ИРАН ВЫХОДИТ НА РЫНКИ ВООРУЖЕНИЯ
Итоги двухдневного визита министра обороны Ирана Хосейна Дехгана в Россию могут оказать в будущем воздействие на военный баланс в регионе Ближнего Востока. В повестке визита ключевое место, судя по всему, занимала тематика военно-технического сотрудничества. По данным российских СМИ, Иран проявляет интерес оружейным контрактам на сумму примерно $8 млрд.
В частности, речь идет о заинтересованности Тегерана в приобретении истребителей Су-30СМ (с возможностью их последующего лицензионного производства), учебно-боевых самолетов Як-130, вертолетов семейства Ми-8 и Ми-17, береговых мобильных ракетных комплексов "Бастион", с сверхзвуковой противокорабельной ракетой "Яхонт", надводных кораблей класса фрегат и дизель-электрических подводных лодок. Также Иран проявляет интерес к приобретению танков Т-90, однако с условием передачи технологий производства. Отметим, что параллельно продолжается реализация соглашения по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-300, при этом Тегеран также проявляет интерес к получению новейших зенитно-ракетных систем С-400 "Триумф"
В РАМКАХ ПЛАНИРУЕМЫХ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ ЗАКУПОК ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ Иран стремится придать качественный импульс модернизации своих вооруженных сил, критически нуждающихся в получении новой техники, с учетом того, что на вооружении состоит большое количество устаревшего вооружения, унаследованного в том числе и от еще шахской армии. Особенно сложная ситуация в этом плане складывается в авиации. До сих пор Тегеран сталкивался с существенными ограничениями при развитии своих вооруженных сил, связанных с действием наложенных на страну санкций, ограничивавших как экономические возможности ИРИ по развитию ВС, так и источники получения современной военной техники. Отметим, что указанный пакет планируемых закупок вооружений сопоставим по своим масштабам с планами по закупке российской военной техники в начале 1990-х годов, от реализации которых Москва частично отказалась в 1995 году под давлением США.
При этом в указанном выше списке вооружения выделяется ряд позиций, приобретение которого потенциально может повлиять на военно-политический баланс сил в регионе. В первую очередь неслучаен интерес Ирана к возможной покупке истребителей Су-30СМ и зенитно-ракетных комплексов С-300, а также противокорабельных ракет "Яхонт", особенно с учетом многомиллиардных инвестиций, осуществляемых в модернизацию своих ВВС и сил ПВО арабскими монархиями Персидского залива. В частности, получение Ираном многофункциональных истребителей семейства Су-30 в сочетании с комплексами С-300 позволит Тегерану в первую очередь повысить эффективность контроля воздушного пространства страны, что является достаточно сложной задачей с учетом размеров территории Ирана.
Получение Су-30 и ракетного комплекса "Бастион" с учетом большой дальности действия этих истребителей резко расширит возможности Тегерана по проецированию военной мощи в регионе Персидского залива, где Ирану противостоят как аравийские монархии, так и постоянно развернутые в районе военно-морские силы США. Отметим, что до сих пор в выполнении этой задачи Иран опирался в основном на ракетные комплексы различного класса и типа. В то же время Су-30 станет эффективным противовесом уже развернутым в составе ВВС Саудовской Аравии тяжелым истребителям F-15, а также имеющейся в составе авиации ОАЭ последней версии истребителя F-16. Вместе с тем очевидно, что даже в случае реализации новых оружейных контрактов с Россией ВС Ирана находятся только в начале пути по восстановлению баланса с авиацией аравийских монархий. При этом возможности Ирана по осуществлению масштабных закупок вооружений во многом ограничиваются рядом факторов, делающих реализацию новых контрактов достаточно длительным и сложным процессом.
В ЧАСТНОСТИ, ЭТО ОГРАНИЧЕННЫЕ ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНИХ САНКЦИЙ экономические возможности страны по реализации масштабных закупок вооружений. По данным газеты "Коммерсантъ", Тегеран рассчитывает приобрести российское оружие в кредит, но в Москве на это не готовы идти из-за экономического кризиса. В качестве еще одного фактора издание называет резолюцию Совбеза ООН, накладывающую ограничения на поставки Ирану ряда видов обычных вооружений. Более конкретно: условия соглашения по ядерной программе ИРИ предусматривают, что подобные поставки Ирану до 2020 г. возможны с одобрения Совета Безопасности, при том что Соединенные Штаты, по оценке издания, с большой долей вероятности наложат вето на соответствующую заявку. На этом фоне источник агентства ТАСС также сообщил, что представители России и Ирана ведут переговоры о возможных поставках военной техники, но никакой конкретики пока нет.
Параллельно необходимо отметить, что наряду с тематикой закупок вооружений визит иранского министра обороны в Москву также был отмечен любопытными признаками в развитии российско-иранских отношений в целом. С одной стороны, в ходе встречи с Дехганом его российский коллега Сергей Шойгу заявил, что у России и Ирана общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща. Однако параллельно с визитом главы оборонного ведомства Ирана, прошедшего на фоне обострения сирийского кризиса, с примечательными заявлениями выступил спецпредставитель президента РФ по Афганистану, глава Второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов. Комментируя заявления советника верховного лидера Ирана Али Акбара Велаяти о наличии предпосылок для создания альянса Ирана, России, Сирии и "Хезболлы", российский дипломат назвал такие заявления "умозрительными", добавив, что в реальности таких планов нет.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ РОССИЙСКОГО ДИПЛОМАТА НА ФОНЕ ВИЗИТА ДЕХГАНА могут отражать стремление Москвы дистанцироваться от жесткой привязки России к возглавляемому Ираном шиитскому альянсу и продемонстрировать, что военно-техническое сотрудничество с Тегераном рассматривается Москвой в первую очередь в коммерческом плане. Данная тенденция может также отражать нежелание терять потенциально перспективные рынки вооружения монархий Персидского залива, являющихся геополитическими конкурентами Ирана. Наконец еще одним фактором в российско-иранских отношениях остается нарастающая энергетическая конкуренция в условиях расширения со стороны Тегерана своего присутствия как на европейском энергетическом рынке, так и в направлении Южного Кавказа.
Однако вне зависимости от этих аспектов двустороннее военно-техническое сотрудничество в ближайшие годы будет, скорее всего, развиваться с учетом того, что для Ирана Россия остается основным источником получения ряда критически важных систем вооружений. Москва в свою очередь заинтересована в капитализации своих усилий по заключению соглашения по ядерной программе ИРИ в устойчивые позиции на иранском рынке вооружений и получении через военно-техническое сотрудничество дополнительных каналов воздействия на курс Тегерана. В совокупности эти факторы будут способствовать модернизации вооруженных сил Ирана и в перспективе могут непосредственно сказаться на соотношении сил на Ближнем Востоке.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:30
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:27
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:40
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-26 14:41
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-18 12:01
От Турции до Саудовской Аравии и от Азербайджана до Казахстана страны действуют одинаково. Они диверсифицируют свою внешнюю политику, которую в данном случае можно назвать многовекторной. Объяснения этой тенденции различны, но в основном зависят от международных событий. Думаю, одной из причин может быть то, что США больше не считаются единственной глобальной и наиболее ответственной державой, поскольку с начала 2000-х годов они проводят неэффективную политику в Ираке, Ливии и Сирии, что плохо сказывается на репутации этой страны на Востоке и за его пределами.
-
2024-10-10 10:00
Армянская дипломатия пашиняновского периода – это прямо-таки "мастер-класс" по формуле, как делать не надо. Понятно, что сама сфера дипломатии предполагает в какой-то степени и до поры, до времени некоторую, скажем так, невнятность и наличие полутонов вместо радикального черно-белого. Но когда эта невнятность сигнализирует на всех перекрестках о том, что страна сама не знает, в каком направлении двигаться, каковы ее приоритеты (мантра на тему о "перекрестке мира" не в счет), то и другим остается только гадать, в какие отношения вступать (или не вступать) со страной, демонстрирующей "ни то, ни се, ни так, ни этак, непонятно как".
-
2024-06-20 09:41
Никол Пашинян разъезжает по селам Сюника и показывает измученным сельчанам то ли видео, то ли фото с обвязанным колючей проволокой забором у села Воскепар. Показывает сие и восторгается: дескать, смотрите, вместо позиций, которые мы преподнесли Азербайджану, теперь здесь колючая проволока, через которую не одна корова не проскочит… «Проскочит» ли через колючую проволоку снайперская пуля, артиллерийский снаряд, или дрон-камикадзе, премьер благоразумно умалчивает. Но сюр не в этом.
-
2024-06-11 10:47
Спикера парламента Армении Алена Симоняна вновь понесло. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил, что Россия "кинула Армению", хотя Армения, как "наивный ребенок, верила, что Россия не оставит ее одну". По словам спикера, прежде чем говорить о недружественных шагах Армении по отношению к России, пусть в Москве посмотрят на свои шаги после 2020 года.