Последние новости

АКЦИЯ, А НЕ СПЕКТАКЛЬ В США

Спектакль "100 лет спустя", поставленный по пьесе Перча Зейтунцяна Тиграном Гаспаряном на сцене Академического театра им. Г. Сундукяна и показанный в США – в Лос-Анджелесе и Бостоне - в дни поминовения памяти жертв Геноцида армян, стал громким финальным аккордом колоссального шествия, которое организовали армяне Калифорнии в честь скорбной даты. "100 лет спустя" - спектакль-акция, спектакль-призыв, спектакль единения, еще раз доказавший, что театр не зря называется Национальным.

ПЕРЕГОВОРЫ О ВЫЕЗДЕ СУНДУКЯНОВЦЕВ В ЛОС-АНДЖЕЛЕС В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЙ, организованных к 100-летию Геноцида армян начались, кажется, еще с конца прошлого года. Министерство культуры дважды командировало директора театра Степана Давтяна к месту боевых действий – утрясти вопросы с залами и сроками – теми самыми сроками – оказалось задачей повышенной сложности. "Министерство культуры обратилось к МИДу, МИД поручил генеральному консульству РА в Лос-Анджелесе всячески содействовать нашим гастролям. Забегая вперед, скажу, что все эти дни представители нашего консульства были рядом с театром, поддерживали нас во всем. Государство также взяло на себя все затраты на дорогу. Словом, к этой поездке все подошли очень серьезно", - рассказывает Степан Давтян.

Все, да не все… На 7 мая был назначен показ "100 лет спустя" в знаменитом двухтысячеместном "Алексе", дальше труппа должна была вылетать в Бостон, реклама шла по всем армянским телеканалам и законам американского пиара, армянская диаспора ждала и предвкушала. А с середины апреля поползли слухи, что сундукяновцы не приедут…

О предотъездной эпопее, одиссее и трагикомедии в одном флаконе можно было бы написать отдельный роман. Но ограничимся хроникой. На вечер 7 мая бы назначен первый спектакль. Несмотря на государственный уровень гастролей, кипучую деятельность нашего консульства, бесконечные звонки и официальные письма, предынфарктное состояние Степана Давтяна, приглашения из печально знаменитого "эмигрейшн" все не было… Как замечательно, что между Арменией и США 12 часов разницы во времени. Ура! 5 мая в 04:23, за семь минут до официального закрытия конторы, американская сторона выдала бумаги. 6 мая по местному времени сундукяновцы кинулись в Посольство США за визами и в авиакассы – снова покупать снятые с брони билеты. За 24 часа до показа спектакля труппа прибыла в Лос-Анджелес.

"Прямо с самолета наши актеры, разбившись группами, появились на разных армянских телеканалах, - рассказывает Степан Амбарцумович. - Все убедились, что театр приехал, и назначенная на завтра акция состоится. Я говорю не "спектакль", а акция, потому что это было именно так. В эти дни в Лос-Анджелесе состоялся протестный марш, в котором приняло участие более 300 тысяч человек, и не армяне, а американцы несли плакаты "Позор Обаме!" - американцы приняли сторону армян. В этом контексте наш спектакль стал как бы продолжением этого марша".

ПОЕЗДКА, НАЧАВШАЯСЯ ТАК СЛОЖНО, КАК И ПОЛОЖЕНО ОДИССЕЕ, обрела неслыханный масштаб и звучание. Перед началом спектакля директор театра и представитель армянского консульства вышли поприветствовать публику, забившую огромный "Алекс" до отказа. Затем на сцену поднялся депутат от штата Калифорния, передавший Степану Давтяну почетную грамоту и благодарность Армянскому национальному театру. И началось действо...

"Этот спектакль идет уже достаточно давно – он был показан в Гюмри, в Батуми, в Ехегнадзоре, везде его принимали на ура!. Но я ни разу не видел такой воодушевленной игры наших актеров, как в тот день в "Алексе", не видел, чтобы они реально плакали на сцене. Ну, и публика вместе с ними. Это была потрясающая атмосфера! Тигран Нерсисян в тот день играл просто фантастически", - говорит директор театра.

Пьеса "100 лет спустя" была написана почти сто лет спустя, в 2009-м. Перч Зейтунцян, а за ним Тигран Гаспарян вновь забили в набат с несмолкаемой армянской колокольни. В основу спектакля легло еще одно историческое событие, препарировать, анализировать которое, чтобы придать ему широкий художественный охват, так любит Зейтунцян. Несколько лет назад в Ереван впервые приехал внук великого инквизитора Джемала-паши. Его встреча с Андраником Геворгяном, внуком убившего палача своего народа мстителя, и легла в основу спектакля. Словом, аргументы и факты. Суть длящегося уже 100 лет спора. А каждый свою правду отстаивают на сцене заслуженные артисты РА Нелли Херанян, Армен Марутян, Альберт Сафарян, Тигран Нерсисян, который и выступил в роли Андраника. Уже третий год "100 лет спустя" идет на сцене Национального театра, неизменно вызывая эмоциональную, бурную реакцию публики.

Но что наши, пускай бурные крики браво! перед той оглушительной, покрывающей всех с головой волной восторга, проявленной нашими американскими соотечественниками. Тут сошлось все: и общее настроение, охватившее всех в осознании общей трагедии и общей над ней победы, и тоска по настоящему театру, и воодушевление артистов навстречу искреннего ожидания и любви, и возможность обожаемых по сериалам Иштоянов вот так воочию увидеть. Даже потрогать!

Большое количество видеоматериала, привезенного сундукяновцами и тянущего на отдельную передачу под названием "Победный марш", доказывает, что пришлось им нелегко. Потому что при всем актерском тщеславии, невозможность ступить шагу без просьбы сфотографироваться, дать автограф и прочее, нет-нет, а все-таки напрягает. К тому же достаточно жесткий рабочий график. Ведь повторив оглушительно-духоподъемный успех и отыграв запланированный спектакль в Бостоне, артисты вернулись в Лос-Анджелес и – сюрприз! От имени и по поручению армянской общественности руководитель местного телеканала "Шант" Роберт Тохмахчян попросил сыграть еще раз. Кто не успел, тот не опоздал! Надеждам на заслуженный отдых и упоение успехом не суждено было сбыться. 22 мая, за три дня до отлета на родину, состоялся еще один показ спектакля "100 лет спустя".

"НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИНЯЛИ ФАНТАСТИЧЕСКИ, - ГОВОРИТ ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РА АРМЕН МАРУТЯН. - Просили сыграть еще один раз, но мы никак не умещались во времени. Я считаю, что Национальный театр полностью соответствовал своему назначению – провел блестящую акцию, объединившую и армян, и неармян. И, главное, к нам все время подходили и говорили, что устали от кассовых спектаклей, что хотят почаще видеть именно такие работы. В Лос-Анджелесе ведь огромное количество армян, и там есть зритель, который хочет чего-то серьезного, глубокого, трогающего душу и ум. У нас было множество встреч, интервью на телевидении. Я долго живу в этом театре, был свидетелем и участником многих его громких успехов: "Доктор Штокман" на Ибсеновском фестивале в Норвегии, "Король Джон" в Лондоне… Могу с уверенностью сказать, что эта поездка встала в один ряд с теми событиями, которые входят в историю театра им. Сундукяна. И еще очень важно, что в этом спектакле есть попытка диалога. Перч Арменакович сумел заложить в пьесу какой-то новый подход. В ней есть поиск выхода из положения, есть не только обвинения в адрес вандалов, но трезвый взгляд на себя. И наш театр как бы вносит свою лепту в эти шаги преодоления".

Три года назад, перед выходом спектакля, Перч Зейтунцян говорил: "Я предъявляю счет не туркам – варварам, а сегодняшним вроде бы цивилизованным туркам. Потому что они своим молчанием, безразличием, своим попустительством оказались еще страшнее. Я часто думаю - деяния германского фашизма чудовищны, но они предпочитали газовые камеры. В том смысле, что смерть, убийство становились безадресными, обезличивались. В Турции патроны стоили дорого, и они жалели их тратить. И предпочитали не убийство - резню. Палач и жертва - глаза в глаза. Это чудовищно! Когда задумываешься, что три четверти этих полутора миллионов были убиты не выстрелом, а именно зарезаны. Разве это можно забыть?! Опять же мой герой Андраник говорит Джемалу: "Просто посчитай вслух - полтора миллиона. Устанешь, начнешь сбиваться, не выдерживать - но не останавливайся. И вот, если досчитаешь до полутора миллионов, ты, возможно, поймешь".

Время рассудит. Непременно рассудит. И, возможно даже, рассудит по справедливости. Особенно, если в этом самом времени мы все больше перестанем чувствовать себя жертвой, а все больше – хозяевами себя, своей земли и своих законных требований. Укреплять это чувство через искусство – путь благодарный и действенный. Национальный академический театр выступил глашатаем чувства достоинства и единения. Национальный театр выступил воистину Национальным.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • «УРОКИ ТУРКОЛЮБИЯ» – ИЗВЛЕЧЕМ ЛИ МЫ УРОК?
      2020-11-23 10:08
      444

      «Время покажет…». Время показало столь многое, что впору биться головой об стенку. Эхо прошедшей войны отзывается в душе грохотом взрывов, унесших тысячи молодых и немолодых жизней. Но все чаще сквозь боль страшной глобальной потери продирается сознание – о гибридности этой войны, об ином, пропагандистском фронте, на котором мы позволили себя одурачить, а значит – проиграли. Сумеем ли мы извлечь урок из собственных ошибок?

    • ГДЕ ОНИ, ИНТЕЛЛИГЕНТЫ-"ПРЕДВЕСТНИКИ ПОБЕДЫ"?
      2020-11-20 11:18
      1580

      Должны ли замолчать музы, а точнее те, кто ими вдохновляется, когда начинают палить пушки? Должны ли они влиять на общество до того, как пушки поднимут свой голос? Наконец, должны ли они хоть как-то позиционировать себя после того, как на смену голосу пушек не зазвучали победные марши? Если без аллегорий: как должны позиционировать себя интеллигенция и обязана ли она хоть как-то себя позиционировать в создавшейся в стране ситуации. Вопросы, вопросы… Писатель, драматург и актер Ваграм СААКЯН начал видеоцикл "Беседы с разрушителями страны и государства", чтобы еще раз подтвердить свою позицию, которую, кажется никогда и не менял.

    • "ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ НУЖНО ДУМАТЬ О МИРЕ"
      2020-11-14 09:56
      4509

      "В мирное время нужно думать о войне, а во время войны - о мире", - считает заслуженный деятель искусств РА Рубен БАБАЯН. Каким будет этот наш мир – мир после войны?

    • "МЫ НЕ ПРИЗЫВАЕМ К НОВОЙ ВОЙНЕ!"
      2020-11-13 18:49
      1007

      Акции протеста, последовавшие за обнародованием трагического для Армении трехстороннего договора, положившего конец войне в Арцахе, и организованные объединением 17 политических партий продолжают вызывать много вопросов, особенно вне Армении. "А чего они хотят – продолжить войну? И с кем, собственно, собираются воевать – с российскими миротворцами?..". Ситуацию комментирует член Верховного Органа АРФ "Дашнакцутюн" Лилит ГАЛСТЯН.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Библиотека Конгресса США ввела в оборот тематический раздел "Геноцид армян"
      2020-10-22 12:09
      1149

      Библиотека Конгресса США ввела в обращение предметный раздел "Геноцид армян", сообщила в своих сториз в Instagram американская теледива Ким Кардашьян.

    • МЫ ПОБЕДИМ В ГЛАВНОМ!
      2020-10-15 10:12
      92

      Когда нет ни одной персональной судьбы и все судьбы в единую слиты, когда все для фронта и все для победы, когда Арцах - это Армения и Армения - это Арцах, когда Армянский вопрос стал вопросом, как никогда, экзистенциальным, нам ничего не остается, как только быть победными. Победными не только на фронте, в тылу и на информационном поле. "Мы не просто выиграем войну - мы победим в главном", - уверен Ереванский Государственный русский театр им. Станиславского, выпустивший видеоролик-призыв, продолжающий побивать рекорды просмотров.

    • "НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК!"
      2020-10-06 10:04
      518

      "Нам не страшен серый волк!" - пели со сцены, "нам не страшен серый волк!" - подпевал маленький зритель и радовался, и аплодировал, и смеялся - до наших слез. И крепла уверенность, что еще немного, еще чуть-чуть - и этот, кажется, вырванный у войны час светлого, беззаботного детства вернется к этому зрителю и ко всем нам уже навсегда. Ереванский русский театр им. Станиславского организовал показ спектакля для детей, эвакуированных из Арцаха.

    • ПРИГЛАШАЕТ ОПЕРЕТТА!
      2020-09-25 10:48
      1082

      … И уже начинаешь задумываться: а может, и неплохо, что кризис, потому что должен же он чем-то закончиться. И если судить по тому, что происходит во многих наших художественных коллективах, есть все основания предполагать, что нынешняя ситуация может увенчаться прорывом.  В Государственном театре музыкальной комедии им. А. Пароняна состоялся закрытый показ - гала-концерт под условным названием "Приглашает оперетта".