Последние новости

С МЕЧТОЙ О ХОРОШО ЗАЩИЩЕННОЙ СТРАНЕ

24 апреля многие жители и гости Армении пойдут к знаменитому памятнику в Ереване, посвященному Геноциду армян в Османской империи, отмечать дату 100-летия этого первого в ХХ веке массового преступления против человечности. Но не многие из них знают, что одним из инициаторов строительства этого памятника был известный историк-востоковед, государственный и общественный деятель Оганес Григорьевич Инджикян.

Еще в 1964 г. Оганес Инджикян вместе со своими коллегами-историками Джоном Киракосяном и Цатуром Агаяном подготовил, подписал и направил письмо, озаглавленное "О проведении мероприятий в связи с 50-летием массового истребления армян в Западной Армении", в Президиум ЦК КП Армении, предлагая в качестве одного из пунктов подготовки мероприятий к 50-летию Геноцида построить памятник его жертвам, символизирующий также возрождение нашего народа. Как соавтор этого письма он тогда не знал, что наш народ выйдет на неслыханную в СССР огромную стихийную демонстрацию с требованиями признания Геноцида и возвращения земель. И когда это произошло, именно данное письмо и послужило основанием принятия решения руководства СССР о строительстве Мемориала Геноцида в Цицернакаберде. Так, Оганес Григорьевич Инджикян стал одним из инициаторов этого памятника - символа чести нашего народа и сохранения коллективной памяти о невинных жертвах Арменоцида.

В апреле 1965 г. к 50-летию Геноцида Оганес Григорьевич Инджикян опубликовал свою знаменитую статью "На суд истории", где он кратко и глубоко раскрыл феномен первого Геноцида ХХ века, анализируя политические, социальные, психологические и экономические факторы, совокупность которых и привела в итоге к этому страшному преступлению против человечности. В этой статье Инджикян привел знаменитые слова Гитлера, прозвучавшие в 1939 году: "...кто же сегодня помнит об уничтожении армян...", когда он призывал уничтожать чуждые немцам-арийцам расы евреев, славян и др.

Более подробный анализ вышеуказанных факторов лег в основу последующих работ Оганеса Григорьевича и в особенности фундаментальных и свежих по своим трактовкам монографий, посвященных развитию капитализма и падению Османской империи, а также социальной психологии геноцида. В последней он проследил эволюцию шовинистической и сегрегационной по религиозному и национальному признаку политики господствующих элит Османской империи, воспевающих захват чужих земель, господство турок как "избранной" нации и т.д. Именно эта атмосфера и создала социально-психологический климат, провоцирующий погромы и массовые убийства других наций под управлением государственной машины насилия озверевшей и в большинстве безграмотной толпой этих "властелинов". Хотя гитлеровцы не смогли довести свое в целом культурное население до прямого участия в массовых погромах, и уничтожение проходило в рамках созданных государством организаций и структур, последние активно перенимали опыт младотурков, в частности, в организации концентрационных лагерей.

В СВОИХ МОНОГРАФИЯХ ОГАНЕС ИНДЖИКЯН ДАЛ КЛЮЧ И МЕТОДОЛОГИЮ понимания феномена Геноцида армян в Османской Турции. Так экономические мотивы для младотурецкой верхушки заключались в конфискации капитала и имущества относительно богатых армян (что послужило моделью для истребления евреев со стороны фашистов) и выполнения заказа более слабой тогда турецкой буржуазии на уничтожение конкурента. Здесь ученый сказал свое новое слово в науке, предложив периодизацию развития капитализма в Османской империи. На первом этапе ростки капитализма развивались без участия турок. На втором, в период Танзимата, началось оформление турецкой буржуазии, в то время как нетурецкая (прежде всего армянская и греческая) буржуазия еще более укрепилась. Третий же этап, начавшийся с 1880-х годов и до правления младотурков, характеризовался укреплением турецкой буржуазии, пытавшейся вытеснить инонациональную, и наконец, четвертый, когда несмотря на консолидацию и большой вес армянской и другой инонациональной буржуазии, турецкая буржуазия близоруко использовала низменные шовинистические тенденции правящей младотурецкой элиты и вошла с ней в сговор для уничтожения армянских, а потом и греческих конкурентов. Но оказалось, что насилие, разрушения и потери человеческого капитала, а также варварское разграбление физического капитала и имущества обернулись разрушительными для экономики в целом последствиями, отчего пострадали также турецкие предприниматели того времени...

Социальная же психология строилась на насилии и военных победах, концепции "избранности" турков, замешанной на дискриминации и апартеиде в отношении немусульманских меньшинств Османской империи. Это был апартеид наизнанку: менее развитая нация господствовала в том числе над более развитыми. Мировая война, националистический угар и беззащитное положение армян дали младотурецким руководителям возможность осуществить их чудовищный план "окончательного решения" Армянского вопроса путем массового избиения армян со стороны государства, полувоенных формирований и толпы и полному выселению народа из своей исторической родины - Западной Армении.

Бездействие стран Антанты и в особенности царской России, мобилизовавшей добровольческие отряды восточных армян и не выдвинувшей свои войска, чтобы спасти западных армян, тоже говорит за себя. Идеи книги о социальной психологии геноцида были также изложены в статье "Геноцид: морально-политические факторы", написанной в конце 80-х, где Инджикян показывает как под влиянием Сталина большевистская Россия идет еще дальше, уступая принадлежащую Российской империи оставшуюся часть Западной Армении, а именно Карскую область, "революционным туркам", пытавшимся продолжать политику геноцида в Восточной Армении. Хотя российская Дума приняла резолюцию об Армянском Геноциде, ей еще предстоит оценить предательский в отношении Армении и России большевистский Московский договор 1921 г. с Турцией.

ВСЯ ЖИЗНЬ О. Г. ИНДЖИКЯНА (1913-1990 гг.) КАК ГРАЖДАНИНА, государственного деятеля и историка-востоковеда символизировала беззаветное служение своему народу. Школа востоковедения в Армении, которую он создал и развивал, позволяла также через исследование истории, политики и экономики Османской империи, Ирана, арабских стран и курдологии найти ключ к пониманию исторических судеб нашего народа, а также помогала извлекать уроки из истории для будущего развития. Возглавив с 1959 г. недавно созданный Сектор востоковедения Академии наук Армянской ССР, Оганес Григорьевич отдавал все свои силы воспитанию сильного и преданного своему делу коллектива ученых-востоковедов. С отличием окончив истфак знаменитого Московского ИФЛИ в 1939 г., Инджикян поощрял учебу и переподготовку коллег в лучших научных центрах Москвы, Ленинграда и др., а также самым активным образом готовил в Армении молодых аспирантов и ученых, работающих над своими кандидатскими и докторскими диссертациями. Будучи кандидатом наук, он поддерживал научный рост и поощрял защиту докторских более молодых коллег. В конце 1960-х и начале 1970-х он использовал все свои связи для того, чтобы получить разрешение Москвы на повышение статуса скромного подразделения академии в академический Институт востоковедения. После создания Института востоковедения Армении в 1971 г. Инджикян, продолжая фактически руководить коллективом, стал уделять большую часть своего времени написанию докторской, а затем и фундаментальных монографий о буржуазии Османской империи и социальной психологии геноцида.

Высокие человеческие качества Оганеса Инджикяна создавали удивительную ауру вокруг него и являлись мощным примером для его окружения. Являясь основателем востоковедения в Армении, он снискал добрую память своих коллег, которые и по сей день руководят институтом и некоторыми его отделами. По инициативе нынешнего директора Института востоковедения и бывшего аспиранта Инджикяна Рубена Сафрастяна институт широко отметил 100-летие рождения его основателя в 2013 г. Подготовка к юбилею и общие воспоминания об Оганесе Григорьевиче сблизили автора этих строк с Сафрастяном.

И НАКОНЕЦ, В КОНЦЕ ЭТОЙ КОРОТКОЙ СТАТЬИ ХОТЕЛ БЫ ЗАДАТЬСЯ ВОПРОСОМ, как отец, если бы он был жив, оценил ситуацию в сегодняшней Армении. Думаю, он был бы рад, что Армения и диаспора сумели достичь Всеармянской декларации к 100-летию Геноциду. Но в то же время, оценив вызовы, с которыми Армения подошла к 100-летию Геноцида, полагаю, он бы подверг критике коррупцию и понимание патриотизма представителей современной элиты страны. Он приложил бы весь свой большой авторитет, чтобы способствовать созданию крепкого экономического и научного потенциала, а также дальнейшего укрепления обороноспособности своей родины.

Думаю, отец и его соратники искали бы способы избавить людей от зависимости от зарубежных трансфертов и олигархического государства и нашли бы способы прийти к современной экономике, построенной на демократических, сильных и свободных от коррупции институтах. Он обязательно указал бы на необходимость остановить эмиграцию, создать условия для репатриации и сохранения Армении как сильной и самодостаточной страны для будущих поколений армян. Думаю, поняв, что мы сами должны себя защищать, он также призвал бы элиту уважать своих граждан и их демократические права, научить каждого армянина/армянку обращаться с оружием и обеспечить незамедлительный доступ населения к оружию в случае внешней угрозы по примеру Израиля или Швейцарии.

В 1965 г. Оганес Григорьевич Инджикян искренне верил в необратимость возрождения своего народа. Перед кончиной в 1990 г. он очень и не без основания волновался за его будущее. При этом он всегда мечтал об Армении, включая Карабах, как о высокоразвитой, процветающей, сотрудничающей с соседями и всем миром и хорошо защищенной от возможной внешней агрессии стране.

Рубен Оганесович ИНДЖИКЯН, кандидат экономических наук, профессор Вэбстерского университета, Женева, Швейцария

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЗЛЕТЫ, ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДРАМА
      2023-11-24 10:25

      О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» – ЗА ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ АРМЕНИИ И АРЦАХА
      2022-12-07 10:31

      В Научно-учебном центре экологического права им.А.Искояна ЕГУ 1 декабря состоялась презентация 3-го за этот год и 14-го по счету номера журнала «Научный Арцах». Дата проведения мероприятия выбрана не случайно: именно в этот день в 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха приняли совместное постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

    • РОМАН «РУКИ-РЕКИ» - ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
      2022-12-03 09:54

      Знаете, что происходит, когда в одном человеке сходятся физик и лирик? Большой взрыв! И рождается новый художник, с новой, совершенной матрицей! Как, в общем-то, и произошло с нашей героиней. Правда Лиана Шахвердян вовсе не физик по образованию, а математик. А математики не очень-то любят строиться в один ряд с физиками. Разные они очень. Одни ищут формулы, по которым решают задачи, другие пытаются объяснить, как работают эти формулы. Но, думаю, на сей раз нам простят столь вольное жонглирование определениями. Тем более, что речь пойдет не о физике, и не о математике, а о литературе, в которую Лиана Шахвердян ворвалась с оглушительным успехом.