Последние новости

ПОД "ЗНАКОМ МАМУЛЯНА"

"…Имя Мамуляна долгое время оставалось полузабытым. Хотя в пору своего "звездного наступления" оно вовсе не нуждалось в комментариях. Вернуть Мамуляна в Армению, в сегодняшний день – дело необходимое и по-настоящему благородное, ибо любое время, тем более ставшее историческим, не может обрести полноту своего образа, если мы не определяем его наиболее значимых соавторов. А Мамулян и есть такой соавтор", - написал в своем вступлении Давид Мурадян, президент Армянской национальной киноакадемии, профессор, а также редактор недавно вышедшей в свет книги Светланы Гулян "Знак Мамуляна".

ЕДВА ВЗЯВ В РУКИ КНИГУ "ЗНАК МАМУЛЯНА", Я СЛОВНО ВЕРНУЛАСЬ В ДЕТСТВО. Какое это было удовольствие – перелистывать по тем временам прекрасно изданные книги-альбомы "Мастера мирового кино", "Звезды немого кино", которых было не счесть в коллекции моей тбилисской бабушки, ярого киномана. Родольфо Валентино и Пола Негри, Дуглас Фербенкс и Мери Пикфорд, Грета Гарбо и Марлен Дитрих – все эти нездешние культовые лица, мерцающие с бумажных страниц, как звезды на небе…

Как приятно было прочитать буквально в первой же главе книги: "Странным образом Рубен Мамулян вошел в мою жизнь еще в раннем детстве. Отчетливо помню, что фамилия "Мамулов" не раз звучала у нас в семье в те далекие времена, когда мы жили в Тбилиси. Нашими ближайшими соседями тогда были мать и сын – Екатерина и Александр Такайшивили. Последний, дядя Шура, как мы его называли, был главным режиссером Тбилисского русского театра им. Грибоедова… Самым моим любимым занятием тогда было разглядывание фотографий в красивых рамочках, развешанных на стенах и разложенных на рояле… Отчетливо помню одну из фотографий: красивый молодой мужчина в круглых очках. Это была фотография Рубена Мамуляна. Сейчас у меня за стеклом стоит такая же".

Для одного из самых маститых наших киноведов с ГИТИСовским образованием, за плечами которого десятилетия работы на телевидении и кинопросветительства, выходящего далеко за границы нашей страны, сотни статей, посвященных искусству кино и тем, кто его делает, – Светланы Гулян книга о Рубене Мамуляне стала делом большого периода жизни. Для того чтобы "вернуть Мамуляна в Армению, в сегодняшний день", потребовались долгие годы кропотливого труда, овладение в совершенстве английским языком, бесконечные паломничества по библиотекам и архивам США.

Зато перед результатом ее трудов хочется встать, снять шляпу и долго кричать "Браво!". Такой синтез искусствоведческого исследования с увлекательнейшим чтением сложно представить! Подобного сочетания иллюстративного материала, в котором расстановка кадра за кадром приоткрывает завесу над тайной многих открытий киногения Рубена Мамуляна, с общей презентацией всей роскоши Голливуда 30-50-х сложно вообразить! Здесь, конечно, следует отметить и издательство "Эдит-принт", и дизайнеров Лиану Минасян и Арабо Саркисяна, благодаря которым удивительный труд Светланы Гулян обрел столь блестящую во всех смыслах форму.

ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К СОДЕРЖАНИЮ. "ЗНАК МАМУЛЯНА" - ВОВСЕ НЕ ЭКСКУРС ПО ЖИЗНИ, хотя вся биография мэтра – от детства в кругу Тифлисской элитной богемы через Москву и учебу в студии Вахтангова, через Париж и Нью-Йорк до самого кинокультового Голливуда – предстает перед читателем как увлекательный фильм. Тем не менее главное для Светланы Гулян – аргументированно доказать, что Рубен Мамулян, пусть на долгие десятилетия забытый, но – гений! Гений кинематографа, сотрасятель основ, пролагатель торных дорог, не просто снявший ряд картин, которые навсегда вошли в историю мирового кинематографа, но первооткрыватель – новых звезд и новых технических возможностей и эстетических канонов - значительно продвинувший развитие всего мирового кинопроцесса.

Киноисследователь мотивирует "забытость" Мамуляна не только характером истинного художника – вовсе не медово-сахарным. Нежелание режиссера сменить армянскую фамилию на голливудскую вкупе с контактами с советским кинематографом занесли Рубена Мамуляна в черный список – годами он жил под колпаком ФБР, и вообще с середины 50-х имя его упоминалось, как бы, не в первую очередь. Несправедливо!

В кино Рубен Мамулян пришел со сцены, а в 1943 году поставил на Бродвее мюзикл "Оклахома", от которого пошел еще один американский бренд - весь музыкальный театр. В кино Рубен Мамулян пришел в тот судьбоносный период, когда Великий Немой обретал голос, а позже и цвет. Выходя далеко за рамки повествования о творчестве своего героя, Светлана Гулян разворачивает перед читателем широкую панораму арт-истории середины прошлого столетия, историю развития кинематографа. И много-много раз в ее исследовании возникает жирным шрифтом – "Мамулян впервые в истории кино…". А дальше – все те открытия, которые совершил гениальный режиссер в области работы со звуком и цветом, в области работы с камерой, которую он освободил от статичности, вывел на натуру, освободил кинематограф от конфетной красивости и вдохнул в него жизнь, толкнув его на большой шаг навстречу большому истинному искусству.

"Аплодисменты", "Д-р Джекил и м-р Хайд", "Королева Кристина", "Бекки шарп", "Знак Зорро", "Кровь и песок", "Шелковые чулки"… Хелен Морган, Гарри Купер, Фредерик Марч, Джанетт Макдональд, Морис Шевалье, Марлен Дитрих, Джон Гилберт, Грета Гарбо! Иконы экрана, великие картины, мегастудии, творческие влеты и конфликты, личные драмы – вот увлекательнейший фон этой книги – подробного искусствоведческого исследования и глянцевого альбома "в одном флаконе".

ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ГЛАВОЙ "ЗНАКА МАМУЛЯНА" СТАЛИ МЫСЛИ ГЕНИЯ об искусстве вообще и кино в частности. Удержаться и не привести хоть какие-то невозможно. "Свобода не означает вседозволенность или распущенность, как и самовыражение не означает потакание своим желаниям. Свобода идет рука об руку с чувством ответственности. Тот, кто делает деньги на искусстве, должен сознавать свою ответственность. У него обязательно должен быть хороший вкус. Он должен чутко отличать личное от общественного. Потворство порнографии и насилию, которое мы наблюдаем сегодня в большинстве фильмов – это духовный мусор, который сам себя исчерпает и, в конце концов, надоест зрителю. Можно подумать, что со вновь обретенной свободой от цензуры в фильмах будут выражаться новые дерзкие идеи, оригинальные интеллектуальные или эмоциональные концепции. К сожалению, нет. Фильмы регрессируют до примитивного секса и жестокого насилия. Однако я верю в здравый смысл людей. 10 -12 лет назад у нас в кино ходили каждую неделю 90 млн зрителей. Сегодня посещаемость упала до 15 -17 млн человек".

И наконец – "Я думаю, что сегодня кино, как и другие виды искусства, страдает депрессией. В то время как ученые поднимают человека в космос, большинство создателей искусства опускает его в сточные канавы". Это было сказано сорок с лишним лет назад. Прозорливость – еще одно свойство гения. Кажется, я исчерпала аргументы в пользу того, что книгу Светланы Гулян "Знак Мамуляна" стоит непременно прочитать – ради расширения кругозора и просто ради удовольствия.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖИВЫМ - УНИЧТОЖЕНИЕ, МЕРТВЫМ - ЛЬГОТЫ!
      2021-09-18 09:45
      81

      Хочу быть прозектором! Хочу с ланцетом в руках добраться до мозга, что прячется в маленькой черепушке, венчающей огромное тело НОКСозавра, - что-то там спрятано? И с удивлением, а если совсем честно, то и без оного обнаружить - ни-че-го! Нет, все-таки считать, что нынешняя власть совсем забила на культуру, - преувеличение. Только за последнее время по культурной сфере было принято два решения, и оба - произведения искусства. Оба провели арт-сферу через целую анфиладу чувств. От радости - к горечи, от горечи - к истерическому веселью с переходом в брезгливость и - до глубокого омерзения.

    • ЦВЕТ "ГАРДЕНИИ"
      2021-09-15 12:53
      1466

      Молодая армянская театральная режиссура продолжает громко заявлять о себе с международных площадок. На ковидной планете выезд за рубеж - сам по себе факт отрадный. А когда факт выезда трансформируется в фурор, произведенный как в рядах широкого, но искушенного зрителя, так и профессионалов, чувство гордости резонно и заслужено. Именно фурор произвел спектакль "Гардения", поставленный Гором Маркаряном на сцене Ереванского Государственного русского драматического театра им. К.Станиславского, на проходящем в белорусском Бресте 25-м Международном театральном фестивале "Белая Вежа".

    • НА ДЖУНГЛИ ИДЕТ ВЕЛИКАЯ ЖАТВА КУЛЬТУРЫ
      2021-09-09 13:59
      3434

      Есть такие события, которые всегда происходят ночью, даже если речь идет о солнечном сентябрьском утре. В театральном мире, наверное, как и во всех других, такая ночь обычно приходится на период отпусков - когда релакс и не до проблем. Эта ночь как обстоятельство времени, места, а главное, сути, даже если была ожидаема, всегда выскакивает из-за угла. Ночь - час темных дел, час интриганов и убийц.

    • МОНСТР НОКС ИЛИ РЕФОРМА В КУЛЬТУРЕ?
      2021-09-08 10:00
      2809

      Руководитель Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна Рубен БАБАЯН возглавляет также совет театральных директоров, который на общественных началах старается, или по крайней мере старался внести свою лепту в реформу управления культурой. Теперь Бабаян, кажется, склоняется к мысли, что нельзя внести свою лепту в то, чего не существует.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФРЕСКИ АХПАТА В АЛЬБОМЕ АРА ЗАРЯНА И КРИСТИН ЛАМУРЕ
      2021-09-07 11:48
      3602

      Потрясающей красоты и глубокого содержания книгу-альбом преподнесли на днях специалистам и любознательным читателям архитектор-реставратор Ара ЗАРЯН и художник-реставратор Кристин ЛАМУРЕ из Италии. "Ахпат. Реставрация фресок церкви Сурб Ншан, 976-991 гг., X-XIII вв." - так назвали авторы свой монументальный труд, посвященный уникальному фресковому наследию, которое дошло до нас из глубины веков и стало сегодня доступным посетителям благодаря титанической работе Ара и Кристин.

    • "ЗВУЧАЩИЕ ГОЛОСА" ВЕЧНО ЖИВЫХ
      2021-08-24 11:21
      5914

      "Я армянин, мама, опорой мне дух наших дедов, И  даже если я недосчитаюсь своих весен, И даже если ты недосчитаешься моих поцелуев,  Помни об одном:  землю свою никакому врагу я не уступлю ..." - таков подстрочник стихотворения Ширака Гаспаряна. А новых поэтических строк он уже не напишет.  Они недопишут, недопоют, недолюбят. Потому что не дожили. И, может быть, даже не узнали, что имели голос, - голос, полный света, силы, веры, надежды и любви.  Но в свет вышел сборник "Звучащие голоса" - сборник произведений тех ребят, героев,  у которых война отняла не только жизнь, но, возможно, вдохновенную и вдохновляющую творческую биографию. Но появилась книга, а значит, их голоса звучат и будут звучать для тех, кто придет после них. 

    • "МАЛЕНЬКАЯ АРМЕНИЯ" В… 101-й СТРАНЕ
      2021-08-20 09:58
      1383

      Диаспора - Вавилонская башня или актив разнообразия? Активный поиск неравнодушными людьми путей выхода из сложившейся тяжелой ситуации и перспектив на будущее сегодня идет не только в Армении и Арцахе, но и в диаспоре, причем в последнем случае положение усугубляется проблемами самосохранения, в том числе языкового, и в целом необходимостью воспитания и подготовки будущего поколения, живущего вне родных берегов. Власти самой Армении особо не зацикливаются на этих вопросах, и в диаспоре решили взяться за дело самим.

    • СЕМЬЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ. А ЗАВТРА?
      2021-08-12 10:00
      3659

      Всем известно, что семья - ячейка общества, союз мужчины и женщины, от которого рождаются дети, чтобы вырасти и создать новую семью. Так было тысячелетиями, и, надеюсь, будет дальше, хотя некоторые, весьма продвинутые представители гомо сапиенс уже додумались до родителей N1 и N2, с необыкновенной легкостью жонглируют принадлежностью к тому или иному полу, меняют их. Не сомневаюсь, что скоро под ударом окажется институт моногамии.