Последние новости

НО ЕСТЬ В ДУШЕ ОСОБЕННЫЕ СТРУНЫ

Музыка Гегуни Читчян, несмотря на свою кристальную ясность, - явление сложное, не до конца исследованное, хотя всегда она оставалась в центре внимания и прессы, и искусствоведов. Вступая на ее гостеприимную территорию, вскоре осознаешь, что для нее подлинность, божественное женское начало - не традиционная необходимость, а естественное состояние. Состояние, которое ей удалось пронести от ранних грез до умудренной зрелости. В каждом жесте композитора сквозит классическая мера вкуса и уверенность в том, что тонкость всегда сильнее грубости и материального расчета.

НА ПРОТЯЖЕНИИ СВОЕГО ДОЛГОГО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ГЕГУНИ ЧИТЧЯН никогда не была обделена вниманием публики. И это не случайно: с ее именем связана одна из ярких, самобытных страниц армянской современной музыки. Ее музыка - это целый мир, в котором есть боль и радость, любовь и страдание, движение и умиротворение. Она - автор целого ряда симфонических произведений, инструментальных концертов, хоровых, камерно-инструментальных опусов, песен, романсов, музыки для детей... Эта музыка - высокая и простая - давно получила признание далеко за пределами Армении. Поэтому Гегуни Оганесовна по праву является знаменитой, и в музыкальной иерархии у нее свое, по сути, законное место.

Несмотря на кажущуюся беззащитность, она стойко выдержала все бури своего времени. Ей пришлось держать паруса поднятыми при весьма ветреной жизненной погоде. Лирический хмель ее музыки со временем только настаивался, становясь все более благородным и исключительным. Когда за спиной у тебя десятки замечательных опусов, волноваться не о чем, даже если все взрывается и рушится. Потому что после любых катаклизмов строителями мироздания выступают творцы.

...В музыкальное искусство Армении Гегуни Читчян вошла в самом конце 40-х годов, принося с собой обостренное чувство времени, истории, созидательную творческую энергию и счастливо избежав разрушительных тенденций в искусстве. Ее голос звенел без показного пафоса, но был таким неповторимым, что даже заткнувший уши не мог его не услышать. Музыка для нее стала лишь возможностью донести до слушателей то, что она хотела сказать миру, а не средством для удовлетворения тщеславия. Первым своим крупным сочинением Гегуни Оганесовна считает Струнный квартет, который с успехом был исполнен Государственным квартетом им. Спендиарова и принес автору заслуженное признание. Но можно ли было не обратить внимание на это сочинение, которое удостоилось похвалы самого Шостаковича. Услышав это сочинение в числе других студенческих квартетов Дмитрий Дмитриевич заметил: "Кроме Квартета Читчян, в других сочинениях я полифонию не услышал".

Любопытно, что первую в своей жизни награду юная Читчян получила не за творчество, а за исполнение. Еще в школьные годы на конкурсе, посвященном 100-летию П.И.Чайковского, "за лучшее исполнение пьесы "Жаворонок" она была удостоена первой премии. "Наградой за исполнение Чайковского оказался огромный гипсовый бюст Сталина высотой в мой рост. Помню, с каким трудом я дотянула его до дому", - улыбаясь, рассказывает Гегуни Оганесовна.

 Фотография Д.Шостаковича с дарственной надписьюОНА РОДОМ ИЗ ШИРАКА, БОГАТОМ ЯРКИМИ ИМЕНАМИ. Из корневой Ширакской земли вырос замечательный музыкант, прекрасный композитор. Подобно Аветику Исаакяну и Ованесу Ширазу, она создает свою поэму об Армении, ее людях. Поэму искреннюю, ясную, исполненную душевного вознесения и художественной гармонии. Каждое новое сочинение подтверждает профессиональный рост, самобытность ее музыкального стиля. Живость и смелость фантазии, эмоциональная наполненность и тонкий юмор проявились и в небольшом сочинении - увертюре "Здравствуй, утро", которая, к сожалению, в свое время не получила должного признания. Помог Всесоюзный конкурс, где были представлены 80 композиторов. Первой премии удостоилась увертюра Гегуни Читчян. Восхищенный успехом Гегуни, Арам Хачатурян писал: "Успех молодого композитора из Армении очень обрадовал членов жюри. Мы давно ее хорошо знаем и любим. Увертюра Гегуни Читчян - небольшое произведение очень светлого характера с яркими танцевальными темпами, броскими национальными ритмами. Это произведение, несомненно, станет репертуарным и будет звучать на многих концертах и по радио. В нем очень хорошо выявлен дух праздника, молодости, живого ощущения жизни..." Увертюра Читчян после конкурса действительно вошла в репертуар многих оркестров Союза, среди которых Ленинградский им. Мравинского, БСО, Бостонский симфонический... Она вышла в свет в издательстве "Музыка" и была записана на пластинки, ее начали исполнять и в Армении.

Г.Читчян мыслит современно, но не переступает те границы стиля, где прерываются контакты с широкой аудиторией, где поиски новизны могут обернуться лишь "технологическими" экспериментами. Главная причина демократичности ее творчества заключается в глубокой национальной почвенности, в тесной связи с армянской композиторской классикой, с прогрессивными тенденциями мировой музыкальной культуры. Ее музыка - наглядный пример взаимодействия национальной культуры с мировым художественным опытом. Многомерна стилистика ее почерка. В ней сплавлены воедино подчеркнуто строгая, но ироничная манера музыкального неоклассицизма, романтично возвышенная лирика, лапидарность формы и типичные приемы импрессионизма. Это сделало ее яркой фигурой в современной музыкальной культуре Армении.

КОНЕЦ 60-х ГОДОВ И ДАЛЕЕ - ЭТО ПЕРИОД ВСЕОБЩЕГО ПРИЗНАНИЯ ЕЕ МУЗЫКИ. Она принимает участие во всех масштабных музыкальных мероприятиях - в Декаде армянской музыки в Польше, во всесоюзных Неделях детской музыки, знакомится с композиторскими школами многих стран, осуществляет творческие поездки в разные столицы мира. Свои произведения она исполняла в Польше, Ливане, Сирии, Великобритании, Канаде, в четырех городах США вместе с певицей Флорой Хоренян. После ее успешных выступлений в Канаде Читчян была избрана почетным членом общества "Канада - СССР". Особый резонанс имел авторский концерт в Сан-Франциско, где прозвучали ее вокальные и фортепианные произведения, а также выступления в Нью-Йорке в зале ООН.

Главным для себя Гегуни Оганесовна считает умение остаться верной своему стилю и при этом постоянно эволюционировать. Композиторский труд, несомненно, труд тяжелый, требующий полной самоотдачи. Как личность композитор должен постоянно преодолевать множество препятствий, а для этого, как известно, нужны воля, выдержка, высокая организованность, словом, те качества, которые принято называть мужскими. Как верно заметил в свое время композитор С.Агаджанян, "Г.Читчян насколько женственна и ранима в жизни, настолько мужественна в творчестве".

В ее сочинениях есть открытость и магическая тайна сакрального чувства. Кажется, неведомыми путями она сумела передать захватывающее единство "дольнего и горнего", земного и небесного. Подобно древним, Гегуни Читчян поклоняется высокому небу, бесконечному горизонту, бесконечным в своем движении облакам - то мятущимся, то спокойным и величавым. Может, это поэтическое отношение к природе и жизни роднит ее с Исаакяном. Ее окружением, духовной аурой являются не только музыка, но и живопись, литература, в особенности поэзия. Она постоянно живет в мире поэтов прошлого и настоящего. Общеизвестна тесная дружба с поэтом Сильвой Капутикян, восхищение ее человеческой личностью, поэтическим талантом, писательским словом. Вокальная музыка - один из любимых ею жанров. С годами это увлечение углублялось, появилось новое отношение к экспрессии голоса. Показателен в этом плане Концерт для голоса с оркестром, на долю которого выпал большой успех за пределами Армении. Свидетельством тому - огромная почта композитора.

 Гегуни Читчян с Арно БабаджаняномДУШЕВНЫЙ СТРОЙ Г.ЧИТЧЯН ОПТИМИСТИЧЕН ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ. Она одна из самых светлых армянских композиторов, в ее музыке нет сумрачности. Ее трагизм (если того требует тема) никогда не удручен и не ложится душевной тяжестью на восприятие слушателей. Основное и, пожалуй, самое поразительное в личности Читчян то, что каждое ее новое сочинение как бы обновление. Никакой остановки, никакой застылости: нельзя предположить, что создаст она завтра, в каком жанре, какие откроет новые миры звучаний. Она  не может быть сегодня в своем творчестве такой, какой была вчера. И так всегда.

Музыкант - солист любой специальности может найти в ее музыке сочинение для своего репертуара. Чем обусловлены ее пристрастия? Писать постоянно в одних и тех же формах, жанрах - тут есть опасность искусство превратить в ремесло. Ей нравится находить новые инструментальные сочинения, открывать новые выразительные возможности тех или иных музыкальных инструментов. Ведь каждый музыкальный инструмент - это особый микромир, особый спектр красок и оттенков. И в этом отношении большой простор для творческой фантазии композитора представляют и духовые инструменты, выразительный потенциал которых раскрыт далеко не до конца. В этом плане большой интерес вызывает Соната для трубы и оркестра.

Яркой образной характерностью отличаются произведения Читчян для детей, написанные с огромной любовью и глубоким проникновением в детскую психологию. Наиболее значительные среди них - "Концерт для фортепиано", "Семь детских симфонических картин", маленькая кантата "Времена года", пьесы для скрипки, "Детский альбом", "Детские страницы" и т.д. Ее лучшие детские сочинения значительно обогатили музыкальную литературу для детей.

В декабре минувшего года Гегуни Оганесовна отмечала свой юбилей - 80-летие. Юбилейный вечер, прошедший в Большом зале им. А.Хачатуряна, стал праздником горячей любви, преданности, радости. Была атмосфера какой-то особенной проникновенности, которой способствовало и великолепное исполнение ее сочинений Филармоническим оркестром Армении под управлением Э.Топчяна. Это был настоящий благодарный восторг, словно из какого-то другого времени прорвавшееся чувство. Для многих ее музыка прозвучала как откровение.

Замечательному композитору под стать понятие "быть, а не казаться". Неутомимый труженик в творчестве, в общественных делах, она остается открытой для новых идей, добра, всего, что несет радость.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕМУ ХВАТАЛО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
      2020-11-27 10:17
      2586

      Третьего декабря замечательному писателю, Герою Социалистического Труда Серо Ханзадяну исполнилось бы 105 лет.

    • ЛИЦО КРУПНЫМ ПЛАНОМ
      2020-11-21 09:54
      5893

      Есть личности, о которых думаешь, что они будут всегда. Так мы думали об Армене Джигарханяне. Но увы…. На днях художественная общественность Москвы, гости столицы прощались с этим легендарным актером театра и кино, режиссером, художественным руководителем Московского драматического театра, народным артистом СССР… До конца никто из нас так и не почувствовал в нем тяжести пережитых лет, того, что он стареет, хотя седины давно посеребрили его голову.

    • КАРАБАХСКАЯ СЮИТА САРКИСА БАГДАСАРЯНА
      2020-11-09 10:24
      6944

      Сегодня, когда турки наносят целевые удары по Степанакерту и Шуши, разрушают церкви и памятники культуры, когда на рубежах Арцаха полыхают пожары, невольно вспоминается уроженец этого края, знаменитый скульптор Саркис Багдасарян. В воображении возникает невысокая, с грубовато мужественной определенностью черт, с львиной седой головой фигура мастера, его узловатые, перемявшие горы глины, руки. Руки ваятеля, создавшего множество скульптурных композиций, монументальных памятников, щедро рассыпанных на древней земле.

    • "В КАЖДОМ ИЗ ВАС ВСЕЛЕННАЯ"
      2020-11-08 10:01
      3671

      Артисты - Арцаху В фокусе внимания международного сообщества продолжает оставаться непрекращающаяся война в Арцахе, развязанная Азербайджаном и умело разжигаемая Турцией с помощью привлеченных ею отъявленных головорезов из Сирии и Пакистана. Беспрецедентность и неоднократный циничный срыв Азербайджаном и Турцией гуманитарного перемирия в Карабахе является угрозой не только для Арцаха и Армении, но и для всего Кавказского региона, где связь внутренних и внешних угроз очевидна и для России, если она не найдет адекватные рычаги давления на монстриозного Эрдогана с его маниакальными планами расширения сферы влияния Турции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИСПОВЕДЬ РОБЕРТА АМИРХАНЯНА В НОТАХ И СЛОВАХ
      2020-09-01 10:17
      3247

      Издательство "Айастан" выпустило два тома из серии книг, посвященных жизни и творчеству одного из талантливейших армянских композиторов современности - Роберта Амирханяна. "Роберт Амирханян. Исповедь" - так названа серия, автором которой стала дочь композитора, музыковед Анна Хачатрян-Амирханян.

    • Рубен САРКИСЯН: "МИР СПАСЕТ ДОБРОТА"
      2020-08-28 09:53
      6489

      Пока мы растерянно наблюдали за стремительно изменяющейся жизнью, наша память оборачивалась горечью художественных потерь и утратой человеческой доброты и нравственности. Мы с непростительной легкостью забываем свои традиции, многие замечательные имена, а своим прошлым гордимся лишь формально, относясь к нему холодновато и несколько отрешенно. Сегодня, быть может, пора уже прийти в себя и вспомнить, что прошлое нашей художественной жизни замечательно и неповторимо.

    • РОБЕРТ АМИРХАНЯН, ПОСЛАННИК ВРЕМЕНИ
      2020-08-21 10:04
      5701

      Кажется, наше непростое время продолжает испытывать всех, в том числе и своего преданного и яркого фаворита Роберта Амирханяна. Однако испытания, несмотря на широкую известность, всегда сопровождали его звездный путь. Именно они раскрывали все новые дарования композитора, который в минувшем году отметил свой 80-летний юбилей.

    • АРАМ ХАЧАТУРЯН: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ
      2020-07-10 09:21
      3952

      Что помогло Араму Хачатуряну договориться с именитым педагогом? Как грузинские улицы привели его к музыке? Почему Хачатурян поступил на физико-математический факультет МГУ? Как он познакомился с Папой Римским, Че Геварой, Фиделем Кастро, Чарли Чаплиным и Эрнестом Хемингуэем?