ПОЛ-ЕВРОПЫ ПРОШАГАЛИ, ПОЛ-ЗЕМЛИ. И ВЕРНУЛИСЬ С ПОБЕДОЙ
Студенты Ереванского ГИТиКа – обладатели Гран-при фестиваля в Тулузе
Нынешний актерский курс мастерской Рубена Бабаяна и его ассистента Заруи Антонян Государственного института театра и кино – особенный. В контексте нашей системы арт-образования его следовало бы назвать экспериментально-продвинутым, если бы в контексте современного театра он бы не выглядел нормальным отражением процесса обучения, результат которого – актер, которого принято называть синтетическим. "Синтетика" - не всегда плохо. Особенно когда она всего за год завоевывает третий Гран-при.
О ТОМ, ЧТО ЭТОТ САМЫЙ КУРС ВСЕГО ПАРУ МЕСЯЦЕВ НАЗАД СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ Международного фестиваля студенческих спектаклей в Тбилиси, "ГА" уже писал. Как и о том, что спектакль II курса ГИТиКа "Взятие Тмкаберда", поставленный по бессмертной поэме Ов. Туманяна Заруи Антонян, удостоился театральной премии "Артавазд" в номинации "Лучший молодежный спектакль". "Взятие Тмкаберда" - спектакль-фейерверк, спектакль-праздник – праздник летучего воображения, невероятных метаморфоз и превращений, искрометного юмора и поэтического симфонизма. Так что его приглашению со студенческой скамьи во Францию удивляться не приходится.
XXIX Международный фестиваль молодежных театральных трупп
"Сценическая молния" во французской Тулузе – один из самых
авторитетных студенческих конкурсных смотров Европы. Возрастной ценз
трупп-участниц – до 21 года, европейского полного совершеннолетия. Наши соответствовали
стандартам фестиваля во всем. Даже всеми оргвопросами по поездке, включая
работу гида, занимался не столько Рубен, сколько Арташес Бабаян – студент
Впрочем, любые наши театральные гастроли начинаются с
испытания. Во всяком случае с сакраментального вопроса – откуда взять деньги на
перелет?! К тому же "Взятие Тмкаберда" - спектакль
"густонаселенный" - 15 человек плюс пара человек оргсостава… Это
будет… Это будет… "Сумасшедшие деньги" - как говаривал великий
сатирик.
"Мы обращались во многие организации, в глубине души
понимая, что это бесполезно, - говорит Рубен Бабаян. - И в самом деле, кроме
Министерства культуры никто нам не помог. Ну еще театр кукол взял на себя
некоторые затраты".
ПРАВДА, ДЕНЕГ,
КОТОРЫЕ НАСКРЕБЛИ, ХВАТИЛО НЕ НА АВИАБИЛЕТЫ, А НА… АВТОБУС. Вот тут-то ушлый Бабаян решил
использовать отсутствие финансов в культурно-просветительско-педагогических
целях! И микроавтобус с восемнадцатью участниками фестиваля отправился из
Еревана в Тулузу. Вперед – навстречу приключениям и впечатлениям по всей
Европе!
"Нет худа без добра, - считает Рубен Арташесович. -
Появилась возможность самими выбирать маршрут – где какие остановки, какие
города. Само путешествие было чрезвычайно интересным. Мы проехали через восемь
стран – Грузия, Россия, Германия, Франция, на обратном пути – Люксембург, опять
Германия, Чехия, Польша…
Нас замечательно принимали там, кстати, представители
армянской диаспоры, которая находится в прекрасных взаимоотношениях с мэрией
Тулузы – одним из организаторов фестиваля. Тулуза - замечательный студенческий
город, где учится довольно много ребят из Армении.
Артиста питают впечатления, а их было очень много. Была
остановка в Варшаве, в Берлине, потом в Кельне - под проливным дождем мы
смотрели на великий Кельнский собор, который, по-моему, предстал перед нами в
своем самом замечательном виде – ночь, молнии, готика, дети вокруг кричат от
восторга… В пять утра мы приехали в Париж – город пробуждался на наших глазах.
Плас Пигаль, "Комеди Франсез", "Гранд-опера" – мы пробыли
там целый день и обошли все, что было можно. Точнее, я в какой-то момент сошел
с дистанции, а ребята почти уже ползком, но все обсмотрели. К тому же успели
посетить мой любимый музей Родена, который произвел огромное впечатление и на
студентов. Я хотел на обратном пути ехать иным маршрутом, но тут
"услужили" наши друзья-турки, которые автобусы больше восьми человек
не пропускают. Так отпала Италия, но мы побывали в изысканном
городе-аристократе Люксембурге, оттуда поехали во Франкфурт – вечер с немецким
пивом и сосисками. В Праге остановились на целые сутки – отдохнуть и
посмотреть, что успеем. Потом опять Варшава, Брест, наконец, Ларс, который мы проехали
днем – это впечатляющее зрелище, живопись, потрясающая красота!".
Грузинскую границу "веселый автобус" пересек за
несколько часов до трагического потопа. Вот уж везет так везет! Ведь Париж
стоит обедни, а плас Пигаль в предрассветных сумерках, залитые солнцем статуи
Карлова моста и Кельнский собор в сполохах молний стоят больше, чем победа на
"Сценической молнии", не говоря уже о многих и многих часах лекций по
истории культуры.
НО ВЕРНЕМСЯ
ВСЕ-ТАКИ К МОЛНИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ. В ФЕСТИВАЛЕ участвовали 9 стран, демонстрируя разные школы и
направления развития театрального искусства. Студенты Ереванского ГИТиКа
показывали свой спектакль "Взятие Тмкаберда" последними. И взяли
Тулузу – так, как до этого взяли своего, а затем и тбилисского зрителя. И не
только зрителя, но и экспертов, из которых состоят жюри. В дипломе, приложенном
к главному призу, доставшемуся участникам из Армении, сказано: "За самый
креативный и оригинальный спектакль". А вообще никакие определения и
номинации не способны вместить восторг, который вызвало у публики выступление
наших студентов. А им, кажется, не хватило фестивальной победы, они
вознамерились окончательно забить Мике баки.
"В институте мы подготовили программу минут на
двадцать, - рассказывает Рубен Бабаян. - Речь шла о том, что, возможно, каждой
труппе-участнику следует показать небольшой тренинг, как бы свои подходы
обучения. А на месте выяснилось, что французы хотят сделать сюрприз нам и
грузинам - показать нам мастер-класс. По ходу к нам, кавказцам, присоединились
русские ребята из Санкт-Петербурга. Мастер-класс был достаточно интересный, но
в принципе для наших студентов - вчерашний день. Во всяком случае пока
педагог-француз старался, наши все его задания выполняли с видом гостей,
которые не могут не уважить хозяев. Когда он закончил, я сказал, что мы бы
хотели показать своей небольшой тренинг. Ребята провели его потрясающе! И
грузины, и русские, и сами французы влились в него, было просто здорово!
Француз-педагог потом заявил, что, если бы знал, не морочил бы всем голову сорок
минут".
А еще в институте под руководством легендарного педагога
по вокалу Ромелы Михайловны ребята подготовили небольшую программу из армянских
песен – это уже для армянской диаспоры, которая слушала импровизированный
концерт на открытом воздухе – что, согласитесь, не просто – со слезами на
глазах. Вообще сколько слез было пролито по поводу расставания – и с армянами,
и с неармянами! Сколько надежд на новые встречи и новые творческие контакты!
"Хорошо бы, чтобы это были не разовые акции и
чтобы их поддерживало не только Министерство культуры, потому что результат
просто огромный", - считает Рубен Бабаян. Кажется, добавить к этому
нечего.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.