ИРАН ВЫХОДИТ НА РЫНКИ ВООРУЖЕНИЯ
Итоги двухдневного визита министра обороны Ирана Хосейна Дехгана в Россию могут оказать в будущем воздействие на военный баланс в регионе Ближнего Востока. В повестке визита ключевое место, судя по всему, занимала тематика военно-технического сотрудничества. По данным российских СМИ, Иран проявляет интерес оружейным контрактам на сумму примерно $8 млрд.
В частности, речь идет о заинтересованности Тегерана в приобретении истребителей Су-30СМ (с возможностью их последующего лицензионного производства), учебно-боевых самолетов Як-130, вертолетов семейства Ми-8 и Ми-17, береговых мобильных ракетных комплексов "Бастион", с сверхзвуковой противокорабельной ракетой "Яхонт", надводных кораблей класса фрегат и дизель-электрических подводных лодок. Также Иран проявляет интерес к приобретению танков Т-90, однако с условием передачи технологий производства. Отметим, что параллельно продолжается реализация соглашения по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-300, при этом Тегеран также проявляет интерес к получению новейших зенитно-ракетных систем С-400 "Триумф"
В РАМКАХ ПЛАНИРУЕМЫХ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ ЗАКУПОК ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ Иран стремится придать качественный импульс модернизации своих вооруженных сил, критически нуждающихся в получении новой техники, с учетом того, что на вооружении состоит большое количество устаревшего вооружения, унаследованного в том числе и от еще шахской армии. Особенно сложная ситуация в этом плане складывается в авиации. До сих пор Тегеран сталкивался с существенными ограничениями при развитии своих вооруженных сил, связанных с действием наложенных на страну санкций, ограничивавших как экономические возможности ИРИ по развитию ВС, так и источники получения современной военной техники. Отметим, что указанный пакет планируемых закупок вооружений сопоставим по своим масштабам с планами по закупке российской военной техники в начале 1990-х годов, от реализации которых Москва частично отказалась в 1995 году под давлением США.
При этом в указанном выше списке вооружения выделяется ряд позиций, приобретение которого потенциально может повлиять на военно-политический баланс сил в регионе. В первую очередь неслучаен интерес Ирана к возможной покупке истребителей Су-30СМ и зенитно-ракетных комплексов С-300, а также противокорабельных ракет "Яхонт", особенно с учетом многомиллиардных инвестиций, осуществляемых в модернизацию своих ВВС и сил ПВО арабскими монархиями Персидского залива. В частности, получение Ираном многофункциональных истребителей семейства Су-30 в сочетании с комплексами С-300 позволит Тегерану в первую очередь повысить эффективность контроля воздушного пространства страны, что является достаточно сложной задачей с учетом размеров территории Ирана.
Получение Су-30 и ракетного комплекса "Бастион" с учетом большой дальности действия этих истребителей резко расширит возможности Тегерана по проецированию военной мощи в регионе Персидского залива, где Ирану противостоят как аравийские монархии, так и постоянно развернутые в районе военно-морские силы США. Отметим, что до сих пор в выполнении этой задачи Иран опирался в основном на ракетные комплексы различного класса и типа. В то же время Су-30 станет эффективным противовесом уже развернутым в составе ВВС Саудовской Аравии тяжелым истребителям F-15, а также имеющейся в составе авиации ОАЭ последней версии истребителя F-16. Вместе с тем очевидно, что даже в случае реализации новых оружейных контрактов с Россией ВС Ирана находятся только в начале пути по восстановлению баланса с авиацией аравийских монархий. При этом возможности Ирана по осуществлению масштабных закупок вооружений во многом ограничиваются рядом факторов, делающих реализацию новых контрактов достаточно длительным и сложным процессом.
В ЧАСТНОСТИ, ЭТО ОГРАНИЧЕННЫЕ ПОСЛЕ МНОГОЛЕТНИХ САНКЦИЙ экономические возможности страны по реализации масштабных закупок вооружений. По данным газеты "Коммерсантъ", Тегеран рассчитывает приобрести российское оружие в кредит, но в Москве на это не готовы идти из-за экономического кризиса. В качестве еще одного фактора издание называет резолюцию Совбеза ООН, накладывающую ограничения на поставки Ирану ряда видов обычных вооружений. Более конкретно: условия соглашения по ядерной программе ИРИ предусматривают, что подобные поставки Ирану до 2020 г. возможны с одобрения Совета Безопасности, при том что Соединенные Штаты, по оценке издания, с большой долей вероятности наложат вето на соответствующую заявку. На этом фоне источник агентства ТАСС также сообщил, что представители России и Ирана ведут переговоры о возможных поставках военной техники, но никакой конкретики пока нет.
Параллельно необходимо отметить, что наряду с тематикой закупок вооружений визит иранского министра обороны в Москву также был отмечен любопытными признаками в развитии российско-иранских отношений в целом. С одной стороны, в ходе встречи с Дехганом его российский коллега Сергей Шойгу заявил, что у России и Ирана общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща. Однако параллельно с визитом главы оборонного ведомства Ирана, прошедшего на фоне обострения сирийского кризиса, с примечательными заявлениями выступил спецпредставитель президента РФ по Афганистану, глава Второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов. Комментируя заявления советника верховного лидера Ирана Али Акбара Велаяти о наличии предпосылок для создания альянса Ирана, России, Сирии и "Хезболлы", российский дипломат назвал такие заявления "умозрительными", добавив, что в реальности таких планов нет.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ РОССИЙСКОГО ДИПЛОМАТА НА ФОНЕ ВИЗИТА ДЕХГАНА могут отражать стремление Москвы дистанцироваться от жесткой привязки России к возглавляемому Ираном шиитскому альянсу и продемонстрировать, что военно-техническое сотрудничество с Тегераном рассматривается Москвой в первую очередь в коммерческом плане. Данная тенденция может также отражать нежелание терять потенциально перспективные рынки вооружения монархий Персидского залива, являющихся геополитическими конкурентами Ирана. Наконец еще одним фактором в российско-иранских отношениях остается нарастающая энергетическая конкуренция в условиях расширения со стороны Тегерана своего присутствия как на европейском энергетическом рынке, так и в направлении Южного Кавказа.
Однако вне зависимости от этих аспектов двустороннее военно-техническое сотрудничество в ближайшие годы будет, скорее всего, развиваться с учетом того, что для Ирана Россия остается основным источником получения ряда критически важных систем вооружений. Москва в свою очередь заинтересована в капитализации своих усилий по заключению соглашения по ядерной программе ИРИ в устойчивые позиции на иранском рынке вооружений и получении через военно-техническое сотрудничество дополнительных каналов воздействия на курс Тегерана. В совокупности эти факторы будут способствовать модернизации вооруженных сил Ирана и в перспективе могут непосредственно сказаться на соотношении сил на Ближнем Востоке.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-21 14:30
Решение президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии в случае своей реализации окажет непосредственное воздействие на баланс сил в рамках конфликта и систему альянсов в регионе. Напомним, что Трамп заявил 19 декабря о том, что американские силы выполнили свою задачу, заключавшуюся в победе над группировкой ИГ, и необходимости в их присутствии на территории Сирии больше нет. По данным агентства Reuters, ссылающегося на свои источники, Вашингтон намерен вывести военных в течение 60-100 дней, при этом все сотрудники Госдепа США покинут Сирию в течение 24 часов.
-
2018-12-17 15:27
После инцидента в Керченском проливе наметилось быстрое обострение отношений между США и Россией. Вашингтон, по сути, отказался от имевших место попыток начала ограниченного диалога с Москвой и фактически перекрыл имеющиеся каналы коммуникаций, перейдя к новому витку военно-политической конфронтации.
-
2018-12-12 15:40
В декабре Израиль начал операцию "Северный щит" в районе границы с Ливаном по выявлению и уничтожению подземных тоннелей шиитской группировки "Хезболла". На фоне регулярных авиационных ударов Израиля по силам группировки в Сирии данная мера чревата новым обострением на ливано-израильской границе и расширением масштабов военной активности Израиля в Ливане.
-
2018-11-26 14:41
Отношения между Турцией и США после уступок Анкары по делу пастора Брансона начали на первый взгляд демонстрировать признаки некоторого улучшения. Анкара и Вашингтон взаимно отменили санкции в отношении некоторых официальных лиц, введенные из-за кризиса в отношениях в связи с делом пастора.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-04-10 10:43
На проходящем в Баку 7-м политическом форуме на тему «К новому мировому порядку» любопытное заявление сделал Ильхам Алиев. Он сказал, что не верит в возможность мира между Россией и Украиной.
-
2025-03-13 10:19
Франция вытеснила Россию со 2-го места по экспорту вооружений Доминирование США в мировом экспорте оружия растет, а российский экспорт продолжает падать. РФ в период 2020-2024 гг. поставила основные вооружения в 33 страны, из которых только 7,4% пришлись на Европу - Армению, Беларусь и Сербию. Между тем, Украина стала крупнейшим в мире импортером оружия. Таковы главные выводы опубликованного 10-го марта нового исследования Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) «Тенденции в международных поставках оружия, 2024»…
-
2025-03-12 10:48
В Канаде сменился глава правящей Либеральной партии. Это означает, что в ближайшие дни премьер-министр Джастин Трюдо официально подаст прошение об отставке, а сменит его на этом посту новый глава правящей партии Марк Карни. Казалось бы, нам что? На самом деле, произошедшее симптоматично и свидетельствует об адекватной реакции политической элиты Канады на идущие в мире процессы.
-
2025-02-17 10:37
Пашинян зарегистрировал целую груду очередных внешнеполитических провалов Дилетантизм властей, в том числе во внешней политике, в последнее время получил еще целый ряд ярких и неоспоримых подтверждений. Армения 14-го января, то есть буквально накануне смены президентской администрации в США, подписала хартию о стратегическом партнерстве с этой страной, хотя армянские власти прекрасно знали о резко отрицательном отношении Дональда Трампа к администрации Джо Байдена и ее решениям, которые теперь сплошь и рядом отменяются. Если уж работа над регламентом о стратегическом партнерстве с США была завершена, и оставалось только закрепить этот документ подписями, то не лучше ли было попытаться сделать это с новой администрацией?..