"НАС ЖДЕТ СЕРЬЕЗНОЕ ИСПЫТАНИЕ"
Сундукяновцы начинают техническое переоснащение и творческое преобразование
Техническая революция, которую так долго обещало правительство, на пороге свершения! Национальный академический театр им. Габриела Сундукяна дождался - вослед Национальному театру оперы и балета им. Ал. Спендиарова и Большому залу филармонии им. А. Хачатуряна и главная драматическая сцена страны будет переоснащена по новейшему слову световой и звуковой техники. И хотя в то время как остальные театры готовятся торжественно открывать новый сезон, а сундукяновцы готовятся к мытарствам по чужим площадкам, в alma mater полны оптимизма. Через тернии - к звездам!
РАЗГОВОРЫ О КАПИТАЛЬНОМ ПЕРЕОСНАЩЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ Национального театра им. Сундукяна велись еще с начала прошлого сезона. Периодически в здании появлялись инженеры и другие специалисты, делали замеры, чертили планы, писались и подписывались бумаги, переносились сроки. И все же срок настал! Кредит правительства в 7000000 евро - и австрийская компания Waagner-Biro Austria Stage Systems AG, та самая, которая работала в Оперном театре и филармонии, приступает к демонтажу главной драматической сцены страны, чтобы затем переоснастить ее новейшим звуковым и световым оборудованием - чтобы все, как у людей.
"Речь идет о полном ремонте и переоборудовании сцены - от пола до колосников, а также ее техническом переоснащении. Также планируется поменять кресла зрительного зала, в результате чего количество зрительских мест сократится примерно на сотню. Но думаю, это не главное. Гораздо важнее, что мы заполучим новый, красивый современный зал, в котором зритель будет чувствовать себя комфортно. Кстати, после завершения работ австрийцев нам предстоит уже самим изыскать средства на хотя бы косметический ремонт фойе, чтобы все было в соответствии. Также своими силами театру предстоит привести в порядок нашу электроподстанцию, которая в последние годы была нашим проклятием, поскольку выходила из строя буквально три раза в неделю. Это все достаточно серьезные затраты, но мы непременно изыщем средства, чтобы в итоге заполучить действительно новое здание", - говорит директор Национального театра Степан Давтян.
Итак, иностранная фирма-подрядчик приступает к демонтажу сундукяновской сцены, на который отведено целых три месяца. Затем начнется ремонт и переоснащение, которые по "бумажным срокам" должны быть завершены в мае будущего года. Но... Ремонт любят сравнивать с пожаром, и устанавливать сроки здесь возьмется только безумец.
"В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ВСЕХ РАБОТ ВОВСЕ НЕ БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ, что мы откроемся буквально на следующий день. Театру предстоят долгие репетиции - не только новых спектаклей. Все постановки текущего репертуара должны будут "переписаны", чтобы вписаться в рамки новых технических возможностей, новой сцены, что тоже потребует времени - новый свет, звук, новые решения. В любом случае сегодня в нашем репертуаре около 25 спектаклей, и если на показ каждого в новых реалиях уйдет даже три-четыре дня, это уже месяца три как минимум. А еще надо учитывать, что в период ремонта у нас будут идти репетиции и готовиться новые спектакли, и их сценический выпуск тоже потребует времени... Словом, если мы сумеем открыться в сентябре-октябре будущего года, это можно будет считать большой удачей.
По самым оптимистическим прогнозам, театр будет закрыт на год. Что мы будем делать в течение этого года? Чтобы хоть в какой-то мере обеспечить загруженность, мы уже в июле поехали в Сюникский регион, где показали спектакль "Невозвратимое возвращение" во всех городах марза. Благодаря хорошей организации нам удалось не только обеспечить высокий процент зрительской посещаемости, но и заявить правительству и Министерству культуры, что мы не стоим, а продолжаем работать. Сезон мы откроем на сцене Театра им. Пароняна. Надо что-то окончательно утрясти с Министерством диаспоры, но, скорее всего, 19 и 20 сентября мы покажем на сцене Театра музкомедии "40 дней Муса-дага". До нового года будем играть там по четыре спектакля в месяц. В октябре нам предстоят выезды в Абовян и Ванадзор - СТД проводит фестиваль в Котайкской области, в Лори масштабно отмечают 150-летие Ованеса Абеляна, а в Гюмри предстоит показать четыре спектакля", - делится планами Степан Амбарцумович.
При всех грядущих радужных перспективах самый гамлетовский вопрос, которым озабочен весь коллектив театра от звезд до капельдинеров, - вопрос вынужденного простоя. Предыдущий опыт аналогичного ремонта в Оперном и Филармонии показал, что по требованию правительства в этих коллективах был объявлен вынужденный простой, и людям, в них работающим, вдвое и больше урезали зарплату. Перспектива в нынешних реалиях смертоубийственная.
"Мы делаем и будем делать все, что в наших силах, чтобы и труппа, и техсостав театра имели соответствующую загруженность, а значит, вопрос о вынужденном простое и сокращении заработной платы не вставал", - заявляет директор театра. Остается выразить надежду, что усилия театральной администрации не будут приказом сверху.
ПЕРСПЕКТИВА ДОСТАТОЧНО ДОЛГОСРОЧНОГО ОТСУТСТВИЯ СТАЦИОНАРНОЙ сцены не страшит и недавно назначенного художественного руководителя Национального театра Армена Элбакяна. "В ремонте, как и в искусстве, точных сроков не существует. Пока коллектив находился в отпуске, я обдумывал возможности максимально освежить репертуар, и между прочим не только для того, чтобы театр не оказался в простое. В ближайшее время, несмотря на ремонт, мы приступим к репетициям сразу четырех спектаклей. Уже достигнуты договоренности с режиссерами, чьи творческие планы совпадают с нашими программами и с планкой академического театра, - слово "академический" в данном случае я ставлю под ударение. А сам я начну репетиции "Пэпо". Мне известно, что по этому поводу существуют разные мнения, но убежден, что в репертуаре театра, носящего имя Сундукяна, присутствие его пьес обязательно. А "Пэпо" - лучшая из них. К тому же это будет не очередная хрестоматийная постановка - в нашем варианте это инсценировка, в которой отзвук многих произведений драматурга, которую можно было бы условно назвать "Играем Сундукяна", - говорит Армен Элбакян.
В ближайших планах режиссера еще одно произведение армянской классики - "Высокочтимые попрошайки" Акопа Пароняна. Причем проект Армена Элбакяна можно во многом назвать безумством храбрых, поскольку на академической драматической сцене он собирается ставить не просто бессмертную пьесу Пароняна, но написанный по ее мотивам мюзикл Степана Лусикяна. Параллельно молодой режиссер Давид Арутюнян начнет работу над новой пьесой Грачья Бегларяна, посвященной Арцахской войне и ее героям. А поскольку худрук театра уверен, что наряду с национальной и мировой классикой в репертуаре театра просто обязана присутствовать и новая драма, еще одной "творческой параллелью" сундукяновцев станут репетиции знаменитой пьесы Христо Бойчева "Оркестр "Титаник". На ее постановку приглашен Армен Меграбян, что еще раз подтверждает - есть, есть в Армене Эдгаровиче безумство храбрых...
"Если от режиссеров поступят еще какие-то интересные предложения, мы готовы их обсуждать. Я жду таких людей и уверен, что театр, несмотря на ремонт, будет работать интенсивно, и по ходу этой работы станет ясно, кто на что способен. Кстати, нельзя исключать и того, что кто-то может не выдержать и сойти с дистанции. Словом, всех нас ждет серьезное творческое испытание", - считает художественный руководитель Национального театра.
Что ж, будем надеяться, что через год-полтора в Национальном академическом театре им. Габриела Сундукяна мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах. А пока всем предстоит большая работа. Ремонтникам - по внешнему преобразованию театра, коллективу - по внутреннему.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.