Последние новости

УЧИТЕЛЬ – ЦЕННОСТЬ НЕПРЕХОДЯЩАЯ

Какие они, эти события, призванные озарить единым светом не только прошлое, настоящее и будущее арменистики, подчеркнуть преемственность традиций в отечественной филологии и словесности, но даже подтвердить неслучайность твоего личного бытия? Дань Учителю – именно с большой буквы – именно такое событие. Оно и произошло в Ереванском государственном университете. В корпусе филологического факультета alma mater отдали дань памяти и вечной благодарности сразу трем учителям, открыли бюсты трех столпов армянской науки и культуры – Гранта ТАМРАЗЯНА, Арсена ТЕРТЕРЯНА и Эдуарда ДЖРБАШЯНА.

 В корпусе филологического факультета alma mater отдали дань памяти и вечной благодарности сразу трем учителям, открыли бюсты трех столпов армянской науки и культуры – Гранта ТАМРАЗЯНА, Арсена ТЕРТЕРЯНА и Эдуарда ДЖРБАШЯНА"МЫ НАДЕЯЛИСЬ, ЧТО НА ЦЕРЕМОНИЮ ПРИДЕТ ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО НАРОДА, но такого количества не ожидал никто! Это еще раз доказывает, что в нас еще не перевелись уважение и почитание просвещения. Здесь, в стенах университета, мы все посвятили себя именно просвещению. Но оно не может дать достойных плодов, если не основано на истинных ценностях и традициях. А если мы не будем помнить наших предшественников, мы не сможем двигаться вперед. Наследие, оставленное ими, действительно ведет нас по профессии и по жизни, без него не может быть арменистики", - скажет в своем слове расчувствовавшаяся не на шутку Ашхен Джрбашян…

Такого скопления народа не увидишь и на гораздо более пафосных мероприятиях! К тому же редкий случай, когда качество не уступает количеству. Едва ли не весь цвет современной армянской литературы, собравшийся, представьте себе, не для того, чтобы выступить. Представители всех СМИ, журналисты, обозреватели и редакторы которых в абсолютном большинстве вышли из этих стен. Сонм студентов, растроганные преподаватели… Наконец, выступившие на церемонии открытия Грачья Грантович Тамразян и Ашхен Эдуардовна Джрбашян – прямые не только потомки, но и последователи и хранители традиций отцов. Не только в узком кругу семьи, но и в широком контексте культуры и просвещения. И как-то становилось очевидно, что дверь, ведущая в будущее, не захлопнулась окончательно перед желающими и умеющими принять наследство.

"Сегодня мы становимся свидетелями действительно знаменательного события. Еще в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века в университете была заложена замечательная традиция, и думаю, мы, сегодняшние работники alma mater, - продолжатели этой традиции. Традиции устанавливать бюсты наших учителей, наших служителей, в самом высоком значении этого слова, в корпусах университета. Возможно, сегодня, когда по поводу и без повода можно славословить самих себя, с чем мы постоянно сталкиваемся, эта церемония многим покажется ординарным событием. Но именно сегодня, именно в подобной ситуации остро встает необходимость отдавать дань тем, кто воистину этого заслуживает. Людям, которые ходили по этим коридорам, - людям, которые воспитывали и формировали поколения, прививали знания и профессионализм этим поколениям и заслуживают того, чтобы мы их помнили. Помнили не только в статьях и книгах, но и увековечивая их память в камне. Ведь пройти этот путь предстоит еще многим поколениям студентов, и одного взгляда, брошенного в сторону этих бюстов, достаточно, чтобы пробудить чувство благодарности к Учителю. Ведь в ряд непреходящих ценностей, созданных человеческой цивилизацией, это понятие вошло навсегда – Учитель. Никогда, ни в одном обществе над ним не властно время, оно не подвергается девальвации. Ведь Учитель – это живительный источник, тот, кто делает человека человеком, тот, кто дает возможность тому, кто придет после него, свободно распоряжаться своей судьбой, своим будущим. Открытие сегодняшних бюстов – дань памяти именно таким учителям. Все они оставили след в жизни университета, в жизни нашего общества и нашей страны", - открыл церемонию ректор ЕГУ Арам Симонян.

 Хочется верить, что 'труд не пропадает', что энергия, горение людей, посвятивших себя слову, родному слову, действительно сохраняется в космосе и их не способно отменить никакое времяПРОЧУВСТВОВАННЫЕ РЕЧИ ОБОСТРИЛИ ЛИЧНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ И… обострили страх. Образ двух из трех академиков, кому отдавал дань университет и, хочется надеяться, страна, довелось видеть воочию. Эдуард Джрбашян… Грант Тамразян… Приобщиться к их великому знанию не случилось. Впечатлиться – с детства и на всю жизнь – вдохновением истинных рыцарей и служителей высокого ордена Армянского слова посчастливилось. Дискуссии и споры, не считающие часов, стихи и проза наизусть и взахлеб в неограниченных количествах. Воодушевлением и энергией одного Гранта Тамразяна можно было двигать не то что армянскую словесность – горы!..

Страх перед перспективой "каменного портрета" улетучился, едва белые покрывала упали с бюстов. Тиграна Мурадяна, скромно стоявшего почти в стороне и, несмотря на уговоры университетского руководства, так и не сказавшего свое слово, можно понять. Веское авторское слово скульптор сказал, явив публике живые лица, которым теперь с высоты заслуг и времени предстоит смотреть в глаза тем, кто приходит в стены университета продолжить дело их жизни.

"Задумаемся над сегодняшним событием. Что это? Дань памяти? Попытка воскресить живое присутствие? Утверждение незыблемости духовных ценностей? Дань чести и славе армянской словесности через склонение главы перед великими и животворящими традициями ее служителей? Нет, это событие преследует иную цель. У него другой посыл, обращенный к тем, кому предстоит учиться под этими сводами. Эти острова памяти заново утверждают те вечные, незыблемые традиции арменоведения и жизни армянина, которые стоят на неколебимых столпах, призывают нас вдохнуть новый смысл в их заветы. Они возрождают чувство - чувство книги, литературы, слова, из которого рождается великая сила, вдохновляющая к жизни в веках. Чувство, которое эхом отдается в космосе, связывая нас с грядущими поколениями. Свидетельством тому бюсты учителя и ученика - Арсена Тертеряна и Гранта Тамразяна, которые нам сейчас предстоит увидеть. А также названные в их честь кафедры – эта воплощенная взаимосвязь векторов их дела и их жизни, сплетающаяся в непрерывную нить между поколениями. Сегодняшний день заставляет нас еще раз задуматься над их жизнью, над заложенными ими традициями и заветами, в которых  духовный подвиг.

Сегодняшний день открывает нам духовные вершины, которые они нам оставили, и великую миссию, которая выпала на их долю, – на долю легендарного поколения шестидесятников. Как сказал Грант Матевосян, поколения, любящего поэтов, призванного не оставить после себя пустыни, открыто посмотреть в глаза будущему. Эту их миссию сегодня, обозревая всю армянскую культурную панораму, следует считать выполненной, а ее миссионеров – победительными апостолами. И хочется повторять вослед Чаренцу: "Прах мертвых – самая надежная известь, самый крепкий строительный раствор, благодаря ему страна становится страной, народ – народом, а будущее – будущим". Культурные разрушения невосполнимы. Именно этому поколению было предначертано не только спасти от смуты 30-х армянские духовные ценности, но и переосмыслить их и придать им новую силу. И делалось это с невероятной преданностью и воодушевлением - для нового взлета. А значит, памятники этих учителей – символы будущего. Взгляд в будущее мы бросаем, стоя на якорях прошлого, именно они - залог будущего во имя грядущих поколений", - таков был комментарий события Грачья Тамразяна.

Конечно, прочувствованные речи, прозвучавшие в университете, можно счесть несколько пафосными, к оптимизму по отношению к будущему армянской словесности в частности и будущему вообще отнестись с долей скепсиса. А все-таки хочется верить, что "труд не пропадает", что энергия, горение людей, посвятивших себя слову, родному слову, действительно сохраняется в космосе и их не способно отменить никакое время. И порукой в этой вере пусть станет поднятие на щит высокого звания Учителя – звания, которое, по словам Арама Симоняна, ни в какие эпохи и ни в каком обществе не подлежит девальвации.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "1489" - НА "ОСКАРА", ДЖАГИНЯНА - НА МЫЛО!
      2024-10-16 09:13

      "Армения могла получить первый в своей истории "Оскар"!" - сказано в заявлении, которое сделало сообщество документалистов в связи с решением Национальной киноакадемии не выдвигать в конкурсную программу иностранных фильмов "Оскара" фильм "1489" Шогакат Варданян, а выдвигать картину Эдгара Багдасаряна "Яша и Леонид Брежнев".

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.

    • "ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
      2024-10-12 10:28

      Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…

    • ЧТОБЫ ВИДЕЛИ!
      2024-10-07 10:18

      "Я хочу попросить у вас прощения" - звучит во многих впечатлениях тех, кому довелось увидеть проект театрального художника и куратора выставок актуального искусства Нелли БАРСЕГЯН "Я ВИЖУ - Я НЕ ВИЖУ". Проект, посвященный Человеку - Человеку, оказавшемуся на войне и в войне. "I See - I Cannot See" - его создательница стала обладателем награды "Responsiveness To Urgeinces" авторитетнейшего Пражского квадриннале театрального и сценического дизайна прошлого года, а на днях повторила успех на прошедшем в Тбилиси аналогичном биеннале.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СКОЛЬКО КОТЯТ У КОШКИ АЙКА?
      2024-09-28 10:11

      На данном этапе объектом андреасяновского эксперимента под предлогом реформы образования стали свыше 250 тысяч школьников – обучение по новым критериям образования ведется в 7-и из 12-и классов учебных заведений страны. Бурная деятельность Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении с призывами министра Жанны Андреасян «мыслить без рамок и искать нестандартные подходы и творческие решения» и внедрением учебной программы, требующей пересмотра всех учебников, поступательно ведет систему образования страны к краху.

    • МОНКС ЗНАЕТ, КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ
      2024-09-11 13:16

      Министерство образования, науки, культуры и спорта РА активно избавляется от инакомыслящих кадров и рушит вузовское образование. Об этом сообщили уволенные преподаватели ведущих вузов республики на пресс-конференции, состоявшейся 9 сентября перед головным зданием ЕГУ.

    • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУЧИТСЯ В ДВЕРИ МОНКС
      2024-09-02 09:32

      2 сентября стартует  учебный год, который был анонсирован как завершающий этап перехода на всеобщее инклюзивное образование. Армения, согласно принятым 10 лет назад обязательствам, вступила в эпоху равных возможностей развития и доступности обучения, независимо от состояния здоровья и условий проживания каждого учащегося. Вопрос в том, насколько обязательства на бумаге соответствуют реалиям.

    • ОПЯТЬ БЕЗ УЧЕБНИКОВ?
      2024-08-30 09:46

      Учителя, родители и эксперты в сфере образования бьют тревогу: по сложившейся печальной традиции 2024-2025 учебный год начинается без внушительного списка новых версий учебников. И если в прошлом году Министерство образования, науки, культуры и спорта не успело к 1 сентября подготовить к школе 11 наименований учебников для 4, 7 и 9 классов, то в новом учебном году многоголовый МОНКС побил собственный антирекорд - теперь целых 13 наименований учебников не готовы к началу занятий.