Последние новости

ЦЕЛЬ - ОБОБЩИТЬ СОСТОЯНИЕ ФАРМАЦЕВТИКИ,

говорит в интервью "ГА" профессор Университета Аризоны, академик НАН РА Рубен ВАРТАНЯН

- Г-н Вартанян, в январе этого года в США была издана ваша новая книга - Synthesis of Best-Selling Drugs ("Синтез лекарств бестселлеров"). Представьте ее читателю.

- Эта книга - панорама самых популярных препаратов на фармацевтическом рынке 2010-х годов, акцентирующая внимание читателя на методах их синтеза. Рассматриваются также возможные механизмы действия этих препаратов и аспекты применения. Основная философия книги заключается в том, чтобы попытаться обобщить то, что делается лабораториями, лидирующими в области создания лекарств, и, соответственно, понять современное состояние фармацевтики.

Книга объемом в 870 страниц охватывает все основные фармакологические классы лекарственных препаратов. 38 глав включают в себя 671 схему синтеза, приводится 4597 ссылок на литературу, опубликованную в основном после 2000 года. Думаю, эта книга может оказаться полезной как для новичков в области медицинской химии, фармакологии, так и для опытных исследователей, желающих пополнить свои знания о самых продаваемых в 2010-х годах фармацевтических препаратах.

 Профессор Университета Аризоны, академик НАН РА Рубен ВАРТАНЯН- Расскажите, пожалуйста, о себе.

- Я родился в 1949 г. в Ереване в семье майора-фронтовика, а на момент своего рождения - аспиранта, будущего академика АН Армянской ССР Саркиса Вартаняна. В нашем доме N9 на проспекте Маштоца проживала формирующаяся научная интеллигенция Армении. Это были яркие и своеобразные люди. Там жил в те годы и президент Академии наук Армении Виктор Амбарцумян, ректор ЕГУ, директора - основатели многих институтов, академики, создавшие науку Армении, которые для меня по сей день являются символами возрождения Армении. Энергия и талант этих ярких и своеобразных индивидуальностей поражали. Но гиганты уходят из жизни, теперь их место пусто. Кто сегодня движет прогресс? Что это значит: оскудела земля, их рождающая? Или люди определенного склада появляются только тогда, когда в стране возникает потребность в них? К чему я об этом? К тому, что атмосфера всего здания незаметно делала свое дело. Практически абсолютно все мы, дети жильцов этого здания, повзрослев, оказались в мире науки.

- И каким был ваш путь в мир науки?

- Я окончил с золотой медалью среднюю школу им. Т. Г. Шевченко, в 1966 году поступил на химический факультет ЕГУ, который окончил с отличием в 1971 году, и в том же году поступил в аспирантуру в Институт органической химии АН СССР. В 1974 г. я досрочно защитил кандидатскую диссертацию. Еще студентом начал работать лаборантом в вечернюю смену в лаборатории рентгеноструктурного анализа Института тонкой органической химии АН Армянской ССР (ИТОХ). За четверть века прошел здесь путь от лаборанта до завлаба. В основанной мной лаборатории был создан новый мощный анальгетик, утвержденный Фармкомитетом СССР к массовому применению. Был разработан новый препарат для лечения аритмии, доведенный до стадии получения разрешения на клинические испытания. Был открыт уникальный first-in-class препарат - антагонист опиоидов, значение которого трудно переоценить, также доведенный до стадии получения разрешения на клинические испытания. К сожалению, все три препарата были целенаправленно и успешно "погребены" новым менеджментом ИТОХ под завалами перестройки. Параллельно с этими исследованиями с целью создания новых лекарственных препаратов были разработаны элегантные методы синтеза многих новых соединений, открыты две новые перегруппировки. По результатам этих исследований сотрудниками лаборатории были защищены кандидатские диссертации, а в 1985 году я защитил докторскую диссертацию. "Благодаря" хорошо организованной мощнейшей многоорудийной подаче "доброжелателей", дружно начавших строчить в ВАК СССР индивидуальные и коллективные кляузы, мне пришлось повторно защищаться уже в ВАКе в Москве. В 1988 году ВАК СССР присвоил мне звание профессора. В 1990 году я был избран членом-корреспондентом Академии наук Армянской ССР, а в 1996 - академиком.

В 1992 году академик Эмиль Габриелян пригласил меня к участию в создании агентства по лекарствам и медицинским технологиям Минздрава РА, где в качестве первого заместителя директора я проработал до 1998 года, совмещая эту работу с руководством лабораторией. В 1995 году я перевел небольшую часть своей лаборатории на химфак ЕГУ, где основал кафедру фармацевтической химии. Однако после коллапса СССР научная работа в странах СНГ переживала непростой период. Некоторое время я работал в разных университетах - Испании, Франции, Великобритании, США. В 2002 году получил грант на исследования и переехал в США, стал работать научным сотрудником в Университете Аризоны. Вскоре, в 2004 году, я второй раз в жизни получил звание профессора, на сей раз профессора Университета Аризоны.

- Вероятно, вы являетесь автором и других книг?

- В 1995 году после безуспешных попыток убедить руководство ИТОХ реформировать институт, в котором я проработал 26 лет, мне пришлось его покинуть. Моя концепция переустройства института состояла из двух взаимосвязанных частей и предполагала, во-первых, трансформировать производственную часть института в фармацевтическую фирму и, во-вторых, организовать на базе научно-исследовательской части ИТОХ фармацевтический вуз с одним существенным отличием от существующих в мире вузов: готовить специалистов по созданию лекарств. Эта идея давно крутилась в моей голове и многократно высказывалась в разных аудиториях. Декан химического факультета академик НАН РА Аида Аветисян, которая руководила одним из ведущих факультетов Ереванского государственного университета, пошла на неординарный шаг. Она поддержала мою идею, начав с малого и внедрив на химическом факультете новую специальность - фармацевтическую химию. Мне предложили читать лекции по основному курсу и одновременно заняться организацией новой кафедры.

Но было одно очень большое "но". В СССР не существовало соответствующего курса и учебника, который можно было бы взять за основу лекционного материала. Существующие два учебника были ориентированы на подготовку будущих провизоров, но никак не химиков - дизайнеров лекарств. Не было соответствующих учебников и за рубежом, поскольку не было и аналогичной парадигмы химико-фармацевтического образования. Нужно было успеть создать соответствующий курс лекций к началу учебного года. А времени было чуть больше шести месяцев. Но у меня еще не было окончательной концепции самого лекционного материала, тем более расписанного по часам. К первому сентября 1995 года черновик ранее нигде не существовавшего курса лекций, вводящего студента в область синтеза лекарств-генериков, был готов, и я вошел с ним в аудиторию. Стал читать свой курс, который ни в одном университете мира не читался. Скоро в аудитории стали появляться "чужие" студенты...

С годами постепенная шлифовка этого курса привела к идее издать его в виде книги - учебника-монографии. Но идею зарубили. Начались всякого рода придирки. Стали говорить, что книга должна быть на армянском языке. Оказалось, что расходы на публикацию, равно как и реализация тиража, ложатся на автора и прочая дребедень. И тогда я предложил книгу московскому издательству, специализирующемуся на издании учебников для медицинских вузов. Книгу приняли без лишних слов. Изданный в 2004 году тираж был распродан мгновенно. Уже в 2005 г. книга, озаглавленная "Синтез основных лекарственных средств", стала основой для преподавания медицинской химии в вузах СНГ, вышла вторым изданием и продолжает издаваться по мере спроса. Переехав в 2002 году в США, я взялся за написание аналогичной книги, но уже в соответствии с принятыми там курсами фармакологии и используемыми препаратами. Крупнейшее в мире издательство научно-технической и медицинской литературы Elsevier с более чем 400-летней историей издало мою новую книгу - Synthesis of Essential Drugs - в 2006 году. Она переиздается до сих пор.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Во-первых, это исследовательская работа по созданию анальгетиков, лишенных побочных свойств, которые можно было бы применять долговременно при болях при злокачественных опухолях, нейропатии. Основные результаты этой работы обобщены в моем недавнем обзоре, опубликованном в журнале Future Medicinal Chemistry в 2014 году. Во-вторых, работаю над новой книгой - Piperidine-Based Drug Discovery. Это первый том из задуманной и инициированной мной серии Heterocyclic Drug Discovery, рассчитанной примерно на 25-30 томов, редактором которой Elsevier назначен я.

Эта серия книг будет представлять в каждом отдельном томе, написанном признанными авторитетами в данной области, подробное описание способов синтеза и свойств препаратов - производных определенного гетероцикла, их применение. Гетероциклы - это соединения циклического строения, содержащие не только атомы углерода, но и атомы других элементов. Значительная часть современных лекарственных веществ содержит в своей структуре гетероциклы. Выбор же тематики первого тома обусловлен тем, что, во-первых, это статистически наиболее распространенный гетероцикл, входящий в структуру более 200 лекарственных препаратов, и, во-вторых, это область, в которой я работаю уже более 40 лет. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ
      2024-01-26 10:04

      Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.

    • ФУТБОЛ С УЛЫБКОЙ ОТ ЭДУАРДА МАРКАРОВА
      2023-12-13 18:22

      Состоялась презентация книги легендарного футболиста "Арарата", заместителя генерального директора ФК "Урарту" по вопросам развития Эдуарда Маркарова "Футбол с улыбкой", сообщает официальный сайт ереванского клуба.

    • УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ, ВРЕМЕНИ И УЧЕНИКАХ
      2023-09-12 09:32

      На склоне лет часть образованных, прошедших яркий жизненный путь людей, берется за мемуары. Заслуженный учитель Армянской ССР, персональный пенсионер Шмавон Шаапуни (1864-1960) стал описывать прожитое в 84 года. Книга издана в 2023 году под названием "Воспоминания из двух веков". В ней рассказывается о событиях в период от 1830-го до 1930 г. Автор, главным образом, пишет о том, что видел собственными глазами. Время ему досталось крутое.

    • ТОННЕЛЬ, В КОТОРОМ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ СВЕТА
      2023-09-01 10:22

      Промышленная индустрия Армении – под «санкцией» властей После неприкрытого грабежа некогда общенародной собственности, анархии и произвола аодовским властям, пришедшим к власти под фарисейскими псевдо-патриотическими лозунгами, им спустя несколько лет хватило ума лишь повторно запустить Армянскую АЭС – после того, как они же своими безграмотными и популистскими идеями и действиями буквально погрузили всю страну в мрак, холод, голод, безработицу и нищету.