Последние новости

"СПАСЕННЫЕ РУКОПИСИ" - ФОРМУЛА БЕССМЕРТИЯ

Рукописи не горят. Они восстают из исторического пепелища, как птица Феникс, они не тонут в море крови – омытые ею, как спорадические чернила, они проступают сквозь время, чтобы рассказать всем, кто придет, о варварстве и героизме, о зверстве вандалов и мученичестве, о великом христианском служении. О тех, кто, пронеся эти рукописи через все ужасы крестной муки, сохранил их для потомков.

В Матенадаране состоялось открытие выставки, посвященной 100-летию Геноцида армян, "Спасенные рукописи".

"СПАСЕННЫЕ РУКОПИСИ" - ЭКСПОЗИЦИЯ ВЫСТАВКИ, ПРЕДСТАВЛЕННОЙ В ШЕСТИ ЗАЛАХ МАТЕНАДАРАНА. Судьбы книг, судьбы людей, переплетенные в одну единую армянскую судьбу… "Мушский гомилиарий" и Зейтунское Евангелие… Геворк V и Ованес Хюсян... Католикос, в 1918-20 гг. направивший в Западную Армению специальные группы, единственной целью которых были сбор и спасение древних армянских рукописей. Католический священник, усилиями которого от страшной резни спаслись 12 тысяч человек и 1400 рукописей монастыря на острове Лим озера Ван. Судьбы книг, похожие на судьбы людей… Немногим армянам, проживающим на территории Османской империи, удалось спастись от турецкого ятагана. Немногим армянским рукописям удалось уцелеть в Геноциде народа и культуры … Извлеченные из-под развалин тысяч разрушенных храмов и церквей, нашедшие приют в самом надежном из пристанищ – в Матенадаране, выставленные сегодня в единой экспозиции, эти рукописи и документы, как свидетели на Нюрнбергском процессе, "дают показания" и свидетельствуют о победе жизни над смертью, культуры и духовности – над дикостью и варварством.

В период Геноцида и последующие годы были спасены не только отдельные рукописные сокровища, но и тысячи других материалов, позже собранных в библиотеке Первопрестольного Святого Эчмиадзина. И рядом с такими жемчужинами, как Зейтунское Евангелие, в экспозицию выставки вошла коллекция рукописей, найденная в провинциях Васпуракан, Муш, Карин. Они панорамируют всю страшную для армян годину - указы о конфискации имущества армян, фотографии, зафиксировавшие бои в Айнтапе и деятельность приюта для сирот в Эчмиадзине, регистрационные журналы из Армянской епархии Аданы и другие материалы.

"Спасенные рукописи" - первая в ряду выставок, которые Матенадаран намерен провести в рамках скорбного юбилея. "Все эти выставки имеют научную базу и взаимосвязаны", - говорит директор хранилища Грачья Тамразян. Директор Матенадарана особо отметил, что в процессе работ над грядущим вернисажем организаторы столкнулись с невероятным, но очевидным – спасая рукописи, пережившие Геноцид, армяне не делили материалы по национальному признаку, не делили книги на "арийские" и "неарийские"…

"НЕ МОГУ НЕ ОТМЕТИТЬ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ФАКТ СПАСЕНИЯ ОДНОЙ РУКОПИСИ. Это "Диван" известного османского поэта XVI века Баки. Спасенный экземпляр издан при его жизни и считается одним из самых старых и целостных. Как видите, наш народ спасал от Геноцида духовные ценности даже тех, кто подверг его гонениям. И в этом нет парадокса", - считает Грачья Тамразян.

Вместе с открытием выставки "Спасенные рукописи" в главном хранилище древних манускриптов состоялась премьера документального фильма "Кемалистская резня", снятого по сценарию научного сотрудника Матенадарана Анаит Астоян режиссером Ара Шириняном и повествующего о событиях 1919-23 гг., когда новые власти проигравшей в Первой мировой войне Турции взялись за истребление в Западной Армении и Киликии тех, кому удалось уцелеть во время Геноцида и вернуться на родину из пустыни Дер-эйр-Зора …

Вернисаж и премьера проходили в присутствии президента РА Сержа Саргсяна и Католикоса Всех Армян Гарегина II. Президент пришел в Матенадаран не просто в статусе высокого гостя - он пришел как один из тех, кто в последние годы заметно пополнил фонды хранилища, отдавая ему, как храму, священные во всех смыслах дары. Даром президента стало Красное Евангелие - уникальный образец рукописной книги XVII века. Красное Евангелие, иллюстрированное потрясающими миниатюрами-вкладышами евангелистов. В 1752 году священник Саак подарил его церкви Св. Иоанна в Карсе. На протяжении последующего столетия Евангелие переходило из рук в руки, пока, уже в веке XX, не оказалось в селе Джала в Джавахке. Житель села Багдасар Шахбазов в 1918 году героически спас священную книгу, вынеся ее из окруженной турецкими дикарями церкви в Карсе.

"К СОЖАЛЕНИЮ, РУКОПИСЬ НЕ ВЕРНУЛАСЬ В СВОЮ ОБИТЕЛЬ – В КАРССКУЮ ЦЕРКОВЬ СВ. ИОАННА, но она переходит в самое безопасное и подходящее для нее место – в Матенадаран, - сказал Серж Саргсян, вручая свой бесценный подарок. - Цель осуществленного Османской Турцией Геноцида армян в начале прошлого века была предельно ясна: по политическим причинам стереть имя армянина с его исторической родины. Это была резня людей, но и культуры, которую эти люди создали и носителями которой являлись. Предельно ясно и то, почему преследовавшие эту цель не смогли осуществить свой план. По очень простой причине - потому что для очень многих из наших предков важнее спасения имущества, предметов первой необходимости и богатства, множимого предками на протяжении сотен лет, было спасение наших культурных и духовных ценностей".

Наверное, весь колоссальный фонд рукописей Матенадарана, за редким исключением, можно обозначить названием открывшейся в пятницу выставки – "Спасенные рукописи". Судьба книг и судьба людей, переплетающаяся в одну армянскую судьбу… В этом контексте президент РА говорил о своем преклонении перед Католикосом Геворком V и склонял голову перед памятью и именами тех священнослужителей, которым ценой огромных усилий и больших жертв удалось сохранить для потомков хотя бы небольшую часть жемчужин рукописного наследия.

"В этом формула нашего бессмертия, именно поэтому нам каждый раз удавалось, с огромными потерями проходя через тернии истории, тем не менее выстоять и войти в XXI", - убежден Серж Саргсян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОКА ЦЕНА - ГЛАВНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ
      2019-10-17 15:32
      837

      Та часть Министерства НОКС, которая "культуры", решила наконец прервать молчание. Точнее, как бы отсутствие всякого присутствия. И сделать она это собралась достаточно громко. 18-19 октября в Best Western Aghveran Hotel в Агверане состоится двухдневный форум под названием "Цена и ценность", на который приглашены практически все руководители государственных культурных учреждений, а также международные эксперты и который, видимо, призван наметить основные магистрали нашей культурной политики.

    • РИЧАРД, СТАЛИН, МЕЙЕРХОЛЬД И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПСИХОЗ
      2019-10-14 13:19
      1268

      За достаточно недолгий срок армянский театр уже не в первый раз обращается к современной драматургии, берущей начало в безбрежной литературе, в которой рассказывается, из какого материала делаются диктаторы, как создаются кумиры и как фабрикуется коллективный психоз. Пьесой Матея Вишнека "Ричарда III не будет, или Сцены из жизни Мейерхольда" в постановке Сержа Мелик-Овсепяна открылась недавно отстроенная Малая сцена Национального академического театра им. Г. Сундукяна.

    • САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕ
      2019-10-11 14:45
      2352

      У Гофмана мастер Дроссельмайер создавал игрушки настолько волшебные, что они сами приглашали, вовлекали - не могли не вовлекать - в игру, в сказку. Вот так за границу обыденного хода вещей стремится и маленькая и забавная фигурка героического протагониста с живописных полотен Евгении САРКИСЯН. Уже и не припомнишь другого такого вернисажа, когда в академичной, без перформансов, строгой развеске картин был бы настолько задействован зрелищно-действенный принцип театра и кино, делающий зрителя соучастником веселого и фантасмагорического представления.

    • ПОЛЬСКИЙ ТРАНЗИТ АРМЯНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
      2019-10-11 10:46
      2403

      Одним из событий Международного фестиваля исполнительских искусств HighFest стала презентация сборника пьес современных армянских драматургов, вышедшего на польском языке по инициативе и в редакции доктора филологических наук, профессора Варшавского университета, специалиста межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Андрея МОСКВИНА. Факт в новейшей истории беспрецедентный - кажется, у армянской драматургии появился шанс прорубить окно в Европу.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГОД В РЕЖИМЕ ФОРС-МАЖОРА
      2019-10-17 15:11
      934

      Как сказал поэт, счастливые часов не наблюдают. Похоже, эти слова больше всего относятся к Айку Марутяну, который счастливо просидел в должности градоначальника аж целый год. Видимо, счастье от сознания в одночасье оказаться вместо съемочной площадки в кресле мэра настолько его захлестнуло, что сей господин не заметил, как пролетел год.

    • ИСТОРИИ ПОД КОЛПАЧКОМ
      2019-10-12 10:00
      1978

      Мало кто знает, что в Голландии, Чехии, Германии, России и других странах мира действуют музеи наперстка. Да-да, именно того самого колпачка, который швеи и рукодельницы с давних пор надевают на палец, чтобы защитить его от укола иглы при шитье. Так вот не исключено, что в обозримом будущем подобный музей откроется и в Армении, жительница которой Рузанна АНДРЕАСЯН умудрилась собрать огромную коллекцию наперстков из разных стран и эпох.

    • ОЧЕНЬ "ПИТАТЕЛЬНАЯ" ВЫСТАВКА
      2019-10-11 16:31
      2452

      Затуманенные горизонты армянской экономики на PanArmenian expo Жареными макаронами, куриными котлетами или солеными абрикосовыми косточками сегодня никого не удивишь, даже если это вкусно, питательно и безопасно. Впрочем, если вы любитель выпить и закусить на дармовщинку, то в ближайшие 3 дня, начиная с сегодняшнего (11 октября), вам прямая дорога на ежегодную универсальную выставку PanArmenian Expo 2019, что проходит в YerevanExpo (Мергелян). И хотя выставка юбилейная, 10-я, причем посвященная 2801-летию Эребуни-Еревана, никаких особых открытий на ней вам сделать не удастся…

    • САРЕ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ИГРЕ
      2019-10-11 14:45
      2352

      У Гофмана мастер Дроссельмайер создавал игрушки настолько волшебные, что они сами приглашали, вовлекали - не могли не вовлекать - в игру, в сказку. Вот так за границу обыденного хода вещей стремится и маленькая и забавная фигурка героического протагониста с живописных полотен Евгении САРКИСЯН. Уже и не припомнишь другого такого вернисажа, когда в академичной, без перформансов, строгой развеске картин был бы настолько задействован зрелищно-действенный принцип театра и кино, делающий зрителя соучастником веселого и фантасмагорического представления.