Последние новости

У КАМНЯ В СОКРОВЕННОЙ ГЛУБИНЕ...

Для него словно нет возраста, будто и нет течения дней, они всегда заполнены работой, полны огня, задора жизни, эдакого, как говорил классик, "черт побери", которое горит в крови и будоражит. Конечно, чисто внешне он не мог не измениться, поседел, да и силы, видимо, уже не те: годы есть годы, и им подвластны все. Но, по сути, он не изменил ни одной своей привычке: засиживается до глубокой ночи с интересным собеседником, мчится за сотни верст на открытие нового памятника, работает так, как может работать, наверное, только он, Фрид Согоян. Делает он это не из бравады, не из желания доказать что-либо себе или другим, не из пренебрежения к жизни, которую отчаянно и неистово любит, а потому, что такой вот Фрид Согоян его устраивает, никогда не подведет, и, стало быть, не надо что-либо менять в себе. Всем своим творчеством и образом жизни он утверждает излюбленную мысль о том, что мудрость - это умение и в старости сохранить непосредственность восприятия мира.

ОДИН ИЗ САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ СКУЛЬПТОРОВ (ОН СЕЙЧАС ЖИВЕТ В МОСКВЕ), ФРИД СОГОЯН - пример бесконечного поиска в искусстве, неустанного труда, высочайшего мастерства. Повышенный интерес к его искусству объясняется яркостью и своеобразием его блестящего таланта, всегдашней устремленностью вперед, страстным желанием увидеть в настоящем контуры искусства будущего.

Каждый памятник или скульптурная композиция мастера становится событием в художественной и общественной жизни той страны, где они появляются. Это неудивительно: Фрид Согоян не возится с пустяками, не эстетствует, а берет главное, то, что затрагивает всех людей. И это подается в его работах на высоком эмоциональном накале, властно вовлекающем зрителя в сопереживание.

Во вселенной Сагояна можно немножко оторопеть, высоко воспарить, а можно со светлой грустью задуматься о проблемах нашего бытия. Не нужно бояться чувств, обуревающих при взгляде на его работы: памятники оставленным могилам - в Москве, павшим воинам, солдатской матери - на Прохоровском поле, "Восход" - в Армении, жертвам репрессий - в Москве, "Каховчанка" - в Каховке, "Созидатель" - в Артике...

Образы Фрида Согояна с трудом поддаются словесному переложению. Выразительность его работ сосредоточена в одухотворенности движений, выражающих чувства, в сдержанности моделировки, опускающей частности и выявляющей главное. Их гуманизм - в возвышенной простоте образа человека, их классичность - в гармонии правды и обобщения, их современность - в отсутствии канона и интереса к живой красоте обыкновенного человека. Его работы - воплощение красноречивого безмолвия пластики, основанной на глубоком знании законов природы и законов ваяния. Вот почему образы Согояна бессмысленно описывать: нельзя словами вызвать переживания пластической гармонии статуи и тем более заметно облагораживающее, как считали древние, воздействие правдивой скульптурной формы на человеческие чувства.

             Произведения Ф.Согояна вызывают поэтическое представление о простом и естественном, как сама природа. Но поэтичность эта особого свойства - в ней мало каких-либо внешних примет. Поэтому большое содержание его работ по-настоящему раскрывается только в процессе восприятия их пластических качеств.

  Работа Фрида СогоянаЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ПАМЯТНИК "ДЕВУШКА С КУВШИНОМ" В ЕРЕВАНЕ (БРОНЗА) и не радуетесь тому, как прекрасно может быть движение человека, совершающего, казалось бы, самое обыденное, от вас ускользнет и мысль скульптора о мудрой гармонии человеческого тела; если вы не любуетесь одухотворенностью формы в спокойно стоящей фигуре девушки (памятник чулочнице в Гюмри), не замечаете, какой она обладает весомостью, упругостью, наполненностью формы, вы не почувствуете содержательности работы. Только оценив высокий "слог" скульптора, создавшего композицию "Форсирование Днепра", удостоенную в 1984 году Ленинской премии, и богатство мысли в разработке героической темы, можно в полной мере почувствовать в образе - символе освобожденного народа торжество поступи истории. Эта центральная композиция мемориального комплекса "Украинский Государственный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." стала одним  из самых эмоционально насыщенных монументов, созданных в память о Великой Победе над фашизмом. Эта работа, так же как и другие монументальные произведения, посвященные теме Победы, - высокопатриотическое искусство, дышащее благородной силой. Оно утверждает высокие этические идеалы, которые столетиями вдохновляли лучших представителей культуры: чувство сопричастности жизни Родины, ее истории, судьбе.

Согояну удалось сконцентрировать в памятнике целый комплекс общественно-гражданских и морально-этических проблем, придать ему большую эмоциональную глубину, трагическую мощь и лирическую взволнованность, наполнить живым, остросовременным содержанием. Ведь чувства, переживания, запечатленные в памятнике, раздумья, мысли, их породившие, удивляют, тревожат нас помимо всего и в силу своей общечеловеческой значимости. Композиция поражает совершенством и классической выверенностью формы, логикой каждого движения и поворота, образной выразительностью.

               Своя концепция героического образа сложилась у Сагояна очень рано и как-то удивительно быстро, еще в процессе работы над проектом памятника Степану Шаумяну в Ереване, памятника воинам - рабочим чулочной фабрики, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Позже концепция эта осложняется, уточняется, обогащается. Концепцию эту отличают обобщенно-символическое видение образа героя, глубокий историзм его понимания. В основе концепции также психологическая острота, внутренняя динамичность, сила драматического переживания. Памятники Согояна на военную тематику - это не просто дань уважения, вечной признательности соотечественника к тем, кто завоевал для нашего народа мирную жизнь, но еще и попытка осмыслить значение факта Победы народа в кровавой борьбе с фашизмом. Согояну удалось создать произведения на эту тему по-настоящему интересные, неожиданные и оригинальные по образно-пластическому строю, глубокие по содержанию, сложные по настроению, находящие живой отклик в сердцах его соотечественников именно потому, что так объемно, широкомасштабно и в то же время очень взволнованно отнесся он лично к своей задаче.

  Работа Фрида СогоянаПРИЧУДЛИВО, НО С НЕСОКРУШИМОЙ ЛОГИКОЙ СОЕДИНЕНЫ В ЕГО ИСКУССТВЕ противоречивые приметы времени - приверженность гуманистической традиции и смелые прорывы в будущее. Он никогда не был пленником эксперимента, но и не был рабом академизма. Высокий артистизм, особая духовная утонченность восприятия, идущая от национальных традиций, и вели к созданию стиля, который в многоликой пестроте искусства XX века и начала нового тысячелетия выделяется своей неповторимостью и своеобразием.

Одухотворен и прекрасен могучий, патетически страстный, грозный "Созидатель". Он лепит гиганта с мышцами, напряженными до крайности, - символ раскрепощенного человека. С большим напряжением души, с максимальной волевой собранностью скульптор подчиняет своей воле камень, туф. Среди прилизанной, фотографически плоской, возникающей из формовки казенной скульптуры этот великан с мощными мускулами кажется пришельцем из другого мира. Он весь - протест, гимн силе.

Гюмри - родина мастера. Он здесь родился, здесь родилась любовь к искусству, которому он впоследствии посвятил всю свою жизнь. Своими первыми учителями Согоян считает гюмрийских мастеров-каменотесов, у которых многому научился. "Становился рядом с ними, смотрел. Они давали камень в руки и учили работать". Конечно, выбору профессии способствовала и атмосфера дома. "Мама, Елизавета Стемпель, была первым директором театра в Ленинакане, отец, Мкртыч Согоян, был связистом и большим любителем искусства. Гюмри ведь большая энциклопедия мастеровых. Потом я учился на отделении скульптуры Ереванского художественно-театрального института, где преподавали великие Ара Саркисян, Григорий Агаронян, Александр Шакарян... Они были следующими после гюмрийских мастеров-камнетесов моими учителями".

                Однако искусство скульптуры не сводится только к развитию национальных традиций. В нем явственно ощущаются и связь с античностью, глубокое знание классического искусства Запада и современных достижений мастеров монументального искусства.

ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ ОН РОДИЛСЯ, КОТОРУЮ ЛЮБИТ И КОТОРУЮ НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЕТ, в последнее 20-летие словно открылась для него заново - не с высоты человеческого роста, а с космической, гигантской высоты. В работы, посвященные родному городу, мастер внес всю свою любовь к жизни, все свои старания и все свои знания.

Великолепен памятник "Мать-Земля" ("Армения"), установленный в Вашингтоне в 1991 году неподалеку от Белого дома, посвященный жертвам землетрясения. В родном городе скульптора, Гюмри, есть памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Во время землетрясения он пострадал. Скульптор считает, что он должен сохраниться именно таким, молчаливым свидетелем ужасной трагедии.

Скульптуры Согояна, не говоря уже о портретах, наделены яркой характерностью образов, придающих их бытию живую конкретность. Достаточно вспомнить его гюмрийского дудукиста с внуками. Эту работу, по признанию мастера, он сделал с огромной любовью и подарил Шираку. Что в ней поражает? Впечатление покоряющей непроизвольности движения, столь естественной в человеке и, увы, редкой в современной скульптуре.

            К высокому перевалу подходит жизнь выдающегося мастера. Но он продолжает дело своей жизни, словно не замечая этого. Он и сейчас, в свои без малого 80 лет, настолько молод и силен, что все еще продолжает совершенствоваться, и руки его не утрачивают ощущения объема, и форма продолжает, по его собственному выражению, "заполнять ладонь руки", и глаз не изменил ему в чувстве пластики.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25
      1928

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • "БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ – ВОТ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ"
      2022-01-17 10:14
      3616

      Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.

    • РАЗОМКНУТЬ ЗАБВЕНЬЯ КРУГ
      2022-01-11 08:51
      4292

      Сумею ли я ответить на вопрос о том, что нового внес в армянскую музыку Юрий Казарян без помощи самого композитора, уехавшего из страны в начале 90-х годов? Не сумею. Я всегда испытываю некоторую робость перед музыковедами, великолепно помнящими, кто на кого и когда повлиял, что из чего "вытекает". Мне приходилось постичь все это в основном чистой практикой, постоянным общением с разными музыкантами, заинтересованным наблюдением за работой многих из них, за радостями и горестями их побед и поражений.

    • ЧТОБЫ ПОБЕДИЛА ДОБРАЯ СКАЗКА
      2021-12-27 10:05
      7514

      Премьера балета "Щелкунчик" И вот она состоялась - эта постановка " Щелкунчика" П.И.Чайковского, о которой в последнее время столько говорили. Много лет назад балет этот был поставлен силами учащихся Армянского хореографического училища. Но в репертуаре Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова спектакль не значился.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • БЮСТ ХАЧАТУРЯНА В МУЗЕЕ КОМПОЗИТОРА
      2021-09-14 10:05
      4189

      В мире немало памятников и скульптур, посвященных выдающемуся композитору Араму Хачатуряну. Каждый из авторов скульптурных образов Арама Ильича по-своему передал особенности его натуры, волевой характер, горение музыкой.

    • ВЕЧНО ЖИВОЙ РОДНИК (Видео)
      2021-08-16 10:15
      5211

      Вчера одной из самых ярких личностей в музыкальной культуре - народному артисту России, лауреату Государственной премии СССР, композитору Микаэлу ТАРИВЕРДИЕВУ исполнилось бы 90 лет. Его музыка, удивительно живая, самобытная, - замечательный вклад в культуру не только России, где он творил и стал выдающимся композитором, Грузии, под небом которой он родился, Армении, сыном которой он являлся, но и всего мира, где звучит его музыка.

    • ПРИЧАСТНЫЙ К ТАЙНАМ
      2021-06-19 05:27
      9224

      В июне этого года Ара ШИРАЗУ исполнилось бы 80 лет Жизненный путь народного художника, лауреата Государственной премии Армении Ара Шираза завершился 7 лет назад. Но, как верно замечено, разве путь настоящего художника кончается какой-нибудь датой, даже датой смерти?! Ничего окончательно разрешенного в искусстве нет и не может быть.

    • ТВОРЧЕСКИЙ КОД ГАРЕГИНА ДАВТЯНА
      2021-03-26 10:52
      5393

      С творчеством скульптора Гарегина Давтяна знаком чуть ли не каждый ереванец. Достаточно вспомнить созданный им памятник Нансену на перекрестке улиц Абовяна - Московян, бегущего Гермеса при входе в Торговый центр "Сурмалу", бюст Галуста Гюльбенкяна на одноименной улице, памятные доски Егише Чаренцу у гостиницы "Ереван" и Эдуарду Исабекяну - на проспекте Саят-Новы и другие работы, отличающиеся индивидуальным стилем, детальной продуманностью, ассоциативной сюжетностью и большим талантом.