Последние новости

ШАГ К ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ

На историю раздела Армении в начале 20-х годов прошлого столетия советской официальной историографией было наложено табу, и потому она представляла собой как бы белую страницу. Однако давно известно, что в истории белых страниц не бывает. Там, где отсутствуют историческая истина, серьезное научное исследование, подлинный документ, неизбежно возникают фальсификация, подлог и откровенный обман. Тем более если этого требует политическая конъюнктура. В полнойь мере последствия этих фальсификаций и подлогов на практике мы ощутили, когда армяне Арцаха предъявили свои абсолютно законные и справедливые требования о выходе из состава Азербайджана. Тогда, в самом начале Карабахского движения, в 1988 г. пришлось срочно подготовить и издать небольшую брошюру «Нагорный Карабах. Историческая справка», для того чтобы представить миру правду о Карабахе.

Но разве только Карабах? И разве историческая истина нужна только для употребления в экстремальных ситуациях? Разве она не должна быть всесторонне исследована и известна всем уже потому, что она – истина? И потому, что ее отсутствие неизбежно порождает ложь – единственное «оправдание» агрессора?

Многие десятилетия более или менее полную истину об истории Нахичевана и обстоятельствах передачи этого исконно армянского края под протекторат Азербайджана знали только редкие специалисты. Но толку от их знания, естественно, не было, так как поведать миру правду в условиях диктата официальной догмы они все равно не могли. Не было даже возможности опубликовать такие, казалось бы, бесспорные документы,как тексты заключенных договоров. Табу было наложено и на последовательно проводимую Советским Азербайджаном политику по очищению Нахичевана от армян. Этот информационный вакуум позволял и позволяет Азербайджану действовать нагло и цинично.

В последнее десятилетие правда о Нахичеване наконец-то зазвучала. Прежде всего в контексте той же карабахской проблемы, ее исторических и правовых аспектов, в контексте общего возвращения к истине стали появляться и материалы, посвященные собственно Нахичевану. Этому немало способствовало создание земляческого союза «Нахичеван» и его печатного органа – ежемесячной газеты «Нахичеван». Событием в этом смысле стала научная конференция на тему «Проблема Нахичевана в российско-турецком Московском договоре от 16 марта 1921 г.», организованная 16 марта 1999 г. в ЕГУ союзом «Нахичеван» совместно с Армянским обществом историков и кафедрой истории армянского народа ЕГУ, которые возглавлял в то время Лендруш Хуршудян, председательствовавший на конференции.

К счастью, содержательные доклады, прочитанные в ходе конференции, не остались достоянием только ее участников. На днях издательство «Нахичеван» на основе материалов конференции выпустило в свет сборник «Проблема Нахичевана в российско-турецком Московском договоре от 16 марта 1921 г.» Составитель сборника – кандидат исторических наук Рафаэл Амбарцумян, научный редактор – академик НАН РА Грачик Симонян.

Сразу же отметим, что проблема Нахичевана в сборнике рассматривается гораздо шире, чем это заявлено в его названии. Об этом свидетельствуют уже заголовки основных статей: «Вопрос Нахичевана в российско-турецком Московском договоре от 16 марта 1921 г.» академика Гр. Симоняна; «Нахичеван в армяно-иранских отношениях 1918-1920 гг.» доктора исторических наук Эд.Зограбяна; «Одиссея армян Нахичевана» академика В. Ходжабекяна; «Позиция Турции как покровительницы мусульман в ходе Московской конференции» кандидата исторических наук А. Агваняна; «Территория Нахичевана в урартских источниках» старшего научного сотрудника Института востоковедения Ов.Карагезяна; «Два уточнения» доктора исторических наук Б.Арутюняна (в докладе опровергается распространенное мнение, будто Батумский договор лишь подтвердил армяно-турецкую границу, установленную Александропольским договором).

Здесь у нас нет, естественно, никакой возможности хотя бы коротко представить в отдельности каждую из этих интереснейших статей, содержащих массу новой информации и свежих наблюдений. Все они заслуживают подробного представления и глубокого осмысления. Процитируем лишь начало статьи А. Агваняна, предлагающее, на наш взгляд, объяснение возникновения и сути «проблемы Нахичевана»: «Турция принадлежит к числу тех государств, которые в национальном вопросе проводили последовательную политику. Как признают сами турецкие историки: «начиная со времен Селима III (1789 г.), основная линия внешней политики Турции неизменна: используя важное геополитическое положение и пользуясь разногласиями, существующими между великими державами, преследовать свои национальные интересы».

Подобная дальновидная политика позволила новосозданному турецкому государству даже в самый сложный период истории, когда речь, казалось бы, шла о расчленении самой Турции, не только сохранить основное ядро своих территорий, но и захватить Карсскую область, территории Ардагана и Сурмалу. Уточним: признание это сделано турецкими историками в 1994 г., и нет никаких сомнений, что традиционная внешняя политика Турции сохранится и в обозримом будущем.

Об этом крайне важно помнить. Ибо «проблема Нахичевана» - из тех, любое прикосновение к которым, даже в виде историографических разысканий, неизбежно обращено в настоящее и будущее. Только один пример. В статье академика В.Ходжабекяна с привлечением множества достоверных данных и документов представлены демографические процессы в Нахичеване последних двух веков. В ней приведен такой исторический факт. В 1925 г. беженцы из армянского села Газанчи обратились к властям с просьбой разрешить им вернуться в родные очаги. Естественно, в просьбе им было отказано (якобы свободной земли в Нахичеване нет), ибо она противоречила демографической политике Советского Азербайджана, направленной на полное очищение Нахичевана от его коренного населения – армян. Армян сегодня в Нахичеване нет, однако продолжение той же демографической политики 1925 и других годов очевидно: на днях президент Алиев подписал указ о щедром предоставлении земли в Нахичеване беженцам из Армении.

Столь же злободневно звучат красноречивые материалы и документы, включенные в Приложение к сборнику. В первом его разделе помещены фрагменты из межгосударственных договоров, относящиеся к Нахичевану, во втором – различные документы и материалы экономического, военного, дипломатического, церковного, партийного характера, в которых отражена история Нахичевана периода Первой Республики и Советской власти. В разделе публикаций помещены исторические и современные материалы, отвечающие на такие вопросы, как «Почему армия Республики Армения не защитила Нахичеван?», «Как Малый Маcис оказался на территории Турции?», «Как возникла 10-километровая турецко-нахичеванская граница?» и др. Четвертый раздел - «Проблема Нахичевана на современном этапе» - включает в себя материалы, относящиеся к созданию земляческого союза «Нахичеван» (любопытно, что первую попытку объединить армян-беженцев из Нахичевана предпринял Гарегин Нжде в 1918 г.) и Национального совета армян Нахичевана, приведены принятые ими заявления и обращения к различным международным организациям.

Представленный сборник – еще один нужный и важный шаг на пути к всестороннему исследованию, обобщению и представлению миру проблемы Нахичевана. За ним непременно должны последовать дальнейшие шаги.

6 сентября

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ​ВЫХОД ТУРЦИИ ИЗ ЦУГЦВАНГА УСТИЛАЕМ МЫ
      2015-05-13 14:10
      178917

      Поток касающейся Турции информации в последние месяцы не прерывался и не ослабевал. Не ослаб он и после 3 октября, когда счастливое лицо премьер-министра Эрдогана должно было оповестить мир о том, что цель достигнута и двери в ЕС открыты.На самом же деле в тот день мало что по существу решилось, и перспективы вступления Турции в семью цивилизованных европейских народов как были туманными до 3 октября, таковыми и остаются.

    • ОПЕРАЦИЯ "НЕМЕЗИС"
      2015-05-12 11:01
      215596

      Книга “ОПЕРАЦИЯ НЕМЕЗИС, РАССКАЗАННАЯ ЕЕ УЧАСТНИКАМИ” содержит переведенные на русский язык воспоминания непосредственных участников операции “Немезис” (Микаела Варандяна, Согомона Тейлиряна, Шаана Натали, Мисака Торлакяна, Аршавира Ширакяна, Григора Мержанова, Арама Ерканяна, Азвина, Даре Айказяна и Симона Врацяна), а также статьи автора, написанные в разное время на эту тему и ставшие фактически предисловием к данному изданию. В большинстве случаев материалы на русском языке публикуются впервые. Автором статей и переводов явился известный публицист Левон Микаелян (Казарян), проработавший в газете «Голос Армении» на должности заместителя главного редактора более 16-ти лет.

    • НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
      2011-09-29 00:00
      219349

      Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы армянской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте мировой, не мог не прийти к выводу, что основная особенность армянской литературы, предопределившая ее основное содержание, тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея.Если попытаться дать краткое, буквально в двух словах определение, девиз и кредо армянской литературы, да и всей армянской книжности от ее истоков до наших дней, то и здесь нам не пришлось бы искать что-то новое. Достаточно вспомнить лаконичную формулу, предложенную Хачатуром Абовяном полтора века назад для характеристики своей великой книги "Раны Армении", - "плач патриота".

    • "ГАРЕГИН НЖДЕ ВОЗРОДИЛ ОБЕТ МАМИКОНЯНОВ", -
      2011-07-07 00:00
      221122

      заявил в интервью "ГА" Рафаэл АМБАРЦУМЯН, председатель организации "Обет национального союза" - Вы и некоторые другие нждеведы считаете днем рождения Нжде 1 февраля, а не 1 января, как считал составитель первой полной биографии Нжде Аво. На чем основывается ваша версия? - На единственном дошедшем до нас документе, указывающем день рождения Нжде точно, - на составленном в 1916 году рукой Нжде "послужном списке". Документ этот подписан также генералом Смбатом Борояном. Этот документ обнаружил и опубликовал в "Историко-филологическом журнале" (№1, 2001) историк Ваан Меликян. В документе указано, что Нжде родился 20 января по юлианскому календарю, то есть 1 февраля по новому стилю.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАРО АЛАБЯН. ПОРТРЕТ К ЮБИЛЕЮ
      2022-07-22 09:40
      5029

      К 125-летнему юбилею выдающегося архитектора и общественного деятеля Каро Семеновича Алабяна в издательстве "ВМВ-принт" вышла в свет книга "Каро Алабян. Власть факта". Авторы - российский журналист, писатель, ведущий научный сотрудник Института политических и социальных исследований Валерия ОЛЮНИНА и архитектор, журналист, художник Павел ДЖАНГИРОВ.

    • КНИГА "МАГАВУЗ": ГЕНЕАЛОГИЯ АРЦАХСКОГО СЕЛА
      2022-06-25 09:14
      3111

      В Культурном центре "Текеян" Еревана презентована книга "Магавуз" кандидата физико-математических наук Лейнада Даниеляна. В своем труде автор обращается к истории села Магавуз Мартакертского района Республики Арцах, где он родился и вырос, рассказывает о жизни и деятельности его видных жителей, а также представляет генеалогическое древо Магавуза, составляя родословную практически всех сельчан.

    • ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН О ЛЕГЕНДЕ КВАРТЕТА
      2022-06-16 09:52
      3073

      Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их  произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.

    • АРЦАХСКАЯ ВОЙНА В КНИГЕ ГОРСКОГО ЕВРЕЯ
      2022-06-16 09:33
      3134

      «Данную книгу я посвящаю памяти ребят, положивших жизни в войне 2020 года. Это неполный список погибших, лишь часть, которую я смог найти. Каждое имя - это Человек, который мог жить, воспитывать детей и внуков, оставить после себя потомство. Сила духа, вера и мужество погибших в этой войне навсегда останутся в истории как пример величия армянского народа. Они умирали за своих родных, за свою землю и за свой дом. Ничего не спрашивая, не боясь и не отступая назад, эти ребята встали и пошли в бой! Они герои! Все! И их имена мы будем помнить вечно! Это еще один кровавый след истории, который был оплачен жизнью целого поколения!»