ПОСТРОИЛ? УБИРАЙСЯ...
Уроженец Баку, учитель математики, человек в летах Юрий Багдасарян издал по госзаказу книгу "Баку и армяне, армянская политика и этническая чистка армян в Азербайджане". Фрагменты из будущей книги периодически публиковались в "ГА". Теперь она полностью вышла к читателю.
Ю.БАГДАСАРЯН - НЕ ИСТОРИК, НЕ ПОЛИТИК, МНОГО ЛЕТ РАБОТАЛ В БАКУ УЧИТЕЛЕМ, завучем, методистом, выдвигавшим прогрессивные идеи в обучении школьников. Переехав в 1988 году в Ереван, Багдасарян еще 15 лет проработал в школе N55 имени Чехова, выйдя в 2002 году на пенсию.
Принадлежа к поколению с довоенным детством, он подрастал
в том Баку, где большинство составляли русские, армяне, евреи. И этот
демографический расклад существовал до конца 60-х годов и накладывал свой
отпечаток на городскую жизнь во всех ее сферах. Уже в зрелом возрасте учитель
по себе и окружающим почувствовал все углубляющиеся акценты в политике
становящихся большинством азербайджанцев по отношению к армянам. Впрочем, ростки
этого явления уходили в 30-е, если не в 20-е годы. А пышным цветом все стало
расцветать и ускоряться еще с брежневской эпохи.
Однако прежде чем рассказать о заключительном этапе
изгнания армян из Азербайджана, автор уделяет значительное место истории города
Баку и роли армян в превращении маленького поселения (ставшего после
землетрясения 1859 года в Шемахе губернским центром) в столицу государственного
образования под названием Советский Азербайджан. Со ссылками на различные
исторические источники и свой жизненный опыт автор указывает на армянский след
на Апшеронском полуострове с давних времен, включая руины церквей и кладбищ.
Нефтяной бум, стремительный рост населения, появление
современных зданий и объектов культуры на стыке XIX-XX веков - во всем этом важную
роль играли армяне - промышленники, банкиры, инженеры, деятели культуры.
Рассказывая о меняющемся архитектурном облике Баку, Багдасарян, в частности,
уделяет много места Николаю Георгиевичу Баеву (1875-1952 гг.), чьи здания до
сих пор украшают Баку (Театр оперы и балета им.Ахундова) и Еревана (Дом
пионеров, Генпрокуратура и др.). Автор приводит легенду-быль о строительстве
бакинского театра промышленником Маиловым. Это было сделано в знак любви к
парижской примадонне, которая посетовала, что в Баку негде спеть. И Маилов за
год (по проекту Баева) построил театр, и примадонна спела на его открытии в
1911 году. А верный поклонник вручил ей на сцене букет не только с цветами, но
и банкнотами...
Да, у многих армян Баку было тогда много денег, но
большинство потеряло все, еле спасшись (кто сумел) в сентябре 1918 года, когда
в город вошли турецкие войска. А потом - революция, экспроприация и жизнь по
новым идеалам. Армяне выплыли, приложили руку к тому, чтобы Баку стал
современным городом с серьезным промышленным и культурным потенциалом. Но при
Горбачеве история повторилась практически так же, как в сентябре 1918 года.
Опять большинство, потеряв почти все, покинуло город. Теперь уже навсегда.
Ю.БАГДАСАРЯН
ДЕЛИТСЯ ПОДРОБНЫМИ ВОСПОМИНАНИЯМИ О РАЗЛИЧНЫХ периодах жизни армян Баку,
называет многие известные фамилии, уходящие корнями в этот город. Это и
умершие, и ныне здравствующие государственные и партийные деятели, яркие
представители науки, культуры, учителя, врачи . Среди них секретарь ЦК КП
Азербайджана Левон Мирзоян, инженер Завен Мелик-Тангиев, специалист по тушению
пожаров Граздан Мамиконянц, автор идеи цветного телевидения Ованес Адамян,
артисты Лоренц Арушанян, Евгений Петросян и многие другие. Всех автор,
естественно, упомянуть не смог. Их слишком много, и если бы кто-нибудь задался
целью составить энциклопедию "Армяне Баку", потребовалось бы много
времени и бумажной площади с обязательным конечным выводом о том, почему обо
всем этом умалчивается сегодня в государственном образовании под названием
Азербайджан.
А потому Юрий Александрович подробно объясняет это
"потому". От целенаправленной армянофобии, инспирируемой на
протяжении последних советских десятилетий азербайджанским партийным руководством,
до зверств азербайджанских фашиствующих молодчиков на подходе к черному
бакинскому январю 1990 года. К сожалению, не все бывшие бакинцы смогут
прочитать о подробностях случившегося в городе некогда интернациональных
традиций в период развала СССР. Книга на армянском языке. Но старшее поколение
не забудет того, что пережило, независимо от местожительства. А что скажут
молодые, известно лишь им, а точнее, архитекторам глобализируемого мира, для
которого армянские погромы в Баку в конце XX века и судьба обездоленных
беженцев не имеют никакого значения на фоне густого аромата нефти и газа,
доставшихся кочевникам.
Книга
Ю.Багдасаряна напоминает о не столь давних временах, когда армяне вложили
большой вклад в становление одной из союзных республик. Потом "аборигены"
постепенно склонились к тому, что можно обобрать и изгнать чужаков. Так и
сделали с ведома и благословения ЦК КПСС и ЦК мировых демократических сил.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.
-
2024-07-03 09:35
Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".
-
2024-06-21 11:26
Предстоятель Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян издал книгу «Государственная политика вандализма в Азербайджане».
-
2024-04-27 09:56
Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога". Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась.