Последние новости

ПЛАТОН МНЕ ДРУГ, НО...

...истина дороже. Это знаменитое изречение постоянно витало в воздухе, в атмосфере конференции, прошедшей в апреле в Музее литературы и искусства им. Чаренца. Речь шла о Комитасе. Но обмену мнениями предшествовал фильм Гагика Арутюняна "Гутанерг" (Песнь плуга"). Поля, горы, церкви, руины - а над всем этим плыли мелодии, записанные, спасенные Комитасом. Музыку он спас, а вот тех, кто пел в Западной Армении, и себя спасти не смог. Лента завершалась кадрами пшеничного поля, плуг и Комитас сделали свое дело, и участники конференции приступили к обсуждению.

Комитас и курды

Ведущим, своего рода, модератором обмена мнениями стал режиссер-документалист Гагик Арутюнян. В прошлом году, неожиданно для себя, он обнаружил, что Комитас и езидский деятель Усуб-бек, оказывается, были близкими друзьями, учились вместе в Эчмиадзине, в Духовной семинарии Геворкян.

ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ЕГО СНАБДИЛИ В ЕЗИДСКОМ ЦЕНТРЕ, находящемся неподалеку от музея "Мецамор". Причем источник (состоятельный езид из России) разъяснил режиссеру, что в детстве Комитас говорил на езидском языке. А на возражения Арутюняна о том, что ничего подобного в книгах о Комитасе не написано, источник посоветовал, что он не те книги читает. Посоветовал прочитать "Усуб-бек" (автор Манук Мурадян, научный редактор Карен Хачатрян). А еще режиссеру разъяснили, что в годы учебы в Германии Комитас написал дипломную работу на тему "Курдская музыка". Так что (выходит) вполне возможно, что в детстве Комитас говорил на езидском. И вообще...

Вот вокруг этого нагромождения "сенсаций" и "вообще", Г.Арутюнян предложил высказаться тем, кто долгие годы профессионально занимается изучением наследия Комитаса и историей. Чтобы опровергнуть на экспертном уровне ложь, в частности, активно тиражируемую курдами в Европе. С основным докладом выступила музыковед, старший научный сотрудник Музея литературы и искусства, хранитель рукописей Комитаса Марине Мушегян. В ходе выступления она бережно демонстрировала множество документов, которых касалась рука вардапета. Из обширного доклада приводятся лишь некоторые факты.

"Виртуальная гипотеза"

Известно, что в 1896-1899 гг. Комитас учился в Берлине, в частности, в консерватории Р.Шмидта, а также параллельно на философском факультете университета Фридриха Вильгельма (ныне имени А.Гумбольдта).

ПЕРВЫЙ БИОГРАФ МУЗЫКАНТА - ТОРОС АЗАТЯН В КНИГЕ "КОМИТАС ВАРДАПЕТ" пишет: "В июле 1899 г. Комитас завершил консерваторию. Тема дипломной работы - "Курдская музыка", вызвавшая большой интерес".

Но почему курдская и на чем Азатян строит свою гипотезу? В книге нет ссылки на источник. Нет и какого-либо описания работы. К сожалению, значительная часть последующих биографов, не углубляясь, повторяют эту версию, ничуть не удосуживаясь проверить ее путем ознакомления с архивом, опубликованными и неопубликованными работами Комитаса.

В перечне опубликованных в 1890-1899 гг. исследований музыканта (приводится 8 названий. - А.Т.) курдская тема напрочь отсутствует. Среди неопубликованных материалов того периода (собранных мелодий и текстов) также нет намека на курдскую музыку. Откуда взялась "дипломная" работа?

В статье музыковеда Роберта Атаяна цитируются документы о германском периоде учебы Комитаса. Там преподавателями отмечаются выдающиеся способности студента, изучаемые им предметы и темы, опубликованные материалы. Все свидетельствует об исключительном интересе к армянской музыке. И, кстати, как выясняется, от Комитаса не требовалось при окончании курса ни дипломной, ни диссертационной работы. Откуда вылупилась раздутая уже до размеров диссертации "курдская тема"?

Если б такая работа существовала, разве Комитас не упомянул бы о ней в своей автобиографии? В трех вариантах биографии (первый еще в 1908 году он написал для одного российского издания) перечислены изданные и неизданные работы - "дипломной" там нет: ни про курдов, ни про армян, ни про кого-нибудь еще. Отметим для объективности, что Комитас сообщает о выпущенном в 1903 году в Москве, в издательстве "Юргесон" сборнике "Курдские мелодии" (13 народных песен). Вполне естественно, что, собирая музыкальный фольклор, Комитас попутно записывал и турецкие, и несколько курдских мелодий. Но эти записи отнюдь не претендовали на серьезное научное исследование. Комитас, кстати, изучал и финские народные песни. И что же?

Творчество Комитаса - непреходящая ценность не только отечественной, но и мировой культуры. Мы должны его лучше и больше изучать и оберегать от попыток извратить ту или иную грань наследия гения.

"Пресекать ложь вовремя"

Тигран ПЕТРОСЯНЦ, историк, директор фонда "Зоравар":

- Меня попросили выяснить, учился ли Усуб-бек с Комитасом в Духовной семинарии Геворкян, как это написано в книге М.Мурадяна. Там опубликована также фотография, запечатлевшая рядом Комитаса и бека, добавлено, что это фоторабота. Как понять? Ведь видно, что изображение скомпоновано из 2 отдельных снимков... Спрашивается, с какой целью скомпоновано? Для чего эта фальшивка, указывающая на "неразлучную дружбу" двух молодых людей?

ИТАК, УСУБ-БЕК И ГИМНАЗИЯ НЕРСИСЯН. САМА ПОСТАНОВКА ВОПРОСА абсурдна, потому что учиться в данной гимназии могли лишь адепты Армянской церкви, и уж, во всяком случае, христиане. Я поднял в Национальном архиве РА все материалы, связанные с периодом учебы в Эчмиадзине Комитаса, искал в них какой-либо намек на наличие студента Усуба или Усубяна, или (как в книге подается) - Овсепа Темурянца, но ничего не обнаружил. Как в случае с той самой кошкой, которую не найдешь в темной комнате, потому что ее там нет. То есть речь идет об элементарной фальшивке.

У меня и в мыслях нет в связи с этим бросать тень на отношения армян с езидами или курдами, сложившиеся в советский период. О том, что при царе серьезные проблемы были, свидетельствуют хотя бы материалы второй половины XIX века, и, в частности, опубликованные в тифлисской газете "Мшак" известные письма Перча Прошяна о том, как курды и езиды, подкупая российских чиновников, притесняли армянских крестьян, отнимали имущество, скот...

В сложный период становления Первой Республики огромную роль сыграли майские (1918 год) сражения при Сардарапате, Баш-Апаране и Караклисе. Сам я родом из апаранского села Варденис. При населении в 2 тысячи человек оно дало 500 воинов. Я беседовал в селе и записывал рассказы более 300 участников Баш-Апаранского сражения. Так появился цикл воспоминаний, разросшийся впоследствии до большого исследования, пока неизданного. Лишь часть мне удалось опубликовать в 2005 году ("Апаранское сражение").

К чему все это я вспомнил? Ни один из моих 300 собеседников не упомянул, что за 9 дней сражения видел в рядах защитников курда или езида. Утверждаю это со всей ответственностью.

Однако в советской прессе, историографии постепенно сложилась любопытная тенденция. Поначалу осторожно указывали, что при Апаране армянам помогали порядка 15 всадников Усуб-бека, Джангира-аги. Армяне не возражали. Тогда со временем прибавился ноль, а потом еще один. И сегодня уже ведут повествование о 1500 всадниках. Это просто вопиющая ложь, сложившаяся в результате превратного понимания одними постулата о дружбе всех советских народов и стремления других приукрасить свою причастность к важнейшим историческим событиям. Подобные "легенды" не имеют ничего общего с действительностью (вспомним хотя бы свидетельство Дро о количестве езидов под Апараном и подключении их к сражению лишь на 7-й день, когда все стало ясным...) Вранью следует положить конец.

О дружбе истинной и ложной

Конференция перетекла в непринужденную беседу собравшихся. В небольшом зале музея вспоминали некоторые другие примеры небрежного, беспечного отношения отечественных деятелей разного профиля к той или иной, в том числе, политической проблеме.

ИГНОРИРОВАНИЕ, ОТСУТСТВИЕ АДЕКВАТНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗАЯВЛЕННУЮ и подрастающую ложь оборачиваются со временем серьезной головной болью. Как это произошло, к примеру, с враньем про Ходжалу. Что касается степени участия тех же езидских лидеров в сражениях 1918 года, то вынужден в связи с этим напомнить неоспоримый факт, процитированный мной в рецензии на сборник "Армяне в Первой мировой войне" (Москва, 2014 г.). Генералу Андранику сдались в 1915 году 4 курдских бека, затем явился пятый - езид Джангир-ага. Андраник передал их русским. Позже Джангир-ага внушил генералу Чернозубову веру в преданность беков России. Всех пятерых отпустили. Вернувшись, курды перешли на сторону турок и вырезали несколько армянских селений. Таким образом, ко всему случившемуся напрямую оказался причастным Джангир-ага...

В отличие от 15, 150, 1500 или 15 тысяч воинов-езидов, "сокрушивших турок в Апаране и окрестностях", вышеуказанное - исторический факт, зафиксированный в "Записке об Армянском вопросе и армянских дружинах", 29 октября 1915, Тифлис, подписи: епископ Месроп, Александр Хатисов, Самсон Арутюнов.

За годы Советской власти курды или езиды не могли пожаловаться на какую-либо дискриминацию в Армении по национальному признаку: школы, газеты, радиопередачи, театр, книги. Мы помним и ценим их посильный вклад в войну в Карабахе. Живем сегодня без проблем (не считая общих, тяжких...) рядом. И надеемся, что так будет дальше. А с недоразумениями, мифами и передергиванием реалий (с чьей бы то ни было стороны) надо спокойно, по-дружески разбираться. Потому что (читай заголовок).

Основная тема:
Теги:
  • Сероп 10-Июн-2015
    Я думаю что у автора типичный национализм, а у национализма ослепительный эффект.Спорит с ним, нет смысла, ибо сами защищали Армению без чью либо помощи, это абсурд. То что касается Усуб бека и варжапета, это история и оно показывает уровень связи в тех времен, пошлости автора не будут мешать дружбы нашего народа с курдамы или езидамы.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЮБИЛЕЙ ДОСТОЕВСКОГО В ЕРЕВАНЕ
    2021-10-18 10:19
    435

                    Когда в 2009 году доктор филологических наук Михаил Давидович Амирханян организовал в Ереване первую Международную конференцию по сквозной теме "Русские классики: русская и национальные литературы", трудно было предположить, как все обернется дальше. Проект был приурочен к "круглым датам" русских писателей и начался с Гоголя. За 12 лет не обделили вниманием и других классиков - от Пушкина до Булгакова.

  • ВЕЧНОЕ ДРЕВО АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ
    2021-10-16 10:00
    1350

    Виктор Вухрер, глава культурной общественной организации немцев "Тевтония", человек разносторонний. Химик, подполковник, да еще книги пишет. Главной его темой была судьба немцев Поволжья, сосланных в августе 1941 года в места не столь отдаленные. Там познакомились будущие родители Вухрера: мать прибыла из Поволжья, отец - из Катариненфельда (Грузия). Потом они с детьми оказались в Армении.

  • ОБЕЩАННОГО ЖДУТ НЕ 3, А 5 ЛЕТ…
    2021-10-05 09:44
    1714

    В начале сентября "ГА" писал об инициативе руководства Армянской технологической академии (и.о. президента В. Г. Вухрер и экс-президента В. Г. Давтян), обратившегося в Министерство образования, науки, культуры и спорта и мэрию Еревана. В письме речь шла о заслугах итальянского исследователя, почетного члена АТА Анджело Палего. Этот человек "организовал десятки экспедиций на гору Арарат в поисках Ноева ковчега, прислал фотографии ковчега и его точные координаты". Он скончался 15 августа во время своей 28-й экспедиции на Арарат".

  • КАК ПРОЖИТЬ ЗА ДВОИХ
    2021-10-02 10:01
    2214

    Начну-ка я, не называя фамилии, с биографии. Родился в армянской семье, нашедшей убежище в России (Ставропольский край) в годы Геноцида армян. Закончив школу с золотой медалью, поступил в МГИМО на экономический факультет по специальности "международная торговля". После окончания работал в Министерстве внешней торговли СССР, в объединении "Союзнефтеэкспорт", позже - в Англии, где возглавлял компанию NAFTA (учредительный капитал принадлежал СССР).






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ВЕЧНОЕ ДРЕВО АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ
    2021-10-16 10:00
    1350

    Виктор Вухрер, глава культурной общественной организации немцев "Тевтония", человек разносторонний. Химик, подполковник, да еще книги пишет. Главной его темой была судьба немцев Поволжья, сосланных в августе 1941 года в места не столь отдаленные. Там познакомились будущие родители Вухрера: мать прибыла из Поволжья, отец - из Катариненфельда (Грузия). Потом они с детьми оказались в Армении.

  • СЕЛИМСКИЙ КАРАВАН-САРАЙ: УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК НУЖДАЕТСЯ В ЗАБОТЕ И РЕСТАВРАЦИИ
    2021-10-06 10:37
    3490

    Примерно на полпути из Ехегнадзора в Мартуни, на вершине одного из бесконечных холмов, расположено издали неприметное черное строение. Если не знать, что это – можно запросто проехать.

  • 8 ПОЛОЖЕНИЙ "КОДЕКСА ЧЕСТИ"
    2021-09-30 10:24
    1908

    История армянской армии насчитывает тысячелетия, имеет давние традиции и сформированную в веках систему ценностей, дошедшую до наших дней в трудах известных летописцев. Обширные письменные источники исследовал историк и политолог, директор Центра стратегических исследований "Арарат" Армен АЙВАЗЯН. Результаты исследований он изложил в книге "Кодекс чести армянского воинства", презентованной 27 сентября в Культурном центре "Текеян".

  • З0 ЛЕТ ГКЧП - ТРАДИЦИИ БОЛЬШОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА В ДЕЙСТВИИ!
    2021-08-18 10:15
    1233

    Страну Советов потеряли без единого выстрела Когда отмечали 10-ю годовщину ГКЧП, оценки были однозначные и категоричные: путч есть путч! Когда дожили до 20-й годовщины, мнения разделились.