Зверь". Потом достаточно долго были какие-то
проходные роли, и вдруг Джордж в спектакле "В будущем году в то же
время". Свою профессиональную зрелость для себя я отметил ролью в
"Княгине павшей крепости". Как-то умудрился полюбить тирана и
сыноубийцу князя Васила. Потом была "Золотая рыбка" Освалда. А за
последние годы - Виктор Черметов в пьесе Юрия Полякова
"Одноклассники". Интересный, достаточно неординарно построенный
персонаж.
- А Мамаев в
"На всякого мудреца..." - шикарная работа!
- Как ни странно, далось мне это легко, я был готов к
этой роли. Вот видишь, можно что-то найти в моих творческих
"закромах"… Нас же учат – чем будешь удивлять?.. Оказывается, иногда
получается. Самое интересное - это начало работы, когда еще даже не знаешь, к
чему придешь. А когда получается, начинаешь думать, что не напрасно выбрал эту
профессию, и говоришь себе: давай, двигай дальше!
- И что, ни одной
роли-мечты?
- Вообще-то когда-то хотел сыграть Ричарда III, но как-то
перегорел – расплескалась мечта. Представь себе, ни одним из таких брендовых
названий, как ни странно, не грежу. И, честное слово, не потому, что боюсь не
справиться… А, вот нашел! Пьесу назвать не могу, но больше всего хотелось бы
такую роль, чтобы с такими же, как в брендовых пьесах пластами и глубиной,
сыграть современный образ. У меня неплохой багаж классических ролей, но сегодня
наших современников мне играть гораздо интереснее. Классика классикой, но ведь
мы живем в сегодняшней жизни, в "здесь и сейчас". Эта жизнь очень
сложная, муторная, порой, да, невыносимая. Но ведь в ней есть такая
драматургическая основа! И мне это, конечно, интересно воплощать на сцене.
Очень интересно!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…
-
2024-10-07 10:18
"Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.
-
2024-03-04 10:40
Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.
-
2023-11-29 10:02
Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.