Последние новости

СЦЕНА - СУДЬБА И РАДОСТЬ

Самый пик артистической карьеры солистки Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова Асмик Ацагорцян пришелся на 80-90-е годы. В те годы ее имя не сходило с афиш театра. "Выше всяких похвал" - так отозвались о певице после спектакля "Полиутто" в Большом театре, где она исполняла партию Паолины во время гастролей нашего Оперного театра в Москве. В тот вечер ее голос, сливаясь с прекрасной музыкой Доницетти, звучал красиво и вдохновенно.

ПОМИМО ГОЛОСА АСМИК АЦАГОРЦЯН ОБЛАДАЕТ И ДРУГИМ ДАРОМ - АРТИСТИЗМОМ. Именно он чудесно преображает на сцене певицу то в порывистую деревенскую красавицу Ануш, то в утонченную мечтательную Мими из "Богемы" Пуччини, то в беспокойную Виолетту с безумной жаждой жизни, то в хрупкую Дездемону из "Отелло" Верди...

Первый большой успех пришел к ней в 1989 году в Бразилии на Международном конкурсе вокалистов, проходившем в Рио-де-Жанейро, где она завоевала Гран-при. Для Асмик это было началом последующих побед, хотя она уже была лауреатом двух других конкурсов - Закавказского и Всесоюзного. После блестящего выступления в Рио-де-Жанейро она получает приглашение участвовать в Международном конкурсе имени Беллини в Палермо (Италия), где удостаивается второй премии, спустя год - в Португалии становится лауреатом еще одно творческого соревнования. Она завоевывает первое место на Международном конкурсе имени Луизы Тодди. Арии и романсы в ее исполнении были настолько своеобразными и многообещающими, что специалисты заговорили о рождении новой оперной звезды.

Однако Асмик, человек цельный и глубокий, понимала, что успеха на конкурсах и одного таланта мало. Что талант без силы духа, упорного труда? Талант, помноженный на труд, - вот что принесло ей подлинное признание. В труппу Ереванского оперного театра она была принята в 1985 году.

- Всем, чем я владею, обязана своей матери, - говорит Асмик. - Моя мать (Елена Микаелян) была солисткой нашего Оперного театра и долгие годы исполняла все ведущие партии. Так что с малых лет Оперный театр был моим родным домом. Мама первая обнаружила у меня голос. Потом, окончив музыкальную десятилетку, я всерьез занялась вокалом уже в Ереванской консерватории, в классе Татевик Сазандарян.

Она быстро овладела методом своего профессора и прошла с Сазандарян многие партии. Много лет спустя Асмик призналась, что первое выступление перед публикой не произвело на нее сильного впечатления. Гораздо большую радость вызывали в ее сердце афиши, расклеенные по городу. Все ее существо наполнилось гордостью и уверенностью в том, что ее ждет успех.

АСМИК С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ВСПОМИНАЕТ СВОЕГО ПЕДАГОГА - ЗНАМЕНИТУЮ ТАТЕВИК САЗАНДАРЯН. "Татевик Тиграновна мне говорила, что голос сам по себе - это еще не все. Певцу необходимы крепкие нервы, природное музыкальное чутье, умение держаться на сцене, умение играть". Но превыше всего она ценила скромность, ведь только скромный человек может учиться на собственных ошибках, а их у каждого артиста предостаточно. В творческом плане, считает Асмик, ей многое дала и великолепный музыкант Марианна Арутюнян.

Все ее героини обретали редкую сценическую привлекательность. Стройная фигура, грациозная осанка, выразительные черты лица, прекрасные темные глаза. Поразительное мастерство Асмик позволяло ей создавать ощущение свободы и выразительности при строгом соблюдении законов оперной классики.

Многие сопрановые партии прочно вошли в репертуар певицы. Она исполняет все ведущие партии - Ануш, Карине, Мими, Виолетта, Дездемона... Многие партии она поет годами и на протяжении этих лет продолжает работать над ними, искать новые вокально-сценические решения. Если смотреть ее несколько раз подряд в одной роли, то можно заметить - певица никогда не повторяется, она всегда новая, даже неожиданная. Не выходя из ансамбля, Ацагорцян может тонко, интересно сымпровизировать мизансцену, мастерски пользоваться тембральными красками своего широкого диапазона голоса.

Каждая роль певицы - это и своеобразная внешняя линия поведения, и ей одной присущая прелесть внутренней жизни. Исполнению ее присущи непосредственность, естественность, простота, без которых, как писал в одном из своих писем Верди, искусство не является искусством.

Асмик Ацагорцян всегда верна себе: какой бы выразительностью ни отличались фиоритурные пассажи ее голоса, в пении всегда ощущается сердечная теплота, умение по-своему одушевлять звук, что помогает ей выражать самые тонкие нюансы человеческой психологии. Любая ария, даже в рамках камерной программы, в воплощении певицы драматургична. Причем она никогда не закрепляет жест, поворот, взгляд. Все каждый раз рождается заново. А потому концерт А. Ацагорцян мы воспринимаем как монолог. Но в памяти остаются, пожалуй, прежде всего озарившие актрису трагическое вдохновение, горящие глаза, пластика рук, движение души.

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ АСМИК ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СЦЕНЕ РЕЖЕ. Конечно, афиша нашего Оперного театра в эти не легкие для искусства годы значительно сузилась. Этот пробел певица восполняла выступлениями на концертах, от которых никогда не отказывалась. Пожалуй, не найдешь любящего классическую музыку человека, который не слушал бы по радио, телевидению или в записи голос Асмик. Арии из опер, романсы Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Шумана, Шуберта, Листа, Баха, Генделя, Эдуарда Абрамяна, Эдуарда Мирзояна, Романоса Меликяна, Александра Арутюняна, Гегуни Читчян, Лориса Чкнаворяна, духовные песнопения - трудно перечислить все, что она поет на концертах.

- Мне дороги все партии, все роли, которые я исполняю, - замечает певица. - Подготовить партию для меня - не значит выучить музыкальный и словесный тексты. Внутренне зажить другой жизнью, ощутить ее каждым нервом - вот что главное. Одна из самых поразительных особенностей моей профессии заключается в том, что она дает возможность воплощать на сцене вечные образы. Это образы из опер Верди, Беллини, Пуччини, Доницетти, Чайковского, Тиграняна. Очень люблю петь духовные песнопения. Жаль, что сейчас трудно готовить новые роли в нашей опере. Опера - дорогое удовольствие, жаль, что нет возможности выезжать. Искусство всегда должно быть востребовано.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРИНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЮ И ДИРИЖЕРУ
      2024-07-22 10:50

      Из полутьмы сцены луч выхватил знакомый облик дирижера, погруженного в музыку. Сосредоточенный, с закрытыми глазами, он весь в музыке. Мы словно слышим ее, ту музыку, которая звучала в миг, остановленный фотообъективом для будущих поколений. Это всего лишь миг в жизни мастера, чье искусство было подлинным служением музыке. В этом году народному артисту Армении, дирижеру и истинному педагогу Юрию Давтяну исполнилось бы 95 лет со дня рождения.

    • ЗАВЕРШАЯ СЕЗОН
      2024-07-18 10:40

      В Большом зале им. Арама Хачатуряна завершил свой концертный сезон Государственный симфонический оркестр Армении под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна. Год интенсивной и такой напряженной работы (фестивали, Международный Хачатуряновский конкурс, множество концертов, гастроли за рубежом, записи…), которую непрестанно демонстрирует оркестр, свидетельствует о великолепной форме коллектива и о том, что, скорее всего, слушатели не будут разочарованы им и в будущем сезоне.

    • СОЧЕТАНИЕ МАСТЕРСТВА И ОДУХОТВОРЕННОСТИ
      2024-07-13 10:07

      Под занавес завершающегося концертного сезона Национальный филармонический оркестр и его главный дирижер и художественный руководитель Эдуард Топчян подарили своим слушателям интересную встречу с двумя замечательными российскими музыкантами - всемирно известным дирижером Василием Петренко и одним из лучших скрипачей своего поколения – Сергеем Догадиным. На них – огромный спрос в разных странах мира, где они гастролируют.

    • С ЧУВСТВОМ АНСАМБЛЯ
      2024-07-09 11:00

      Зеленая ковровая дорожка у входа в Большой зал филармонии им. А. Хачатуряна, торжественно украшенное фойе свидетельствовали о том, что слушателей в этот вечер ждет событие особое. Вернувшись недавно из успешного турне по городам США - Нью-Йорка, Бостона, Лос-Анджелеса, Государственный симфонический оркестр Армении под управлением Сергея СМБАТЯНА дал необычный концерт, в котором в качестве солистки приняла участие феноменальная франко-бельгийская виолончелистка, лауреат многочисленных престижных конкурсов Камилла ТОМАС.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • ИСКУССТВО ВЫСОКОЕ НЕ ПРОХОДИТ (Видео)
      2021-06-01 10:06

      К 30-летию со дня смерти Даже то, которое нельзя зафиксировать и передать поколениям, оно живет все равно - живет в благодарных воспоминаниях, в памяти тех, кто ее видел и слышал. Сегодня, 1 июня, день рождения народной артистки РА Лусинэ ЗАКАРЯН.

    • ЭДУАРД БАГДАСАРЯН И ЕГО РОМАН С РОМАНСОМ
      2021-01-06 10:16

      Держу в руках совсем свежую книгу "Не петь я не мог", на почти 500 страницах которой вся жизнь известного армянского певца, заслуженного артиста Армянской ССР Эдуарда Багдасаряна. Издание захватывает с первых фраз, унося вглубь прошлой эпохи и рассказывает об уникальной судьбе зангезурского мальчика, преодолевшего многое и добившегося больших высот благодаря природному таланту, вовремя улыбнувшейся фортуне, встрече с прекрасными людьми и огромной любви к певческому искусству.

    • ЖИЛ РАДИ МЕЧТЫ
      2020-12-12 10:31

      Еще одна потеря безжалостного 2020-го года. Еще одним великолепным артистом и хорошим человеком меньше. Не стало народного артиста РА, солиста Национальной академической капеллы Армении, замечательного педагога Альберта ХАЧАТРЯНА. Он был братом народного художника республики, члена-корреспондента Академии [удожеств России Рудольфа Хачатряна, отцом известной певицы Вардуи Хачатрян.