АВТОРСКИЕ КОМПОЗИЦИИ ВАРДАНА ОВСЕПЯНА
Летнюю джазовую лихорадку-2015 в Ереване завершили выступления американского трио 1to3, состоящего из Арто Тунчбояджяна, Артема Манукяна и Вардана Овсепяна. Первого, думаю, представлять не надо, второй всего лишь лет пять как стал американским музыкантом и его еще не привыкли воспринимать в таком качестве, а вот Овсепян уехал в Штаты давно, в темные годы, в возрасте 18 лет и с тех пор лишь однажды приезжал на родину - в 2008 году с трио американского легендарного саксофониста Джерри Бергонзи. И вот третий визит. Уезжал он простым любителем музыки, а приехал уже маститым джазменом, признанным в Штатах и многих странах мира.
ВАРДАН РОДИЛСЯ В ЕРЕВАНЕ В 1975 ГОДУ И С ПЯТИ ЛЕТ проявлял большую страсть к музыке. Начал учиться игре на фортепиано. Закончив семилетку, поступил в музыкальное училище имени Р. Меликяна, а в 1992 году - в Ереванскую консерваторию на курс классической композиции. Проходит два года, и он уезжает в Таллин, где учится в местной музыкальной академии. Через полтора года новый поворот судьбы - Вардан переезжает в Финляндию, где учится в Джазовой консерватории Хельсинки. Его тамошний педагог Фрэнк Карлберг показывает ему новые миры джаза и готовит к продолжению образования в святая святых джаза - в знаменитом Колледже джаза Беркли в Бостоне. По окончании колледжа Вардан остается в Бостоне преподавать музыку и выступать. Позже он переезжает в Лос-Анджелес, где и живет до сих пор.
За эти годы он записал и выпустил как лидер 10 альбомов, которые вышли на европейских и американских лейблах. Кроме того, Овсепян создал камерный ансамбль VOCE, состоящий из струнных, армянских фольклорных инструментов, перкуссии и, конечно, фортепиано. Основная цель коллектива - перекинуть мост между двумя серьезными жанрами: джазовой импровизацией и традиционной европейской классикой. Стиль этот получил название "Третье течение". Еще он создал замечательный дуэт с латиноамериканской певицей Татьяной Пара, с которой записал фантастический альбом, получивший высочайшую оценку как в Америке, так и в Ереване. И наконец, он участник названного выше трио, которое с успехом выступает в Штатах в рамках юбилейной программы, посвященной 100-летию Геноцида, в Германии, и уже записало целый альбом.
ВАРДАН ОВСЕПЯН - ПРИВЕРЖЕНЕЦ УМНОЙ, СЕРЬЕЗНОЙ МУЗЫКИ, исполнитель думающий и креативный, не имеющий ничего общего с какой-либо разновидностью коммерческой музыки.
- Твоему альбому с Татьяной дают лишь отличные оценки. Он действительно идеален со всех точек зрения. Но скажи, есть ли смысл сегодня записывать и выпускать диски?
- Спасибо за оценку. Альбом действительно получился очень удачным. Композиции, авторство которых принадлежит нам и бразильским авторам, представлены в моей аранжировке. Мы долго над ними работали. Татьяна, как и я, любит доводить все до идеального, на ее взгляд, состояния. Вот и результат. Что касается записи альбомов и выпуска дисков, то в разных странах ситуация в этом вопросе разная. Собираясь в гастрольную поездку в Европу, я взял с собой свои диски и продал все. А вот в Америке "живые" диски уже почти не покупают, предпочитая скачивать музыку через интернет. Для этой цели у меня даже есть новомодная штучка - специальная карта, на которой нанесен код, с помощью которого можно скачать альбом из интернет-сети. Люди покупают такую карту, набирают указанный на ней код и получают право доступа к музыке. Это очень удобно - теперь не нужно возить с собой в чемодане несколько десятков дисков в надежде продать их. Достаточно положить в бумажник эти карточки размером с визитку. Но лично я люблю все же "живые" диски. Ведь это целое произведение искусства. Я люблю работать с дизайнером, оформляющим обложку, с фотографом, делающим снимки для обложки, писать текст и т.д. Это все работает вместе со звучащей музыкой на передачу того образа, настроения, которое пытались создать у слушателя автор и исполнитель музыки.
- А не пробовал ты что-нибудь добавить к своей музыке, какие-нибудь немузыкальные детали, которые тем не менее будут работать на создание такого образа?
- Я знаю, что сейчас очень многие вводят в свою музыку слово. Т.е. помимо музыки на концертах или в записях звучат какие-то высказывания, стихи, различные визуальные эффекты - лазерные шоу, игра светом и цветом, демонстрация каких-либо визуальных образов, которые помогают лучше воспринимать звучащую музыку. Сейчас ведь с помощью компьютеров можно создать все что угодно. Пока я до этого не дошел. Когда-нибудь, может, и введу нечто подобное в свою музыку.
- Традиционный вопрос всем гастролирующим у нас музыкантам: куда идет современный джаз и где что слушают?
- Трудный вопрос. Никогда не занимался анализом или сбором информации. Могу сказать лишь, что сегодня в Штатах и в Европе вкусы разнятся. Так, в Америке очень популярны музыканты вроде пианиста Роберта Гласпера, который идет в ногу со временем и вводит в джазовые композиции и современные танцевальные ритмы хип-хопа, и рэп, под его музыку можно танцевать в клубе. Она очень привлекательна для слушателя. При этом он остается великолепным, настоящим джазовым музыкантом. Но вот антураж и манера у него с коммерческим уклоном. Мне такая музыка не очень по душе. В Европе очень много слушают новый джаз - серьезный, умный, временами сложный. Лично я предпочитаю музыку, которую сегодня играют такие музыканты, как гитарист Курт Розенвинкль и саксофонист Марк Тернер. Это непростая музыка, в импрессионистских тонах, слегка меланхоличная, созерцательная. Дающая пищу для размышлений, заставляющая думать. Есть еще и андерграунд, представители которого не входят ни в какую музыкальную "группировку", а играют свою музыку, иногда не совсем понятную среднему слушателю. Есть, конечно, музыканты, которые играют старый, традиционный джаз, но они постепенно сходят со сцены, как и их почитатели. Молодые джазмены предпочитают играть что-то свое и обязательно не похожее ни на кого. Они ищут себя, ищут новый путь. У кого-то получается, у кого-то - нет. Думаю, в настоящий момент нет какого-то одного, основного течения, по которому движется развитие джаза - в Америке по крайней мере. Какой-то период застоя. И вот если кто-то из молодых предложит что-то новое и интересное, то явно заинтересует многих.
- А что звучит в американских клубах? Слушают ли там новый джаз или, как и у нас, хотят лишь развлекаться?
- В Лос-Анджелесе есть только одно место, где можно играть новую музыку. Это клуб Blue Whale. В Нью-Йорке таких мест побольше, но тоже немного. В основном, конечно, хотят слушать музыку, которая не мешает есть, пить и разговаривать.
- Зачем же ты пишешь музыку, для кого?
- Я делаю это не для славы и не для денег. Стараюсь быть полезным, и если моя музыка доставит удовольствие хотя бы одному человеку, то буду считать, что недаром потратил время, и мне этого достаточно.
- В каком направлении ты собираешься двигаться? Какие планы?
- У меня четыре направления движения и все разные. Одно - это трио 1to3, которое играет спонтанную музыку, свободную импровизацию. Второе - мой камерный джаз-ансамбль VOCE, третье - это мои сольные проекты и, наконец, дуэт с Татьяной. Среди ближайших планов запись нового альбома с ней. Но на сей раз это будет уже не дуэт, а голос плюс трио или квартет. Это будут опять-таки авторские композиции, но так как аккомпанемент будет звучать по-другому, соответственно изменится и настроение музыки. Кстати, наш первый альбом с ней, к моему большому удивлению, пользуется большой популярностью в Японии, и там заказали большую партию дисков. Так что, наверное, это направление моего творчества имеет своего слушателя. Надеюсь, что и другие тоже не обделены вниманием.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!