"НЕ ХОЧУ БОЛЬШЕ СТУЧАТЬСЯ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ"
После бала: Ованес ГАЛСТЯН вернулся с кинорынка в Каннах
Режиссер Ованес Галстян, автор весьма успешного фильма "Сплетенные параллели" и руководитель продюсерской компании Parallels Film Production, совсем недавно вернулся с Каннского международного кинофестиваля. Уже пять лет он и его коллега Раффи Низиблян из креативного агентства Deem Communications едут участвовать в работах знаменитого кинорынка в Каннах (Le Marche Du Film), дабы привлечь к работе своих зарубежных коллег, найти необходимое финансирование для будущих проектов.
Напомним, что Ованес Галстян сейчас снимает свой новый фильм "Ремиссия". Режиссер и его группа находятся в активном творческом процессе. Однако ему удалось-таки выкроить время из своего плотного и насыщенного графика, и побеседовать о "каннских впечатлениях", системе современного кинематографа и актуальных тенденциях развития индустрии кино в мире.
- Вы уже в пятый раз побывали в Каннах. Насколько важен Каннский кинорынок для армянского кино? Какие перспективы он открывает? Как вы оцениваете эту площадку взаимодействия кинематографистов всего мира?
- Каннский кинорынок - самое значимое и влиятельное событие года в киноиндустрии. Ежегодно в Канны направляются более 11 тысяч кинопрофессионалов - производители, агенты по продажам, дистрибьюторы, представители фестивалей, фондов, комиссий... Все они нацелены на работу. В профессиональной базе данных есть контакты всех участников. Можете легко найти того, кто вам нужен, и тот, кому ваш проект интересен, обязательно откликнется на ваш запрос. Канны всем предоставляют равные возможности. Вопрос в том, насколько вы сами ориентируетесь на принципы, установленные сегодня в индустрии кино? Насколько разбираетесь в современном мире кино? Насколько ваша компания и ваша страна считают себя частью киноиндустрии? Если вы пытаетесь производить качественную кинопродукцию с авторской позицией для глобальной аудитории, тогда Канны – самое для вас место. Если же ваша кинопродукция нацелена только на локальный рынок вашей страны и на качество у вас нет времени, тогда, скорее всего, вам не следует тратиться и ехать в Канны. Лично я никогда не разделял киноиндустрию по национальным, религиозным, политическим или по каким-либо еще признакам. Для армянского кино Канны важны ровно настолько, насколько они важны для кино Франции или любой другой страны. Мы - часть единого культурного пространства и должны отстаивать свое место в палитре общеевропейской культуры.
- Что кинорынок в Каннах может нам дать в наших киноусловиях?
- Вопрос поставлен неверно. Вопрос не в том, что может дать нам Каннский кинорынок, а в том, что мы сами можем предложить кинорынку и, соответственно, получить от него. Есть люди, компании, страны, десятилетиями успешно получающие то, к чему стремятся. Но никто никогда не даст нам чего-то просто потому, что мы приехали и очень просим. В индустрии кино существуют правила и жесткая конкуренция. Мы должны научиться играть по правилам и создавать успешные, конкурентоспособные фильмы. Тогда мы сможем пользоваться услугами этого рынка. К кинорынку нужно тщательно подготовиться. Профессионал кино, который впервые собирается в Канны, вне зависимости от мастерства, опыта в кино, ну, или возраста, должен пройти некий мини-курс, эдакий тренинг: как подготовиться, с кем общаться, как распределять время и средства. Лично мне понадобилось время, чтобы понять, как все работает в Каннах. И я готов делиться с коллегами. В этом году наше правительство сократило финансовую поддержку для участия в Каннах. Надеюсь, это единичный случай и он не станет тенденцией. Отказ от участия в Каннах только усилит изолированность армянского кино от мирового кинопроцесса.
- Как сегодня в той же Европе координируются взаимотношения между кинематографистами с точки зрения чистой индустрии?
- Индустрия кино регулируется как на уровне общеевропейского законодательства, так и на уровне отдельных государств - членов Евросоюза. На поддержку кино выделяются средства от общеевропейского бюджета через фонды, например Eurimages -крупнейший в мире фонд поддержки кино, учрежденный Советом Европы и поддерживающий совместное производство. Государства по отдельности поддерживают свое автономное кинопроизводство, которое, опять-таки по идее, должно подчеркивать их национальную и культурную идентичность. Между странами подписываются договоры о совместном кинопроизводстве. Мы в Армении отстаем и в этом вопросе. Я сотрудничаю с партнерами из Франции, Германии, Болгарии, Мальты, Норвегии, Нидерландов. И, к сожалению, на межправительственном уровне ни с одной из этих стран у нас нет договора о совместном кинопроизводстве. Хорошей новостью можно назвать то, что в этом году Армения вошла-таки в Eurimages, а Закон о кино уже на стадии общественных дебатов. Надеюсь, что все будет двигаться в правильном направлении. И желательно не так медленно, как сейчас.
- А как опять же в Европе все происходит уже на деле - от заявки проекта до готового фильма?
- Для участия на Каннском кинорынке не нужно никаких заявок, достаточно заплатить за аккредитацию. Если у вас есть фильм и вы хотите демонстрировать его в рамках рынка, вы должны арендовать кинозал. Все! Но если мы говорим в целом, вне Канн, это очень объемный вопрос, в двух словах не рассказать. В октябре кинокомпания "Параллельс фильм" собирает небольшую группу молодых людей - двенадцать человек, чтобы проводить девятимесячный курс по режиссуре, кинодраматургии, продюсингу и продажам фильмов. В конце курса участники представят нам фильмы, разработанные в течение курса - малобюджетные короткие фильмы, возможно, только один кадр.
К нам на работу приходят молодые люди, закончившие государственные арт-вузы. И только у нас они начинают работать с текстом, анализировать сценарий, готовить съемку, разрабатывать производственный пакет... Элементарные, кажется, вещи. Я уже не говорю о принципах монтажа или работы с актерами. Этому у нас пока не учат. Поэтому мы и решили попробовать метод системного обучения. По крайней мере, мы хотя бы получим квалифицированных помощников для своих собственных проектов.
- Вы ехали в Канны, чтобы представить зарубежным партнерам свой будущий фильм "Ремиссия". Каковы результаты?
- "Ремиссия" - мой второй полнометражный фильм, и он необычайно важен для меня. Герои фильма, их среда, возраст, жизненные принципы, конфликты.... Я долго работал над историей, пока для себя не закрыл все вопросы. Я категорически не хочу делиться сюжетом. У фильма есть страница в социальной сети "Фейсбук", есть сайт кинокомпании, где желающие могут найти информацию. Скажу только, что схема производства и финансирования определена. Четыре страны входят в группу производителей: Армения, Франция, Болгария и Мальта. Такая компания, как ARRI - всемирный лидер по производству киноаппаратуры, является партнером и консультантом нашего проекта. У нас есть и агент по продажам - немецкая компания. В настоящее время наши партнеры в Болгарии и во Франции обеспечивают перевод всех материалов. У нас замечательная группа, и мы все работаем крайне воодушевленно.
- И все-таки, как нам соответствовать международным стандартам, заложенным в основу современной мировой киноиндустрии? Как правильно двигаться в этом направлении?
- Ответ заложен в самом вопросе. Нам просто нужно соответствовать международным стандартам. Кинопроизводство в Армении все еще регулируется по схеме, которая установилась в конце 80-х годов прошлого века. Только сегодня все намного хуже, потому что схема лишена финансирования советской эпохи. Нам необходимо изменить правила. В прошлом году наша кинокомпания передала правительству Программу по развитию кинопроизводства в Армении на 2015-2020 гг. Ноль ответа! Кинопроизводство не является приоритетной отраслью для нашего правительства. Сложно представляю нашего министра по экономике в Каннах или на "Берлинале" с призывом приезжать и снимать кино в Армении, где правительство принимает все меры для динамичного развития киноиндустрии. Именно так поступил, например, его грузинский коллега. И так сейчас поступают многие другие страны.
- Что нам нужно, чтобы и в Армении начала действовать мировая система кино в целом? Это касается и продюсинга, и маркетинга, и дистрибьюции, и всего остального.
- Я с грустью признаю, что наши чиновники никак не относятся к кинематографу и не верят в развитие отрасли. Для них кино – это черная дыра, которая поглощает средства из госбюджета и выпускает убогую продукцию, не становящуюся явлением ни на национальном, ни на международном уровне. А проблема в том, что они совсем не против такого состояния дел! Если Министерство культуры вдруг решится на реальное реформирование кинопроизводства, они прекрасно знают наше место и наш потенциал, мы поддержим и с удовольствием поделимся опытом. Но этого не происходит. И если честно, мне больше не хочется стучаться в закрытую наглухо дверь. Мне гораздо комфортнее на съемочной площадке.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-12 12:28
20-й Международный фестиваль детско-юношеских фильмов "Ролан" завершил работу. Он продлился всего 5 дней, с 5 по 9 ноября, но его охват был достоин юбилейной даты и стал демонстрацией масштабной деятельности, осуществленной за весь период жизни этого прекрасного праздника на отечественной кино-карте. Торжественная церемония закрытия фестиваля стала одним из ярких его событий. Одним - потому что каждый из фестивальных дней был полон взрывных мероприятий, которые вспыхивали морем детских улыбок, радости и счастья в разных уголках Армении. Ереван, Гюмри, Ванадзор, Гавар - детская и юношеская публика получили возможность не только окунуться в мир кино, создаваемый именно для нее и о ней, но и стать неразрывной частью культурной программы фестиваля.
-
2023-07-12 13:07
20-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в самом разгаре. Он открылся в воскресенье, 9 июля, и включает в свою программу множество самых разных ярких событий - встречи с режиссерами мирового класса, мастер-классы, выставки, производственные дискуссии и, конечно же, показы лучших фильмов как последних двух лет, так и из сокровищницы мирового кинематографа.
-
2022-11-30 12:19
В первый день зимы в Ереване зажжется экран Международного фестиваля женских фильмов «КИН», который в этом году пройдет в 19-й раз. Ценители кино, созданного режиссерами-женщинами, найдут в программе фестиваля продукцию на самые разнообразные темы – от женских мечтаний и проблем до шутливых историй про мужчин и политической сатиры.
-
2022-07-27 09:28
В рамках прошедшего в Ереване 19-го МКФ "Золотой абрикос" один из главных призов – "Серебряный абрикос" в номинации "Международное кино" был вручен полнометражной анимационной картине "Рассвет Авроры". Автор фильма, режиссер Инна Саакян (Германия) принимала награду под шквал аплодисментов – такой же, который охватил переполненный зал столичного кинотеатра "Москва" после показа.