Последние новости

ИРАНСКИЙ УЗЕЛ

После восьмидневных напряженных переговоров в Лозанне мировые державы и Иран 2 апреля достигли соглашения по урегулированию кризиса вокруг ядерной программы Тегерана. Принятая договоренность стала этапом на пути к окончательному соглашению, которое планируется заключить к 30 июня. В составленном в Лозанне документе согласован ряд наиболее спорных моментов переговорного процесса, в частности, сроки действия соглашения, количество оставляемых Ирану центрифуг, судьба иранских запасов урана и ядерных объектов. Еще одним ключевым аспектом является договоренность относительно сроков и поэтапности отмены действующих против Ирана санкций.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ УЖЕ СЕЙЧАС ОЧЕВИДНО, ЧТО СОГЛАШЕНИЕ В ЛОЗАННЕ пока не означает окончательного успеха переговорного процесса. Как уже отмечалось, окончательный вариант документа должен быть готов только к 30 июня. Затем согласованный в апреле план ждет нелегкое испытание в США и Иране. В Вашингтоне сделка, скорее всего, встретит сопротивление республиканской оппозиции в Конгрессе, действующей согласованно с израильской дипломатией. Затем в Иране соглашение почти наверняка вызовет противодействие консервативной части иранской элиты, для которой успех ядерного урегулирования означает усиление позиций реформистов, консолидирующихся вокруг действующего президента Хасана Роухани. Ранее его приход к власти и начало контактов с Западом происходили в рамках определенного консенсуса в иранских правящих кругах, однако в настоящее время дальнейшее укрепление позиций Роухани угрожает нарушением баланса сил в элите Ирана, особенно в преддверии намеченных на февраль 2016 г. выборов в парламент и Совет экспертов Ирана.

Впрочем, независимо от ожидаемых трудностей очередной успех переговорного процесса отражает и активизирует ряд процессов вокруг Ирана. Их можно сгруппировать в два основных блока. Первый из них связан с энергетическими и экономическими аспектами. Так, одним из факторов, способствовавшим началу переговоров по урегулированию кризиса вокруг ядерной программы, стало стремление США и ЕС в условиях экономического кризиса "открыть" рынок Ирана для западного бизнеса, и в случае отмены санкций можно прогнозировать ожесточенную конкуренцию между США, ЕС, Китаем, Японией и Россией за иранский рынок.

Ситуация вокруг ядерной программы ИРИ также окажет влияние на мировую энергетику. Расширение объемов добычи нефти в Иране и ее выход на рынок после отмены санкций неизбежно поддержат понижательный тренд нефтяных цен, способствуя сохранению на рынке переизбытка нефти. Хотя Иран и сам серьезно страдает от падения цен на нефть, однако в случае отмены санкций для Тегерана будет приоритетом скорее восстановление своей доли на рынке, чем ценовой фактор, что, по сути, будет способствовать дальнейшему падению цен, ранее инициированному Саудовской Аравией. Отметим, что хотя ряд экспертов считает, что Иран не сможет нарастить добычу раньше 2016 г., однако уже сейчас сообщения о договоренности в Лозанне привели к резкому падению цен на нефть.

ПОЛНОЦЕННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИРАНА НА РЫНОК ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ повлияет также на ситуацию вокруг энергетической безопасности Европы. Потенциальное подключение Ирана к энергетическим проектам ЕС позволит Брюсселю получить ресурсное обеспечение своих трубопроводных проектов в обход России и в то же время сократит зависимость ЕС от США, до сих пор стремившихся в той или иной степени контролировать указанные маршруты. Отметим, что в этом случае Иран объективно станет конкурировать с Россией на энергетическом рынке ЕС. Впрочем, в настоящее время выход Ирана на энергорынок Европы помимо санкций успешно блокируется и нестабильностью в странах, которые могут сыграть роль транзитера иранской нефти в Европу, в частности, речь идет о конфликтах в Сирии, Ираке и сложной ситуации на юго-востоке Турции.

Второй блок факторов связан с геополитическими процессами на Ближнем Востоке. Начало налаживания контактов между США и Тегераном в 2013 г. стало отражением того, что в Вашингтоне осознали невозможность обеспечить изоляцию Ирана и предпочли поменять стратегию. В 2012-14 гг. стало ясно, что эффективно воздействовать на ситуацию в Сирии и Ираке и в регионе в целом невозможно без учета иранского фактора. По сути США возвращаются к курсу начала первого срока администрации Обамы, предусматривающего, по сути, вовлечение Ирана в систему американского баланса сил на Ближнем Востоке. В этом плане важным полем фактического взаимодействия сторон стала борьба против группировки "Исламское государство" (ИГ) в Ираке, где Вашингтон по сути находится по одну сторону баррикады с Ираном. Так, в марте-апреле американская авиация поддержала наступление против ИГ иракских правительственных сил в районе города Тикрит, в котором принимало также участие и поддерживаемое Ираном шиитское ополчение.

ОДНАКО РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИРАНА ДЛЯ АМЕРИКАНСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ оказывает деформирующее воздействие на баланс сил в регионе и уже сложившиеся альянсы США с Израилем, Турцией и Саудовской Аравией. В последнем случае опасения саудитов относительно Ирана накладываются на имевшие место ранее разногласия с США относительно участия Вашингтона в сирийском конфликте и поддержки Эр-Риядом переворота в Египте в 2013 г. В этих условиях Саудовская Аравия приступила к формированию военно-политического блока суннитских государств, к которому стремится привлечь зависящий от королевства в экономическом плане Египет, а также Турцию и Пакистан. Еще одним потенциальным последствием сближения позиций Вашингтона и Тегерана может стать стремление Саудовской Аравии получить собственное ядерное оружие, особенно в условиях развития ракетной программы королевства. При этом западные СМИ отмечают как возможность запуска собственной ядерной программы Эр-Рияда, так и взаимодействия в этом плане с уже обладающим ядерным оружием Пакистаном.

Тем не менее на новом этапе отношений между Вашингтоном и Тегераном неизбежно сохранятся противоречия вокруг сфер влияния в регионе. США проводят своего рода бинарную политику в отношении Ирана: с одной стороны, расширяя контакты с ним, в то же время в ряде ключевых точек региона они осуществляют сдерживание Тегерана, правда, в отличие от периода президентства Буша-младшего, предпочитают действовать чужими руками. Так, США продолжают спонсировать сирийскую оппозицию, действующую в Сирии против режима Асада и ливанской "Хизбалла", поддерживаемых Ираном. США на фоне переговоров в Лозанне поддержали авиаудары Саудовской Аравии и монархий Персидского залива против союзных Ирану шиитов в Йемене, опять-таки непосредственно не вовлекаясь в конфликт и тем самым оставляя дверь открытой для ядерной сделки. Таким образом, несмотря на успех нынешнего этапа переговоров по ядерной проблеме, похоже, что борьба между Вашингтоном и Тегераном за сферы влияния на Ближнем Востоке продолжится и в дальнейшем.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • США УХОДЯТ ИЗ СИРИИ?
      2018-12-21 14:30

      Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.

    • США - РОССИЯ: КОНФРОНТАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
      2018-12-17 15:27

      После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.

    • ЛИВАН ПОД ПРИЦЕЛОМ?
      2018-12-12 15:40

      В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.

    • ТУРЦИЯ - США: ТОРГ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
      2018-11-26 14:41

      Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ