ОТРАЖЕНИЯ ОТРАЖЕНИЙ
К 55-летию со дня рождения Атома ЭГОЯНА
Атому Эгояну – 55. Это прекрасный повод не просто отметить юбилей, но попытаться приблизиться к его творчеству, каким-то образом осмыслить его.
ЭГОЯН РОДИЛСЯ В ЕГИПТЕ В 1960 ГОДУ. СВОЕОБРАЗНЫМ ИМЕНЕМ РОДИТЕЛИ НАЗВАЛИ ЕГО в честь электростанции, которая была построена в Каире в год его рождения. Повзрослевших Атома и его сестру Еву мама с папой отправили в Канаду, на самый крайний запад стран, в город Виктория, что находится в провинции Британская Колумбия. Кстати, сестра знаменитого режиссера тоже не чужой человек в мире искусства. Она известнейшая пианистка, регулярно концертирующая в Торонто, в городе где живет семья Эгояна, - его жена и вечная муза, исполнительница всех главных ролей в его картинах Арсинэ Ханджян, и сын Аршил, названный так в честь великого армянского художника Аршила Горки.
Еще в школе Эгоян сильно увлекся литературой. Он очень много читал и даже начал сочинять собственные пьесы для театра. Кстати, страсть к театру, к стилизации реальности, созданию видимости внутри видимости присуща ему до сих пор. Ведь в промежутках между фильмами он очень успешно ставит спектакли. Особенно близки ему Сэмюель Беккет и Гарольд Пинтер. Заметим, что режиссер - выпускник Публичного исследовательского университета в Торонто (Онтарио) по специальности "международные связи". А еще Эгоян окончил класс по классической гитаре, таким образом совместив в своем образовании две линии: созидательную и практическую.
Сначала кино было для Эгояна просто хобби - любительская видеокамера и много хороших друзей. А ведь болезнь "синефилия" начиналась именно так - в доме у него собирались друзья и снимали незамысловатые сценки. Эгоян руководил процессом, ставил мизансцены, придумывал диалоги для персонажей. И вот в 1984 году он снял свой первый удачный фильм - "Ближайший родственник". Главный герой - единственный ребенок в семье. Он живет в доме, где ему постоянно приходится слышать ссоры родителей. Однажды они все вместе отправляются на сеанс к психотерапевту. Сеанс этот записывается на видеопленку, чтобы его участники потом могли его просмотреть. Тема изоляции человека, отчуждения, некоммуникабельности в технологическом мире становится основной доминантой в раннем творчестве режиссера. А еще мотив семьи, которая саморазрушается в век хаоса и переменчивых ценностей современности.
ИМЕННО ОБ ЭТОМ ПОВЕСТВУЮТ И КАРТИНЫ "СЕМЕЙНЫЙ ПРОСМОТР", "СТРАХОВОЙ АГЕНТ", "КАЛЕНДАРЬ". Тема это глубоко личная, прочувствованная, пережитая. По признанию самого Эгояна, когда-то он хотя и чувствовал себя армянином, но как-то умозрительно. Армянский язык знал, говорить на нем умел, но неожиданно, еще в детстве, перестал. Дело в том, что родители отдали его бабушку в дом престарелых. Для западного менталитета в общем-то ничего особенного. Но для армянина, коим ощущал себя Атом, - штука из ряда вон. Поступок родителей он расценил как предательство - не только бабушки, не только себя самого, но и всех армянских традиций. Отсюда и тема семьи, родственных взаимоотношений, присутствующая в каждой картине мастера.
Самый лучший его фильм этого периода, конечно, "Роли с текстом" 1989 года, где стиль и манера автора проявляются наиболее глубоко и характерно. Здесь явно видны четкий почерк Эгояна, его режиссерское видение, призма, сквозь которую пропущены время и пространство. Чувства, эмоции, мимика, жесты, взгляды, ситуации. Потерянные герои, отторжение, молчание, пустота, скука, томление, апатия - вакуум, разыгранный на языке полутонов, тончайших нюансов. Их не надо анализировать - их просто надо прочувствовать, отдаться им...
В 1994 году режиссер снимает свой шедевр - фильм "Экзотика", который принес ему мировую славу и всеобщее призвание среди коллег-кинематографистов и обычных зрителей. Картина получила приз Международной ассоциации кинокритиков ("ФИПРЕССИ") на Каннском международном кинофестивале. Фильм этот закрыт внутри себя и не ищет контакта со зрителем. А элемент видео роднит его с картиной "Секс, ложь и видео" Стивена Содерберга. Он настолько самодостаточен, что бросает вызов реальности, которую пытается воспроизводить. Именно просто пытается. Видимость - отражение еще большей, тотальной видимости бытия, где люди, персонажи, образы будто вовсе и не живые люди, а куклы, марионетки в руках умелого кукловода, который знает, в какой момент и куда их повернуть. Но ведь мир несовершенен, а человек бесконечно далек от идеала. Он не умеет любить, а значит, способен причинять лишь боль и страдания. Ночь и туман... Сумерки души героев, блуждающих близ стриптиз-бара под пряным, манящим названием "Экзотика", где под безудержно эротическую песню Леонарда Коэна Everybody knows в костюме школьницы-недотроги свой экстатический танец танцует юная Кристина, будоража воображение клиентов, которые, сидя за барной стойкой, мысленно раздевают ее в пьяной эйфории. Режиссер мастерски рисует нам атмосферу мрака, душевной неполноценности, инвалидности героев, их непригодности к нормальным взаимоотношениям. Вместо этого перед нами психопатологический мир надежно скрытых подсознанием фантазий, которые под покровом ночи выплескиваются наружу и пускаются в безудержный пляс вожделения.
ОДНАКО САМОЙ ЛУЧШЕЙ КАРТИНОЙ В БИОГРАФИИ РЕЖИССЕРА ПО ПРАВУ СЧИТАЕТСЯ "СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ" 1997 ГОДА. Фильм емкий, умный, глубокий, чем-то напоминающий восхитительный фильм Изабель Койшет "Тайная жизнь слов". Лента повествует об аварии школьного автобуса, случайной, непреднамеренной. В живых остается лишь маленькая девочка Николь, которая становится калекой. "Я больше не сыграю на гитаре...", - говорит она отцу, почти плача. Смеясь, она немного плачет, а плача, она немного кричит. И странно, что в нынешнем мире можно проявлять свои эмоции, быть честным, откровенным, искренним, открыться кому-то. Ведь, кажется, давно уже простые истины поглощены черной дырой вечного одиночества, отчуждения человека, прежде всего от самого себя. И даже физическая близость не спасает положения, не делает души людей ближе. А есть ли она, душа? И что происходит с ней после смерти? Куда она перемещается и что переживает? В этой ленте Эгояна проявляется скорее восточное, спокойное, покорное миросозерцание, уподобляющееся тихой воде, плавно текущей, окутывающей и обволакивающей все и вся вокруг себя, пускающейся в природный круговорот навстречу истокам. Герои картины, словно стоики, смиренно принимают смерть как часть жизни, учатся жить с утратой и отчаянием. Время здесь совсем иное. Оно не течет вперед горизонтальной линией, а будто бы устремляется вверх, неустанно двигаясь к небесам...
"Путешествие Фелиции", "Арарат", "Где скрывается правда?" и "Хлоя" - это уже новый этап в творчестве мастера, фильмы иного толка, во многих смыслах кризисные. Кризис, который в своих чистых проявлениях восходит к картинам "Узел дьявола" и "Пленница", явно спорным и неоднозначным работам. И лишь картина "Обожание" 2008 года напоминает нам о былом величии, высоком мастерстве режиссера. В этом фильме снова и с большей силой зазвучали элегическая баллада, ностальгическая нота грусти и печали, тоски по прошлому, по утраченному детству, где все было хорошо. Да, да, именно хорошо, беззаботно. А потом все начало внезапно разрушаться и самоликвидироваться. И с этим ничего не поделаешь. Просто надо с достоинством принимать все происходящее и те вечные загадки, которые есть в каждой семье, которые будоражат воображение и лишают спокойного сна…
"Чужая семья - темный лес"... У Эгояна он вообще дремучий, уходящий своими корнями глубоко в семейный уклад самого режиссера, к его предкам-армянам, вопросам идентичности, самосохранения, национальной самости. В век губительной глобализации, которая не сделала нас ближе, в век интернета, которым так свободно и умело пользуется главный герой "Обожания" Саймон, Паутина не сделала человечество счастливее. Люди ищут там любви и ответов на мучающие их вопросы, а находят, как и Саймон, лишь небытие. Технологии смеются и пожирают все человеческое. Эта мрачная нота звучит в картине Эгояна еще злободневнее, причиняя боль и заставляя задуматься, становясь камертоном всего творчества мастера, уподобляясь пророческому лейтмотиву.
"Все мои фильмы - очень личные истории", - говорит Эгоян. Поистине это очень интимный мир, камерный во всех смыслах, чистый авторский кинематограф, немного герметичный, но внутри самого себя свободный, открытый и раскрепощенный. Ведь герои режиссера, храня печаль в глубине души, все же заглядывают в светлое будущее, ищут себя и свое отражение в людях рядом.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-10-07 10:24
Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.