Последние новости

ТЕАТР ДЛЯ ДИРЕКТОРА

            Не прошло и полгода после материала, опубликованного в "ГА" в связи с кризисом в ереванском Государственном музыкальном камерном театре, возникшем после увольнения директором театра его художественного руководителя. Ту нашу беседу с главой художественного совета Музыкального камерного я назвала разговором оптимиста с пессимистом. Председатель худсовета был полон надежд - это не плохо, что кризис, ведь из кризиса всегда находится выход. Я скептически настаивала - "выхода" не будет, будет - как всегда. Иногда бывает очень обидно оказаться правой... Теперь директор уволил заместителя по художественной части и пиар-менеджера театра, а худсовет сам подал в отставку.

Анекдоты от Варданика

Звонит не очень большой начальник из Министерства культуры в самый большой театр страны.

- У ВАС ЕСТЬ ТЕАТР "СОРОК ДНЕЙ МУСА-ДАГА"?

- Нет, это театр им. Сундукяна, а не Муса-дага...

- Как то есть "нет"! Вот передо мной бумага!..

- У нас есть спектакль "Сорок дней Муса-дага", а театра нет!

- Какая разница. У министерства гости, завтра к часу или к двум - сообщу дополнительно - поставите этот театр, мы привезем гостей его смотреть!

Или... Впрочем, не надо "или" - сэкономим место на полосе. Хотя такие грустные смешные истории можно множить и множить. В бытность "главным специалистом по театру" Министерства культуры РА Вардан Григорян выдал столько подобных крылатых фраз, что хватило бы на сборник анекдотов. До сборника дело не дошло, но они передавались изустно под рубрикой "Анекдоты от Варданика -2". Если кто забыл, когда-то в ереванском фольклоре эти анекдоты шли отдельной статьей, как истории про Вовочку или Чапаева. Словом, работал себе Вардан Григорян, ходил по театрам, веселил народ, за что к его ценным театральным инициативам относились снисходительно. В общем, все шло путем, пока в один злосчастный день Вардана Григоряна не назначили директором Государственного музыкального камерного театра.

Не было у бабы проблем - купила баба порося

А ведь "порося" в виде нового директора Музыкальному камерному было явно ни к чему - у него и без того было достаточно проблем. Долгое время театром руководил актер и режиссер Давид Акопян, при котором попытки делать музыкальный жанр прекратились. Остался очередной драматический театр, художественными достижениями не блещущий, откровенно говоря, как бы не вписывающийся в общий театральный контекст. Потом Давида Акопяна убрали и привели нового директора...

ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ОЧЕВИДЦЕВ, ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ АРМЕНА Меликсетяна министр культуры Асмик Погосян вызвала Вардана Григоряна на ковер и устроила ему жесткий разнос с призывом не зарываться. А в отсутствие худрука вселить в театр творческую жизнь был призван худсовет, который возглавил председатель Национальной театральной ассоциации Ара Хзмалян, а в состав совета вошли Нарине Григорян, Ваан Бадалян, Григор Хачатрян и прочие - в общем, цвет современной театральной режиссуры. Перед худсоветом была поставлена задача создать в театре нормальный репертуар, для чего следовало привлечь сюда качественно новые силы, проследить за обновлением технической базы театра, само название которого претендует на живое музыкальное исполнение, а главное, вывести его из той изоляции от профессиональной среды, в которой он оказался.

На практике речь должна была идти о постановках на этой сцене нашими талантливыми молодыми режиссерами - членами худсовета, о приобретении по мере возможности микрофонов, света, словом, всего того, без чего не бывает современных музыкальных спектаклей. Все предложения, выдвигаемые худсоветом, принимались единогласно и при поддержке коллектива. За одним исключением - директор Вардан Григорян был против. Против он был активно. И не только на собраниях. Опять же по свидетельствам очевидцев, саботировал любые попытки поставить на сцене Музыкального камерного современный профессиональный спектакль - спектакль вне его художественных воззрений. Быстро разобрался с приглашенным в театр на постановку успешным молодым хореографом с санкт-петербургским образованием Аидой Симонян. Наконец, уволил заместителя по творческой части - опять же молодого, но очень компетентного, и пиар-менеджера. За нелояльность к его, директора, деятельности.

Опять собрались у министра. Худсовет заявил о желании подать в отставку в связи с невозможностью работать при таком активном сопротивлении. Асмик Погосян метала в директора громы и молнии. Директор оставался бесстрастен и только повторял: "Я не уйду. Можете - увольняйте". Легко сказать...

"Се ля ви!"

"Как руководитель общественной организации, как специалист, как налогоплательщик я считаю - мы не имеем права иметь такого директора, как Вардан Григорян. То есть отдавать какую-то часть бюджета, чтобы иметь такую ситуацию.

ЭТОТ ТЕАТР ПОЛНОСТЬЮ ВНЕ НАШЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. А актеры настолько привыкли к этому безобразию, что готовы замену лампочек в гримерках или чистый туалет считать верхом директорской заботы, - считает Ара Хзмалян. - За полгода театр не смог приобрести хотя бы один микрофон или заплатить специалисту 80 тысяч гонорара! На одном из заседаний худсовета Вардан Григорян заявил: "Вот увидите, этот совет работать не будет" - и достиг своей цели. Хотя меня волнует не столько он, сколько тот факт, что у нас есть, реально есть очень много одаренных людей с замечательными идеями, которым негде эти идеи реализовывать. Так почему бы не предоставить эту площадку им?"

Известно, почему. В Музыкальный камерный театр Вардана Григоряна назначали не просто так. Это назначение - о чем знали все посвященные - носило характер социальной помощи. Личных финансовых проблем будущий директор не скрывал - какие-то неоплаченные кредиты, квартира за долги и прочий актуальный малый джентльменский набор. Вот и в театре помимо конфронтации "директор - худсовет", кажется, наметилась еще одна - директор и актеры, которые лоханулись и выступили в каком-то банке гарантом ссуды под личные директорские нужды. Это все грустно и понятно.

Не понятно другое. Зачем министерству, которое знало, почему и для чего оно назначает бывшего коллегу на директорскую должность, понадобилось направлять в Музыкальный камерный сначала Меликсетяна, а затем худсовет? Как справедливо заметил Хзмалян, театр - маргинальный и, не появись в нем профессионалы, никто бы и не заметил синекуры. А в таком раскладе и интерес товарища обрести, и честь соблюсти было явно невозможно. Вот и получился кикс с продолжением.

В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮТ, ЧТО ЗАРАБОТАЛИ СЕБЕ большой геморрой, ставят Вардана Григоряна в угол и на кукурузу, а поделать ничего не могут - мол, для увольнения директора нужны основания. Куда уж большее основание, чем почти два года творческого простоя, за который директор несет прямую ответственность?! И тут рискну выдвинуть вариант - так, в качестве версии. "Один мой знакомый, покойник, сказал: я слишком много знал", - говаривал персонаж культовой кинокомедии... Так вот не все так удачно складывается, и не всегда те, кто слишком много знал, становятся покойниками. А Вардан Григорян проработал в Министерстве культуры не один год. Ну вы меня поняли... так что в приватных разговорах его могут сколько угодно прикладывать фейсом об тейбл - дальше этого дело не пойдет. И профессионалы могут сколько угодно кричать о некомпетентности, о невозможности передачи на откуп чьим то личным проблемам целого государственного театра - директор будет сидеть. Нет-нет, вы меня не так поняли - он будет сидеть в своем директорском кресле.

"Почему бы не отдать это здание, кстати, тоже Государственному театру пантомимы? Реально хороший театр, делает качественные спектакли, а сколько лет ютится на территории ТЮЗ-а?" - предлагает Григор Хачатрян, член уже бывшего худсовета. Вопрос резонный. И - риторический.

"Вардан Григорян открыто заявляет, что останется в театре до тех пор, пока не решит свои финансовые вопросы. Но я надеюсь, что большое письменное обоснование, которое я направил в Министерство культуры, публикации в прессе - те мессиджи, которые мы отправляем в отвечающую за культуру высокую инстанцию, не могут остаться без ответа", - надеется Ара Хзмалян.

Ара опять оказался оптимистом. А я - так уж распределились в этой пьесе роли - снова буду скептиком. И допущу мысль, что Вардан Григорян останется в театре и после завершения своих финансовых проблем - дай бог ему их решить - и будет сидеть долго-долго. Почему бы нет? Ведь это такая пьеса - называется Cest la vie! ... Вот пишу и думаю - а ведь как приятно будет оказаться неправой!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.