ТВОРЧЕСКИЕ ЛАБИРИНТЫ АННЫ АРУТЮНЯН
Музей современного искусства вновь порадовал ереванцев и гостей столицы эксклюзивной выставкой, на этот раз - Анны Арутюнян – художника-монументалиста, чье авторское слово давно вписано в историю армянского изобразительного искусства, а сегодня покоряет его любителей на разных континентах. Выставка названа And life started… ("И жизнь началась..."), она проходит в рамках двух престижных биеннале – Нью-Йоркской (NYBA New-York Biennale Art) и Дубайской (Dubai Аrt Biennale), представляющих оригинальные работы художницы, которые нельзя подогнать ни под один "-изм". Куратор выставки – американский искусствовед Пиетро Франесси известен умением выискивать таланты по всему свету.
СОТРУДНИЧЕСТВО АННЫ С МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА символично. Много лет назад именно его основатель Генрих Игитян предрек юной воспитаннице созданного им же Эстетического центра большое творческое будущее. И не ошибся. Художественные полотна Анны Арутюнян не сходят со стен лучших экспо-залов разных стран с тех пор, как однажды мир их увидел и признал. Сама же художница спокойно относится к громкому успеху: главное для нее – творить, ощущая дух свободы, философствуя в живописи и экспериментируя в средствах.
Рисовать Анна начала раньше, чем пошла в школу. Ей было
всего 6 лет, когда ереванский Центр
эстетического воспитания распахнул перед ней свои двери. Однако сюда девочка
пришла не с пустыми руками: Анна уже рисовала, создавая свой живописный мир на
сюжеты армянских сказок и сказок других народов, на темы собственных выдумок и
бытовых историй. Дочь мастера декоративно-прикладного искусства,
профессионального керамика Эрнестины Есанян, она пробует себя не только в
живописи, но и в работе с глиной, скульптурном творчестве, причем весьма
успешно, самостоятельно познавая тонкости работы керамиста и уже в первых
образцах проявляя авторское "я". Позже это уникальное умение сочетать
живопись и ваяние стало приоритетным
направлением в ее творчестве.
Учеба в художественной школе им.А.Коджояна, затем год в
художественном училище им.П.Терлемезяна
вносили коррективы в становление Анны Арутюнян, наделяя ее новыми
знаниями, знакомя с техническими приемами разных направлений изобразительного
искусства, позволяя углубиться как в традиции армянского искусства, так и в
достижения мировой культуры. Анна пробовала себя во всем – в декорировании,
моделировании, работе с разными материалами и даже в сценическом оформлении.
Девушке было 16 лет, когда семья уехала в Германию. Новая страна открыла перед
ней новый пласт культурного наследия, познакомила с творчеством молодых
модернистов и экспериментаторов. Новые знания и впечатления прекрасно
сочетались с творческой
индивидуальностью Анны Арутюнян.
СЕРЬЕЗОЙ ШКОЛОЙ
ДЛЯ ДЕВУШКИ ИЗ АРМЕНИИ СТАЛА УЧЕБА в Художественной академии Норд-Райн Вестфалие города
Дюрена. К тому времени немецкая публика уже была заинтересована ее работами:
спустя пару лет после переезда в Германию она начала представлять свои работы в
местных выставочных залах, снискав славу самобытного и весьма интересного
художника. В Дюренскую художественную академию Анну приняли сразу на 2-й курс,
и, теперь уже студентка одного из лучших немецких вузов, она с головой уходит в
монументальную живопись, покоряя и студентов, и педагогов не только прекрасными
работами, но и неиссякаемой творческой энергией. Анне было всего 22 года, когда
она стала членом Союза художников Германии: на родине Кранаха и Дюрера
появление молодой художницы в рядах корифеев - редкость.
Анне Арутюнян предложили продолжить карьеру в качестве не
только сепаратного автора, но и преподавателя, однако она решает вернуться на
родину. Произошло это на стыке двух столетий, что также было символичным в ее
творчестве: словно некий виртуальный мост связывал ее с прошлым и влек через
настоящее к будущему. В Армении жизнь Анны потекла в новом русле. Вступление в
Союз художников, молодежным крылом которого она руководила долгие годы, участие
в групповых выставках – все это происходит параллельно с персональными
выставками в городах Германии, а затем и других стран, в музеях, галереях и
частных коллекциях которых (Италия, России, США, Франция, Испания, Ливан,
Греция, Гавайские острова, Китай, Япония, Голландия, Швейцария и другие) и
сегодня хранятся ее неповторимые работы. Член ЮНЕСКО, в 2013 г. Анна Арутюнян
удостоилась званий "Заслуженный художник Армении" и "Художника
года".
Однако все регалии и признание – ничто по сравнению с
самим творчеством художницы, глубоко человечным и философичным. Оно каждый раз
шокирует публику, покоряя величием формы и содержания, привлекая нестандартными
решениями авторского замысла, потрясающим знанием армянской и мировой истории,
культуры, литературы, теологии и многих других наук, имеющих связь с понятиями
"человек", "жизнь", "вселенная".
ВЫСТАВКА "И
ЖИЗНЬ НАЧАЛАСЬ…" ТАКЖЕ ИМЕЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ отношение к творческому кредо
Анны Арутюнян. Что такое жизнь, где она начинается и где заканчивается? Кто мы,
откуда пришли и куда идем? Что есть нравственность и в чем наша миссия? – эти
вопросы волнуют Анну с тех пор, как она взяла в руки Библию, первую взрослую
книгу в своей жизни. Ответы на эти вопросы она ищет в творчестве, объединяя
достижения разных народов в достоянии всего человечества и в то же время
отделяя самобытность традиций, культуры, истории разных народов. Именно поэтому
экспозиция "И жизнь началась…" - сугубо армянская, с одной стороны, и
общечеловеческая - с другой.
"Экспозиция посвящена 100-летию Геноцида армян и
олицетворяет возрождение, поскольку ни одна нация, особенно такая древняя, как
наша, и имеющая богатую культуру, историю, не может исчезнуть с лица
земли", - сказала на открытии выставки Анна Арутюнян. В то же время
представленная коллекция не ограничивается событиями 1915 года: мы словно
совершаем путешествие в эпоху рождения Иисуса Христа и еще дальше – к периоду
урартских клинописей, наскальной живописи наших далеких предков, к моменту
сотворения мира. Не случайно один из центральных экспонатов выставки – панно в
виде огромного неоформленного круга, символизирующего нашу планету, на который
Всевышний наносит первые штрихи будущей жизни.
Мир, созданный из ничего, и возрождение из пепла – вот
что будоражит ищущий ум художницы. Вот
панно "Происхождение земли", в котором вулканический кратер задает
начало жизни на нашей планете, а овальные круги, схожие с линиями на срезе
многолетнего дерева, ведут ее отсчет. А вот "Лабиринт жизни", в
котором древнегреческие символы слились с христианскими крестами. "Жизнь –
это лабиринт, в конце которого нас поджидает смерть, ведущая к вечности",
- рассуждает Анна. А вот и панно "Между двумя мирами", где стопа
Господня, встав прочно на Землю, соединяет ее с космосом. В работах на тему
сотворения мира Анна использует пиктограммы, армянские и другие символы,
олицетворяющие стихии, идею создания жизни и ее гармонии в единстве женского и
мужского, бытия и бессмертия.
ПАННО С
ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИИСУСА ХРИСТА ПОКОРЯЮТ
НАСЫЩЕННОСТЬЮ говорящих
деталей. "След Христа", "Недосягаемый горизонт",
"Распятие" - эти и другие панно приковывают внимание многогранностью
сюжета, недоступного к пониманию с первого раза. Чтобы проследить за линией
мысли художницы, приходится вглядываться
в работы с разных ракурсов, расшифровывать
символы.
Особенность экспозиции, представленной в Музее
современного искусства, - в грамотном подборе цветовой гаммы, соответствующей
палитре нашей планеты. Это разные тона земляного, оттенки охры, изумруд и
матовая бирюза, белый окрас - символ
чистоты и непорочности и алая краска – кровь Иисуса Христа, пролитая за всех
нас. И еще одна, пожалуй, самая главная особенность всего живописного
творчества Анны Арутюнян - рельефная техника, создающая эффект современного 3D
восприятия ее работ. Авторскую технику художница вырабатывала долгие годы путем
экспериментов с различными материалами, художественными средствами, красками.
Не помешала ей и масштабность полотен. "Я
свободна в своем искусстве, а свобода не умещается в маленькие рамки, ей нужен
простор. К тому же большие панно позволяют высказаться сполна, выплеснуть то,
что накопил жизненный опыт", -
говорит художница, чье творчество отличает необычайное чувство меры в
эстетической подаче идеи и безмерность фантазии и технических форм.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-23 10:09
Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.