С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Итак, уже позади крайне эмоциональный период жизни нашего общества. Не успели полностью угаснуть волнения, вызванные "блеском и нищетой" отечественной "оппозиции", как на литургии в Ватикане на весь мир прозвучали слова Папы Римского о причислении Григора Нарекаци к когорте Учителей Католической Церкви. ААЦ причислила к лику святых всех жертв Геноцида. В Армении было отмечено столетие Геноцида при участии внушительного количества делегаций и представительств со всего мира. А если в этот ряд приписать посещение РА Ким Кардашян со своей звездной семьей, приезд Сержа Танкяна со своей всемирно известной рок-группой и весь объем информации в мировых СМИ про Армению и армянский народ, то очень остро начинаешь чувствовать, что являешься неотъемлемой частицей цивилизации и культурного человечества. Хочется с огромным удовлетворением отметить, что была проделана значительная работа. Огромное спасибо всем, кто вложил свою лепту в этот жизнеутверждающий и поэтому очень необходимый для нашего общества труд!
Результатом всего этого стал очень серьезный и внушительный потенциал для приобретения самых различных, в т.ч. и политических, дивидендов! Можно сказать, что мы поднялись на новый качественный уровень для решения очень чувствительных и трепетных для всего армянства проблем. А если 24 апреля будет отмечаться мировым сообществом как международный день борьбы с геноцидами и будет создана соответствующая международная организация, состоящая из представителей народов, переживших геноцид, то для нас открываются новые и очень перспективные горизонты для увеличения своего влияния в своем геополитическом ареале. Более того, благодаря этому у нас появится исключительный этнозащитный "инструмент" для сохранения национальной идентичности в условиях глобальной действительности. Ибо сохранение национальной идентичности нередко сводится к обеспечению узнаваемости нации в любых "конфигурациях" ее существования и на любом этапе ее развития. В мире, стремящемся к глобальности, этого можно достичь при условии участия каждого поколения нации в мировых процессах путем привнесения в них творений национального интеллекта, трудолюбия, прагматичности, созидательности через свой язык и культурно-духовное своеобразие. Только так можно обеспечить свое незаменимое место в мировых процессах.
Безусловно, мировое сообщество изменило в лучшую сторону
свое отношение к нам. Теперь важно понять - а чем мы должны и обязаны ответить?
Ведь нетрудно догадаться, что новое отношение - это в первую очередь новая,
т.е. более подчеркнутая и очевидная для мирового сообщества ответственность
перед ним. Вопрос - кто ее будет воплощать и каким образом?
Совершенно ясно, что носителем этой ответственности
является государственная власть ввиду того, что она формирует парадигму системы
государственного управления общества. Вопрос - на что должна быть направлена
деятельность отечественной власти, чтобы мировое сообщество убедилось в
неформальности всей ответственности Республики Армения перед ним? Ответ
очевиден: она должна быть направлена на достижение приемлемого для мирового
сообщества качества социальной справедливости и уровня демократии своего
общества. Поэтому в результате предстоящего реформирования Конституции крайне
необходимо прийти к такому итогу, который станет основополагающим и необходимым
условием на пути к достижению этой цели. Если подобного не произойдет, то, вне
всякого сомнения, мы как государственно-организованное общество лишим сами себя
шанса материализовать весь потенциал этих новых возможностей.
Государственная власть общества, избравшего демократию
путем для своего развития, обязана нести ответственность за то, чтобы:
1). создавались одинаковые условия
деятельности для всех участников рынка (это не означает, что получаемая ими
прибыль будет одинаковой по той простой причине, что у разных людей различные
способности, уровень образования, финансовые возможности, смекалка и т.д.).
2). контролировалась обоснованность
ценообразования на рынке вообще и во избежание договорных манипуляций.
Только подобный метод влияния государственной власти на
рынок позволит утверждать, что мы живем в социальном государстве, а не факт
того, что люди получают социальные пенсии за свою трудовую деятельность, а
некоторые категории имеют социальные льготы, выплаты и т.п. Выполняет ли
государственная власть требования вышеуказанных двух пунктов? Нет! В окружающей
нас действительности уйма абсолютно очевидных примеров злоупотреблений и
нарушений как с точки зрения равных условий, так и ценообразования. Другое дело
- четко осознавать, почему в нашем обществе, которое вот уже более двадцати лет
строит демократию, подобное возможно со столь вопиющей очевидностью и в таком
объеме.
Начнем с вопроса, оказывает ли влияние сама система
государственного управления общества (президентская, полупрезидентская или
парламентская) на уровень демократии? Безусловно, нет! Примерами для подобного
утверждения служат США - президентская, Франция - полупрезидентская,
Федеративная Германия - парламентская страны. Они олицетворяют собой эталоны
демократии на нынешнем этапе развития человечества. И посему придется в
очередной раз повториться - именно авторитаризм в системе государственного
управления, а не разновидность системы государственного управления сводит на
нет демократию в обществе, избравшем демократический путь развития.
Схематически отобразим всю цепочку, формирующую основную
цель государственной организованности общества - устойчивое развитие и
безопасность - начиная с парламентских выборов, чтобы увидеть: как в РА
рождается авторитаризм, и ту коммуникацию, через которую он проникает в систему
государственного управления. Итак: 1) парламентские выборы, 2) формирование
парламента и абсолютного политического большинства в нем, 3) которое формирует
систему государственного управления, в т. ч. и правительство, 4) от
эффективности деятельности которого зависит благополучие общества, 5) от чего, безусловно, зависит исход населения,
6) что является одним из важнейших факторов безопасности и устойчивого развития
общества.
1) Парламентские выборы. Не секрет, что здесь
эксплуатация административного ресурса, использование выборных взяток и другие
формы нарушений закона превратились в чуть ли не норму, поэтому говорить о
легальности выборов просто несерьезно. С этой точки зрения парламентские выборы
4-го и 5-го созывов не были исключением.
2) Если формирование абсолютного политического
большинства в пределах отдельно взятой партии в парламенте является результатом
нелегальности выборов, то можно ли это большинство считать легальным?
Безусловно - нет!
3) Может ли нелегальное абсолютное большинство создать не
авторитарную систему государственного управления? Теоретически - да, а в
реальности - нет! Ибо на парламентских выборах влиятельные и большие партии
идут на всякого рода нарушения, именно имея целью создать абсолютное
политическое большинство в пределах своей партии, чтобы потом можно было
законным образом, т.е. безоговорочно, использовать инструментарий, принципы
демократии для приватизации процесса принятия решений. Говоря иначе, путем
нелегальных выборов в конечном итоге деспотия и диктат однопартийного
абсолютного политического большинства в многопартийном парламенте РА
приобретают "демократическое" содержание.
4, 5, 6) Думаю, не нужно доказывать, что пункты 4,5,6
нашей схемы находятся в прямой зависимости от первых трех. И поэтому уместнее
говорить не об уровне демократии общества, а об уровне ее извращения, т.е.
уровне авторитаризма в системе государственного управления, ибо в РА демократия
начинается и кончается парламентскими выборами.
Приход к власти путем общенародных выборов является
неотъемлемой и первоочередной фазой культуры становления и развития демократии
в обществе только в том случае, если они легальные! В противном случае имеем
то, что имеем сегодня - жесткий структурный авторитаризм с декорациями
театральной "демократии". Если учитывать, что абсолютное политическое
большинство в парламенте РА формируется отдельно взятой партией и руководит
этой партией президент РА, то нетрудно догадаться, что именно это большинство
создает все условия для рождения самого что ни на есть реального жесткого
авторитаризма. С другой стороны, это большинство и служит коммуникацией для
проникновения авторитаризма в организм системы государственного управления.
Авторитаризм в организме системы государственного управления общества,
строящего демократию, выполняет ту же функцию, что и раковая клетка в организме
человека. Оба они, не неся в себе информацию для выполнения положительной
функции в среде (организме) своего существования, непрерывно разрастаются, тем
самым разрушая все его здоровые ткани и в конечном итоге выносят смертный
приговор сами себе.
А теперь давайте посмотрим - на что направлена
содержательная суть предстоящего реформирования Конституции? Увы, но, судя по
всей информации, вопрос касается всего лишь выбора системы государственного
управления. Говоря иначе, в приведенной последовательности из шести пунктов
какие-то изменения будут происходить в пределах только 3-го пункта. Это
означает, что предстоящее реформирование Конституции не приведет к каким-либо
качественным сдвигам по пунктам 1, 2. Т.е. и на следующих парламентских выборах
опять будет сформировано нелегальное абсолютное политическое большинство в
пределах одной партии, и именно она сформирует правительство и выберет
премьер-министра. Что в итоге поменяется? С точки зрения уровня демократии,
благополучия, оттока населения, безопасности и развития общества - не
поменяется ровным счетом ничего! Т.е. мы окажемся там же, где находимся и ныне.
Такое положение вещей означает, что никакого нового уровня ответственности
перед мировым сообществом со стороны государственной власти не намечается.
Значит, нам просто не дадут шанса реализовать все те новые возможности и
горизонты, которые открылись и существуют сегодня.
С точки зрения
политической прагматичности патриотизм - это эмоциональная, т.е. пустая
категория, если он не рождает разумных действий для достижения конкретных
общенациональных, государственных или общественных целей. Какую цель преследуют
реформаторы, трудно сказать, но ясно: целей много, патриотизма не видать! С
чего начинается РОДИНА, господа?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-09-19 16:11
Когда кандидат в мэры г. Еревана А. Марутян говорит, что против их команды нет игры и вдобавок к этому делит нас на белых и черных, то не знаешь - плакать или смеяться?.. Но когда человек с его профессиональной биографией и жизненным опытом хочет стать столичным мэром, то становится абсолютно ясно, что он просто не может реально оценить как всю сложность сложившейся политической конъюнктуры окружающей нас действительности, так и тяжесть груза личной ответственности перед жителями столицы.
-
2015-07-29 15:27
События, связанные с повышением тарифов на электроэнергию, а также с деятельностью ЭСА в целом, и реакция общества на это вызывают ряд любопытных вопросов. Президент страны предложил провести не только аудит, но и более тщательную проверку деятельности ЭСА и, уже опираясь на выявленные факты, принимать решения. Казалось бы, очень разумный подход. Но сразу возникает вопрос: разве никто ранее не предлагал подобного? Ответ: еще до того, как эмоции выплеснулись на асфальт проспекта Баграмяна, Арцвик Минасян – депутат от АРДФ – предложил абсолютно то же самое. Но высокомерие и бравада политического большинства не позволили им правильно оценить процесс, зарождающийся в армянском обществе.
-
2015-06-01 12:38
После того как в стане отечественной "оппозиции" наступила пора "звонко звенящей" тишины, в нашем обществе начал набирать обороты вопрос реформирования Конституции. Думаю, будет полезным пролонгировать цепочку особенностей, связанных с принятием Конституции РА в 1995 году, ее реформирования в 2005 году, понять какие-то закономерности, если таковые существуют и уже после этого выстраивать свое отношение к предлагаемому обществу очередному реформированию Конституции.
-
2014-12-10 14:53
Совсем недавно в наших СМИ прошла информация об исследованиях одного из европейских институтов, согласно которым наша страна была охарактеризована и отнесена к категории несчастливых. Думаю, говоря страна, они имели в виду ее граждан. Если это так, то я как армянин и гражданин задаю себе вопрос: а счастлив ли я? Вопрос очень деликатный, отвечая, необходимо быть откровенным до конца и при этом блюсти все этические параметры, дабы не причинить дискомфорт и боль своему окружению. В сложном контексте ответа, как правило, присутствуют такие понятия, как родина, геноцид, семья, родня, любимый человек и т.д. Идти по пути такого дифференцирования в формате газетной статьи невозможно, не охватишь. И тогда я переоформил вопрос: что лежит в основе счастья для меня лично? Ответ нашел сразу: комфорт состояния души. Дальше все сразу встало на свои места, ибо я понял простую истину: как армянин, я счастливый человек, а как гражданин РА таковым не являюсь (хочу подчеркнуть сразу - не быть счастливым совсем не означает быть несчастным). В чем же причина такой двойственности?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-07-18 09:32
Дарон Аджемоглу призывает нас учиться у Финляндии По словам Дарона Аджемоглу, всемирно известного армяно-американского экономиста и соавтора известной книги «Почему нации терпят неудачу», главный вопрос, стоящий сегодня перед Арменией, – «сможет ли Армения построить лучшее общество», решение которого позволит стране преодолеть системные политические и экономические проблемы. Сам 54-летний профессор Массачусетского технологического института попытался ответить на этот вопрос, посвятив этой теме недавнюю статью.
-
2021-02-23 12:24
Бывший секретарь Совета безопасности Республики Арцах (НКР), Герой Арцаха Аршавир Гарамян на своей странице в Facebook написал:
-
2020-12-31 18:00
31 декабря, в последний день уходящего года, Пантеон воинской славы «Ераблур» примет в свои ряды еще одного воина - Менуа Ованнисяна, сына телеведущей Карин Тоноян.
-
2020-12-02 09:54
С председателем Союза театральных деятелей Армении заслуженным деятелем искусств РА Акопом КАЗАНЧЯНОМ мы встретились на митинге, организованном деятелями культуры с целью добиться возвращения домой наших пленных. Акоп Ервандович - убежденный противник участия в подобных акциях, но здесь речь шла не о политике, а о людях, о судьбах наших детей.