СПЕКТАКЛЬ "ДОМОЙ" ВЕРНУЛСЯ С ПОБЕДОЙ
На завершившемся на днях в Сочи Международном театральном фестивале "Пространство юных" спектакль без пяти минут выпускников Ереванского государственного института театра и кино "Домой", поставленный по пьесе Л. Разумовской Карапетом БАЛЬЯНОМ, удостоился наград в четырех номинациях из десяти возможных!
Знал бы прикуп, жил бы в Сочи... Ну-ну! Создатели и участники спектакля "Домой" прикупа не знали и жить в расцветшем после Олимпиады буйным цветом городе не собирались. Но карты призового пасьянса молодежного форума легли так, что Сочи, кажется, стал для наших ребят не только территорией победы, но и открывающихся заманчивых перспектив.
ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "ПРОСТРАНСТВО ЮНЫХ" проводится в Сочи уже в седьмой раз и собирает вокруг себя именно ту публику, которую и должен объединять, - народ, свободный не только в речах и одежде, но мало чем ограничивающий свое театральное мышление. Кстати, попасть на Черноморское побережье в середине мая не так уж просто - 15 спектаклей, составивших конкурсную программу фестиваля, были отобраны из более 150 видеозаписей, присланных из стран СНГ и всей необъятной театральной России. Кстати, первым успехом и вестником грядущего успеха для ереванского спектакля стал уже сам факт его попадания в программу "Пространство юных" - продолжительность "Домой" на целых полчаса превышала установленную фестивалем норму. Заручившись финансовой поддержкой Министерства культуры РА, студенты ЕрГИТиКа вместе со своими мастерами отправились на первый в своей жизни международный фестиваль.
"Впечатления огромные, - рассказывает режиссер спектакля Карапет Бальян. - Это был по-настоящему молодежный фестиваль с каким-то совершенно неповторимым духом и энергетическим полем. Сам я давно вышел из студенческого возраста, но тоже открыл для себя много нового и интересного. Хотя многие спектакли, которые были представлены на фестивале и в которых была занята исключительно молодежь - студенты и совсем еще молодые артисты-профессионалы, были поставлены мастерами сцены, авторитетными режиссерами. Правда, мне больше всего понравился спектакль из Санкт-Петербурга, сделанный моим ровесником. Неожиданный спектакль, потрясающие решения! Но все-таки главное - это удивительная творческая среда, постоянное общение всех участников фестиваля, посиделки у костра на берегу моря... Основным зрительским костяком были сами же участники фестиваля. То есть люди в той или иной мере профессиональные. Ну или имеющие реальное представление о нем. Не знаю, может, сыграло роль то, что народ был в абсолютном большинстве молодой, но мнения по тому или иному спектаклю, как правило, совпадали. Это был либо восторг, либо... Ведь шли постоянные обсуждения - и с членами жюри, и просто между ребятами. Мы ходили на все мастер-классы, которые проводились для участников - от актерского мастерства и сцендвижения до мастер-класса по фехтованию, который проводил председатель жюри. Это были семь очень ярких, насыщенных дней. Не хочу сравнивать с какими-то большими пафосными фестивалями, но мы столкнулись с профессионализмом как членов жюри, так и участников, а главное, с замечательной творческой атмосферой. А что еще нужно такому форуму? Я очень рад, что моим студентам довелось почувствовать этот запах, дыхание большого фестиваля прежде, чем они окончат институт. Так или иначе, закрытость убивает творческого человека".
"ПРОСТРАНСТВО ЮНЫХ" - СЕРЬЕЗНЫЙ ПРОЕКТ. ПОД НЕГО ПОСТРОИЛИ, вернее, перестроили один из сочинских домов отдыха, в котором создали и технически оснастили зал на пятьсот мест. Тут же "компактное проживание" более чем 259 участников фестиваля из Армении, Грузии, Украины и самых разных уголков России, включая Москву и Санкт-Петербург. Море, люди и спектакли... Да, не забыть бы членов жюри, цвет московских режиссеров-педагогов, возглавляемых профессором ВГИКа и ГИТИСа, заведующим кафедрой сценической пластики РАТИ-ГИТИС, автором книги "Семь уроков сценического движения" и просто знаменитым актером и каскадером Айдаром Закировым.
Спектакль "Домой" по пьесе Людмилы Разумовской Карапет Бальян, уже давний (целых восемь лет) ассистент мастерской народного артиста РА, профессора Николая Цатуряна, поставил как дипломную работу курса. Поставил в лучшей цатуряновской традиции подробнейшей, психологически выверенной работы с актером. Выбор пьесы молодой режиссер, окончивший магистратуру Московской государственной академии искусств у Сергея Яшина и Вячеслава Сорокина, мотивирует следующим образом: "Я взялся за эту пьесу сразу по окончании магистратуры в Москве. Наверное, какие-то тамошние впечатления сыграли свою роль. Прочел пьесу на курсе и ребята сразу загорелись. К тому же мне было важно найти такой материал, чтобы студентам не пришлось играть возраст".
Пьеса Разумовской "Домой" - о подростках. Пьеса о бездомных, осиротевших, изверившихся, о детях, живущих в Питере на чердаках и в подвалах, - и в итоге почти все они погибают. Одной из героинь 15 лет, и она умирает при родах... Страшная пьеса. К тому же Карапет Бальян сильно пересмотрел второй акт и обострил финал до труднопереносимости. Страшно не столько от того, что происходит на сцене, а от того, что так бывает в жизни. На показе в Ереване (в рамках премии "Артавазд") было много споров о том, что тема не наша, а российская, что по крайней мере в этом вопросе мы еще не сравнялись с ней в несчастье. Нынешняя публика хочет развлекаться - заставить ее думать и страдать нелегко. Но студентам Николая Цатуряна и Карапета Бальяна удалось убедить даже зрителей, более склонных к слащавым "сериальным" сюжетам, которые чуть-чуть щекочут нервы, не касаясь сути.
Ребята заразили аудиторию своими раздумьями и переживаниями. Особенно аудиторию молодую - она на ура принимала каждый поворот сюжета, чувствовала каждый оттенок в отношениях персонажей. Исполнитель роли Рваного Хосров Налбандян был удостоен специальной награды артаваздовского жюри. Главную театральную премию в номинации "Лучший молодой режиссер" получил и Карапет Бальян. Правда, за другой спектакль.
НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ В СОЧИ КАРАПЕТ БАЛЬЯН РЕШЕНИЕМ ЖЮРИ был объявлен уже просто "лучшим режиссером", а студенты ереванского ГИТиКа - "лучшим актерским составом". В спектакле "Домой" обнаружился и "лучший актерский дуэт" фестиваля, и "лучший актер второго плана. Словом, победа! Победа, еще раз подтверждающая, что молодым деятелям армянского театра удается освоить тот театральный язык, на котором говорят их коллеги за пределами нашей страны и который волнует молодую же публику. А это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
"Нам много раз признавались, что для России тема нашего спектакля крайне актуальна, и спрашивали, насколько она "работает" в Армении. В принципе если проблема у нас не сильно озвучивается, это не значит, что ее не существует. Я даже знаю конкретные места, где тусуются подобные ребята, - говорит режиссер спектакля "Домой". - Кстати, мы поехали на фестиваль с субтитрами, спектакль ведь идет на армянском. Причем по армянской же привычке дособирали субтитры в ночь перед выездом - спасибо, друзья помогли. А после показа нас многие благодарили - мол, спасибо за проявленное уважение, но, признаться, мы очень быстро бросили следить за титрами, поскольку они отвлекали от спектакля, и поняли намного больше безо всякого текста. Зритель вообще принял наш спектакль бурно. Он был в числе тех трех-четырех спектаклей, которым буквально устроили овацию. И дальше на протяжении всего времени нашего пребывания там к нам все время подходили, узнавали, благодарили ребят за спектакль, даже просили видеозапись или хотя бы фрагменты, чтобы увезти с собой и предметно поделиться сильными впечатлениями".
И все-таки Гран-при из Сочи для нашей команды стали, наверное, не призы в номинациях, хотя недооценивать этот факт никто не собирается. Но есть событие поважнее. В Московском ГИТИСе ежегодно проводится фестиваль, близкий по формату "Пространству юных" - фестиваль "Станиславский. Начало". Так вот председатель жюри и профессор ГИТИСа Айдар Закиров авансом - ведь кто знает, каким будет следующий студенческий спектакль мастерской Цатурян - Бальян - пригласил будущую постановку на московский форум. Проявление доверия, которое дорогого стоит и которое возникает не просто так. Наши ребята это доверие заслужили.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-10-24 12:24
На экране панорамы земли армянской древние храмы и простоявшие сотни лет крепости сменяли друг друга. Люди, собравшиеся в зале, смотрели на кресты куполов, а кресты - на людей. Мужские голоса - звонкие, хриплые, проникновенные - читали молитвы, прося у Бога сил и вразумления, процветания своей страны, света души и просто света... С показа видеофильма "Молитва за Армению" началась в Культурном союзе "Текеян" торжественная церемония вручения ежегодной премии "Ваан Текеян", которая присуждается за достижения в культуре. В культуре с одной неукоснительной оговоркой - той, которая имеет армянское лицо.