Последние новости

150 И ОДИН ГОД

 

В августе 1921 года в Ереване и Гюмри почти одновременно создаются драмтеатры. В конце ноября прошлого года аджемяновцы в торжественной обстановке отметили свое 150-летие.

 

Как только не называют Гюмри: городом ремесел и искусств, армянских габровцев, большого спорта, мужчин и т.д. И в этих характеристиках нет ничего надуманного: невольно приходишь к выводу, что таким его создали наши прадеды - александропольцы, восприимчивые ко всему полезному и прекрасному. Для этого у них были замечательные примеры для подражания - Ани, Карс и Тифлис. 

НАХОДЯСЬ ПОЧТИ РЯДОМ СО СТОЛИЦЕЙ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ - АНИ, ГЮМРИ присвоил себе ее опыт деятельности в сферах ремесел, торговли и искусств. Надо сказать, даже монументальная архитектура Ани явно проглядывается в Гюмри: павшая во время Спитакского землетрясения церковь "Аменапркич" (уже восстановленная, осталась внутренняя отделка), создана Ардаром Мануком по образу и подобию анийского кафедрального собора. И в возведении своих других церквей наши прадеды использовали элементы анийского монументального зодчества. Гюмрийцам присуще обостренное чувство патриотизма: после того как варвары-азербайджанцы истребили в Джуге наши вековые хачкары, гюмрийские каменотесы и скульпторы по альбомам восстановили самые лучшие и уникальные из них. Сегодня эти шедевры малого зодчества стоят немым укором миру в гюмрийском сквере хачкаров.

В свое время благотворное воздействие на Александрополь оказал и Карс: параллели очевидны не только в застройке городов в виде сетки, в одинаковости сооружения Черной (Карс) и Красной (Александрополь) крепостей. (Кстати, из Черной крепости палила пушка, возвещая 12 часов дня), но и в обустройстве городского быта ремесленных гильдей, в организации образовательной системы.

В этом ряду особое место занимает Тифлис. Естественно, развитию этого города тогда уделялось повышенное внимание, так как в нем находилась резиденция наместников русского царя: здесь были сосредоточены культурные центры, в том числе и армянские, издавались газеты, пользовались успехом грузинские и русские драмтеатры, а в 1863 г. был основан и армянский драмтеатр.

Надо сказать, и до Полоза Мукуча и Цитро Алека александропольцы любили застольные шутки, анекдоты и юмористические наблюдения из реальной жизни. В этом плане больше всех преуспел Полоз Мукуч: он был зеленщиком, торговал на людном месте, на улице Кирова (ныне Рыжкова), отпускал прохожим и покупателям безобидные, но искрометные шутки. По рассказам отца, я знаю, что в его шутках не было похабщины и неуважения к человеческой личности. Кстати, Мукуч, будучи человеком честным, отзывчивым и щедрой души, на дух не переносил жмотов, прихлебателей, лжецов и т.д., нарекал их соответствующими прозвищами, именно от него и пошла эта традиция в Гюмри. И сегодня по прозвищам угадываешь, кто есть кто. Его любили и ценили и авлабарские армяне, часто приезжали, чтобы повидаться с ним, или приглашали к себе в Тифлис.

ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ПОСЛЕ ОСНОВАНИЯ В ТИФЛИСЕ ПЕРВОГО профессионального армянского драмтеатра офицер артиллерии российского воинского гарнизона в Александрополе Александр Мелик-Айказянц едет в Тифлис на просмотр спекталя в постановке артиста Геворка Чмишкяна. После просмотра он долго беседовал с артистом на предмет основания в Александрополе своего драмтеатра. Вернувшись домой, он для осуществления инициативы попросил градоначальника оказать ему содействие и выделить из городской казны несколько сотен рублей, но получил категоричный отказ: уездное начальство и царский наместник принимали в штыки создание культурных центров на местах. Тогда А.Мелик-Айказянц с этой же просьбой обратился к жителям города, собравшим 117 рублей, остальную сумму внес офицер из личных сбережений.

23 мая 1865 г. состоялась премьера трагедии Г.Кареняна "Шушаник", в городском клубе были заняты не только все посадочные места (125), но и добавочные, зрители до конца спектакля стояли, не шелохнувшись, вдоль стен. Говорят, триумф новосозданного драмтеатра был полным. С высоты сегодняшнего дня кажется удивительным, что город с населением 17 тысяч жителей так остро нуждался в собственном драмтеатре, что новоиспеченные артисты (местные учителя и люди словесного творчества) сумели сыграть почти на профессиональном уровне. Впрочем, удивительного тут мало: в Шираке всегда любили народные песни, сказания, соблюдали народные традиции, ширакцам присущи патриотизм и необузданное поэтическое воображение. Недаром говорят, что каждый третий гюмриец или поэт, или художник, или музыкант.

Интересно отметить, что первым режиссером драмтеатра стал исполняющий обязанности градоначальника Александрополя Вагаршак Шахатунянц. Становлению профессионального драмтеатра способствовало возвращение в родной город из Тифлиса Геворга Чмишкяна и то обстоятельство, что в 1933-1941 гг. его главным режиссером был Вардан Аджемян...

...С НАЧАЛА ПРОШЛОГО ГОДА АДЖЕМЯНОВЦЫ ВСТРЕЧАЛИ 150-ЛЕТИЕ своего родного драмтеатра конкретными делами. Директор гюмрийского драмтеатра им. В.Аджемяна Геворг Хачатрян рассказывает: "25 сентября 2015 г. для аджемяновцев начался 150-й по счету театральный сезон. Он начался проведением очередного армяно-грузинского проекта "Гамарджоба, мама", который аджемяновцы осуществляют с коллективом Тбилисского армянского театра им. П.Адамяна. Составлен короткометражный фильм, в котором наш театр представлен в историческом ракурсе, о нем издан иллюстрированный альбом, состоялись юбилейные вечера артистов Размика Бадаляна, Сусанны Багдасарян и Анаит Кочарян, были организованы выставки костюмов, фотографий, макетов, использованных театром в разных постановках. Задняя часть театра стояла заброшенной, мы соорудили сцену и поставили 100 кресел. Так что сегодня при нашем драмтеатре имеется и музыкальный театр".

Главным режиссером драмтеатра 2014 г. стал Людвиг Арутюнян, его кандидатуру на этот пост выдвинул бывший главреж аджемяновцев профессор Николай Цатурян. Л. Арутюнян говорит: "В настоящее время в нашем театре работают 5 режиссеров, кроме них постановки у нас осуществляют и режиссеры, приглашенные из театров республики, что дает нам возможность знакомиться с альтернативными представлениями  и подходами к творчеству. Так, в прошлом году один из ереванских режиссеров Артур Саакянц осуществлял у нас постановку пьесы "Король Лир".

27 ноября прошлого года на юбилейном вечере, посвященном 150-летию драмтеатра, было сказано немало о его заслугах в прошлом и в настоящем. Правительство отметило и заслуги гюмрийских артистов: многим из них было присвоено звание заслуженного артиста РА, а Размику Бадаляну - звание народного артиста РА.

Юрий АРУТЮНЯН, собкор "ГА" в Шираке 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕРОИЧЕСКИЙ ХОЛМ В ГЮМРИ
      2020-08-19 10:47

      10 лет назад, 20 августа 2010 года, в Гюмри состоялось открытие Холма чести, мемориального комплекса, посвященного русским офицерам, погибшим в русско-турецких войнах 1828, 1855 и 1877 гг., в котором приняли участие президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.