Последние новости

ТЕАТР - ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

7 апреля - праздник женский, но большой подарок в этот день получили столичные поклонники театрального искусства. На сцене Государственного театра музыкальной комедии им. Пароняна со спектаклем "Своим голосом" выступил народный артист РФ, обладатель многих государственных наград и театральных премий, художественный руководитель московского театра "Сатирикон", блистательный Константин РАЙКИН.

"ЭТО СПЕКТАКЛЬ МОЕЙ ЖИЗНИ, Я ЕГО ИГРАЮ ЛЕТ СОРОК И НЕ БЫЛ С НИМ РАЗВЕ ЧТО В АНТАРКТИДЕ. Я думаю, что обслужил всех русскоязычных людей планеты. Вот сейчас подрастут новые дети, говорящие на русском языке, и это тоже мой зритель. По мере того как я видоизменяюсь, и он видоизменяется", - говорил артист перед выходом на сцену. Спектакль, сотканный из воспоминаний и актерских прибамбасов, веселых шуток и лирических стихов, был исполнен виртуозно и принят ереванским зрителем с восторгом. Впрочем, о жизни и о себе Константин Райкин рассказал не только в моноспектакле "Своим голосом".

О себе и о "Сатириконе"

Круг моей работы, может быть, не столь широк, но он очень тесный. Я являюсь художественным руководителем театра "Сатирикон", который находится в Москве, но в федеральном подчинении.

ТАК ВОТ Я ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ПРИЧЕМ УЖЕ 27 ЛЕТ, руковожу с 1988 года, играю в этом театре, сам ставлю, приглашаю режиссеров. Кроме того, я художественный руководитель Высшей школы сценических искусств, которая коротко называется "Театральная школа Константина Райкина". Это высшее театральное учебное заведение, которое находится рядом с театром, которое выпускает артистов, художников по свету, звукорежиссеров, ведет такую большую образовательную работу. Словом, я артист, режиссер и педагог. На педагогическом поприще – довольно давно занимаюсь – даже профессор и, вообще, хо-хо-хо!

Еще я очень скромный человек и добрый диктатор. Без страха, который ты вызываешь у подчиненных людей, ничего не сделаешь. На одной любви ничего не строится, хотя страх не должен превалировать. Студентам отрываю голову за нерадивость, и в театре у меня сознательная текучка кадров. Люблю артистов, которые наэлектризованы ощущением, что их подсиживают. Не люблю такое академическое ощущение артиста, что вот он пришел на это место, все в полном порядке, и до конца жизни. Тогда очень часто артист перестает быть таковым.

Вообще театр "Сатирикон" - это театр, который занимается в основном классикой в современном прочтении. Театр же не музей. Не всегда интересно смотреть про старинную жизнь – зритель хочет увидеть про свою жизнь. Классика тем прекрасна и ценна, что она в любое время попадает какими-то проблемами. Люди меняются мало – к счастью и к сожалению. Ритмы меняются, юмор меняется, сленги меняются, одежда меняется. А люди – нет.

Об отце, Аркадии Райкине

Если я и продолжатель дела отца, то разве что в очень глубинном и обобщенном смысле. Потому что папа был артистом таким отдельным, что впрямую у него научиться было нечему.

ТО, ЧТО ГОДИЛОСЬ ЕМУ, КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ГОДИЛОСЬ НИКОМУ. И МНЕ В ТОМ ЧИСЛЕ. Этот жанр, в котором он работал – я его назвал "Аркадий Райкин", - с его уходом просто кончился. Все, кто пытается идти по этой дорожке, просто обречены. Может, им кажется, что какой-то успех у них есть, но я считаю, что эта дорога закрыта. Я никогда не собирался идти по этому пути. Надо сказать, объелся сатирой - я ее не люблю, я люблю юмор. Папа, конечно, был совсем другой, чем я, в этом, может быть, и некоторое спасение для меня.

Он был человеком в жизни очень тихим – больше слушающим, чем разговаривающим. В основном это происходило потому, что он был всю жизнь болен. У него был порок сердца, он два раза в молодости умирал, его буквально вырывали из лап смерти. Поэтому он был бережливый к себе – экономил себя для сцены. Надо сказать, то, чем мы занимаемся в нашем театре, я обсуждал с папой. Это были не очень простые разговоры – разговоры типа "каким будет театр, папа, когда тебя не будет?" Это непросто, но он мудрый человек, понимал, что это серьезный вопрос. И то, что мы делаем сейчас, я уверен, что он бы порадовался. Кстати, он сам поменял название театра на "Сатирикон".

О памяти

Я думаю, есть темы, которые не надо обсуждать. Честно говоря, никогда не слышал о том, что надо все забыть и строить новую жизнь и искусство, от людей, которые – ну скажем так – меня интересуют. Мне кажется, это мнение какого-то дурака, которое не стоит обсуждать.

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО. МЫ ВСЕ НАДЕЛЕНЫ ПАМЯТЬЮ, это очень важная часть наших свойств. Говорят, памятью обладают даже звери, а такие существа, как люди, мне кажется, совершенно обязаны помнить. Великие произведения написаны о том, что забывать прошлое губительно. Так что на этот вопрос ответ короткий. Это на передаче "Культурная революция" бывают такие вопросы-провокации: стоит ли забыть Пушкина, Пушкин устарел? Чтобы разбудить зрителя. Это именно провокационные идеи – заведомо ложные.

О режиссуре и приглашенных режиссерах

Я всегда знал, что если буду артистом, то буду не только артистом – просто интуитивно чувствовал. С другой стороны, с юных лет занимаясь актерством, я с такими режиссерами имел дело, что сам долгое время стеснялся обнаружиться как режиссер. Потом, правда, пошло.

СЕЙЧАС Я ПОСТАВИЛ БОЛЬШЕ 30 СПЕКТАКЛЕЙ НА БОЛЬШОЙ СЦЕНЕ. Но как артист никогда не играю в том, что ставлю. Мне повезло, я работал с Товстоноговым, с Вайдой - у меня большой список великих режиссеров разного возраста, разных поколений. У меня ставили Петр Наумович Фоменко, кстати, один из лучших своих спектаклей, Роберт Стуруа, Юра Бутусов, Валерий Фокин, Володя Машков. Грандиозные таланты!

Я уже взрослый – не могу пригласить кого угодно, мне нужен такой, кто родственно со мной ощущает и театр, и жизнь. Таких не много. К тому же такие режиссеры высокого уровня очень востребованы. Их надо отбить у соперников, это похоже на ухаживание за какой-то очень красивой женщиной. Чтобы Стуруа сделал "Гамлета", я, зная, что он съезжает иногда по срокам (а у меня они железные, ни разу не отменяли премьеры), полетел в Буэнос-Айрес. На полчаса. Пришел в зал, где он репетировал, и спросил: "Ты у меня 9 марта точно начнешь?" - "А что ты здесь делаешь?!" – "Я только приехал спросить…" После таких понтов нормальный взрослый мужчина уже не может подвести.

О "Гамлете" и интернационализме

Я не приходил к "Гамлету". Вернее, пришел, потому что меня привел великий режиссер Роберт Стуруа, который ставил у нас этот спектакль. Стуруа – один из величайших режиссеров современности, и я делал то, что он мне велел. Я вообще самый послушный артист.

РЕЖИССЕР В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ – ЭТО ВСЕ. ОН МНЕ ПОСТАВИЛ ЕЩЕ ОДИН СПЕКТАКЛЬ, "Хозяин", который мы по всему миру возили. Вообще с Кавказом у меня довольно тесные, сердечные отношения, и я давно убедился, сколько здесь талантливых людей. Одну жену назад я был женат на Гуле Салаховой, она наполовину армянка, наполовину азербайджанка. Считаю себя абсолютным интернационалистом. И на курс к себе принимаю исключительно по таланту, а не по блату или каким-то иным специфическим соображениям. И у меня всегда получается какая-то странная национальная смесь.

О работе в кино

Ни в последнее, ни в предпоследнее время не снимался. Я, конечно, люблю ходить в кино, меня тянет купить билет, пойти и посмотреть хорошую картину.

НО, ПОНИМАЕТЕ, Я СВОЙ ВЫБОР УЖЕ СДЕЛАЛ. И это, конечно же, не какое-то чувство долга – вот я бы снимался, но вынужден работать в театре. Нет! Театр – это место любви моей. Я в этом театре сыграл и Гамлета, и Ричарда Третьего, и Сирано де Бержерака. Что равновеликое может предложить мне кино? Меня когда-то Спилберг пригласил. За 17 миллионов долларов! Я тут же отказался. Запомнил эту сумму, от которой мой директор упал, как карандаш. Почему? Потому что у меня в театре были "елки"... Это шутка, конечно. Но мне неинтересно работать в кино – мне интересно работать в театре. Спилберг-Спилберг! А вот мне приятно, что я отказался.

О театре и зрителе

Я же тоже меняюсь во времени, и мне трудно замечать какие-то трагические изменения, произошедшие со зрителем.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗРИТЕЛИ, НАДО ПОНИМАТЬ, ЧТО ЭТО АБСОЛЮТНОЕ МЕНЬШИНСТВО - в театр ходит в лучшем случае 10 процентов населения города. Это мировая статистика. То есть 90 процентов жителей города – любого! - не ходит в театр никогда. Чтобы не разочаровываться, надо не очаровываться и понять, что людей умных и тонких душой меньше, чем глупых и толстокожих. А театральные зрители, они все равно будут, потому что это уникальный, "разовый" вид искусства.

Зрителю интересно, как ты играешь сегодня, ему наплевать на то, как ты играл вчера и как будешь играть завтра. Он тебе аплодирует за то, что ты пирожок, на который он пришел, испек при нем. И если этот пирожок вкусный, он тебе очень благодарен. Никто не имеет такого успеха, триумфа, как театральный артист. Разве только спортсмены, которые гол забивают. Никого так не обожают, но никого так быстро и не забывают. Наверное, кратковременность – это плата за шквальность успеха, и в этом есть свой трагизм. Потому что театр - это великое искусство настоящего времени.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.