САРЬЯН - ЭТО ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
Нынешний год пройдет под знаком 135-летия великого художника Мартироса Сарьяна. 43 года его уже нет, но ощущение, что он с нами и в дни тревог, и в дни праздников.
ЖИВОПИСЬ САРЬЯНА - ЭТО НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ТОЛЬКО ИСПОВЕДЬ ХУДОЖНИКА. Это гимн вере в человека, свидетельство того, что человек способен победить душевную подавленность, отчаяние и даже смерть. Его искусство - всегда откровение. Полотна его остаются неизменно свежими, одаривая нас радостью высоты и не переставая вызывать удивление.
Выдающийся русский поэт и художник Максимилиан Волошин
еще в 1913 году писал: "Звуки, из которых составлено его имя, выражают все
его искусство. Корень "сар" на многих восточных языках означает
желтый цвет, т.е. полноту света, солнечный ореол - царственное облачение
мира..."
Мартирос Сарьян входил в жизнь каждого зрителя так
естественно и органично, как немногие из его блистательного поколения. Он был
самым мощным, самым ярким и лучезарным, как и его имя.
"На рассвете Армении" - так называлась
выставка, которую я впервые увидела в Доме-музее великого Сарьяна где-то в
конце 70-х годов. Вся экспозиция представляла собой гимн первому дню весны,
первой траве и первой зелени листьев. Гимн освобожденной родине. Какой живой и
гордый мир! Мир необъятных мыслей, красок, образов. Это свободная земля дарила
ему красоту, радость, вдохновение. Глазами художника он увидел утро своей
страны и передал его тончайшими, до него никем не использованными средствами.
Его живопись, как музыка, выразила невыразимое словом. В ней он закрепил все
дорогое ему в родной природе - ее долины, сады на рассвете, горы, загорелых
сборщиков винограда, женщин с кувшинами на плечах, смирных, задумчивых
осликов...
"Арарат" - первая, самая большая работа
художника, изображающая библейскую гору. Сарьян как будто не написал, а легко
выдохнул ее, осчастливленный чудесным, ничем не замутненным днем родной земли.
Картина создана в 1923 году. Единственный раз она экспонировалась на выставке
армянских художников в 1924 году, затем была преподнесена в дар Горькому. На
выставку 1978 года она попала из коллекции внучки писателя Марфы Максимовны
Пешковой. Среди малоизвестных работ Сарьяна на этой выставке можно было увидеть
полотно "Озеро Севан". В свое время оно было подарено Овнану
Габриеляну.
ХУДОЖЕСТВЕННЫМ
СОВЕРШЕНСТВОМ, ПРЕДЕЛЬНОЙ ИСКРЕННОСТЬЮ отмечены многие пейзажные композиции Сарьяна. В них
дышит сама жизнь, постоянно присутствуют ее высоты. Это выражение беспредельной
любви армянского художника к своей земле, ее неповторимому своеобразию и
красоте. Здесь потрясающая правда жизни, правда чувств. богатство живописного
языка, его глубинная мощь. На всем этом - свет его сердца и ума, благородство,
тепло его великой души.
"Я стремлюсь запечатлеть на холсте в его осязаемом
бытии маленький клочок земли, прошедший сквозь бури, неоднократно оскверняемый,
но омытый кровью и освещенный верой, - писал художник в те годы. - Этот кусок
земли на склонах Арагаца я рассматриваю как источник надежды, как опору идеалов
нашего древнего народа, словно отца, дарующего нам силу и волю. Хочу показать
миру, что наша скалистая земля действительно есть и хранит на своей груди
маленькую горсточку народа - трудолюбивого и талантливого, с вековыми духовными
ценностями, символизирующими его героическую историю..."
Своим творчеством Сарьян откликнулся на все события,
связанные с возрождением его родины. Среди портретных работ Сарьяна - два
рисунка, изображающие большого друга Армении - Нансена. Они созданы в период,
когда известный общественный деятель посетил Армению.
"Сарьян жил долго и увидел свою славу, увидел свой
музей и подарил этому музею свои работы, - говорит бывший директор Дома-музея
им. Сарьяна, заслуженный деятель искусств Шаэн Хачатрян. - Он остался
естественным во всем, ничто не могло истребить в нем этой естественности.
Счастье не ограничивалось для него удовлетворением собственных стремлений.
Слава в понимании Сарьяна - награда за способность познать и воспеть "чудо
жизни, ее изумляющие тайны". Средоточием этого чуда была для него Родина,
с которой он был связан, как дерево с землей. Сарьян был великим гражданином. Мечта служить высоким идеалам искусства
сочеталась у него с безмерной и нежной любовью к Родине. Как все настоящие
художники, которые приходят в мир, призванные временем, и концентрируют в себе
дух времени, он был готов в любой момент пожертвовать собой ради
Отечества".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…