Последние новости

КОГДА МЫ БЫЛИ МОЛОДЫМИ…

Литературной газете Союза писателей Армении "Гретерт"- 10 лет

В этом году исполняется 10 лет со дня основания молодежной литературной газеты "Гретерт", основанной на базе "Гракан терт" Союза писателей Армении. Для общего литературного поля и особенно поколения молодежи, выросшей в условиях свободы и независимости, а по сути новой государственности, газета эта стала действительно уникальной возможностью писать и печататься, встречаться с читателем и в конце концов состояться. 

НА ПРОТЯЖЕНИИ 10 ЛЕТ "ГРЕТЕРТ" БЫЛА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСОЙ ДЛЯ ЛИТЕРАТОРОВ, которые  сегодня издают не первую книгу, и их работы переводят на разные языки мира. Но главное - газета сплотила все эти молодые силы вокруг себя, создала как область взаимодействия, так и прочную человеческую дружбу. Об идее основания газеты, ее развитии и трансформациях и о молодежной литературе в целом мы беседуем с литературоведом, главным редактором издательства "Антарес" Аркмеником НИКОГОСЯНОМ, человеком, который с самых ранних пор был внутри газеты, готовил к изданию каждый ее номер, анализировал, осмыслял литературу новой независимой Армении.

- Создать отдельное издание, в котором начали печатать исключительно работы молодых - это личная инициатива или требование времени?

- Действительно, это был зов времени. Когда Левон Ананян стал председателем Союза писателей Армении, он очень поспособствовал, чтобы в той же газете "Гракан терт" печатали работы молодых. Так повелось с 2001 года. Тогда несколько молодых писателей стали членами союза, печатали свои книги, пошло такое мощное течение, своеобразный бум, феномен поколения свободной и независимой государственности. Именно с этого времени мы - молодые прозаики, поэты, литературоведы собирались в Круглом зале Союза писателей, организовывали интересные встречи. Помню, как много людей к нам приходило, бывали литературные вечера, жаркие обсуждения, дискуссии. В нас тогда было очень много энтузиазма. Мы много встречались, много общались, обменивались мнениями. Все это было не как сейчас, когда почти все стало виртуальным. Тогда не было социальных сетей и даже компьютеры были в доме не у каждого. И во все этом было много настоящего, живого. Я сейчас вспоминаю все это с ностальгией. Тогда в союзе была такая газета "Сатирикон", которую редактировал Гурген Ханджян. Он очень хотел, чтобы появилась отдельная газета, специально для молодых, чтобы у них было свое пространство, отдельное от старшего поколения армянских авторов.

- А как развивалась газета? Какие были трансформации и преобразования?

- Газета была основана в 2006 году. В сентябре мы планируем торжественно отпраздновать этот значимый для всего нашего литературного поколения юбилей. Газета издавалась раз в месяц на 16 страницах. Помню, самый первый номер мы отвезли в Цахкадзор, на наши регулярные литературные сборы в писательском пансионате. У нас с самого начала была прекрасный фотограф Анаит Айрапетян, которая все время всех фотографировала, и мы печатали эти фотографии, большие, на всю полосу. Затем уже она за них получила молодежную премию президента РА. Вы не представляете, какой это был фурор, какое воодушевление. Когда уже в 2011 году мы отмечали 5-летие "Гретерт", посчитали, что за эти годы у нас было более 200 авторов. Хочу назвать их имена - Арам Пачян, Грачья Сарибекян, Артавазд Егиазарян, Ашот Габриелян, Эдуард Аренц, Асмик Симонян, Мане Григорян, Армен Оганян, Лилит Карапетян, Нара Варданян, Ованес Текгезян, Карен Анташян, Анна Давтян. А сегодня их, наверное, уже больше 300. Я уже  тогда был уверен, что в литературу входит крепкое поколение. Поколение писателей, которым есть, что сказать людям. И старшее поколение подготовило для них крепкую почву. Фактически именно с их произведений началась литература свободы и независимости. Это люди без советских штампов и комплексов. Да и потом им повезло. Рядом были литературоведы, литературные критики, тоже молодые. Асмик Акопян, Ваграм Даниелян, Армен Аванесян, Айк Амбарцумян, я - мы постоянно читали произведения авторов, обсуждали, дискутировали на эти темы, писали рецензии, аналитические статьи.

- А в каком состоянии находится газета "Гретерт" сегодня?

- Все мы повзрослели, обзавелись семьями. Теперь у всех нас более или менее стабильная работа, мы содержим наших детей. Жизнь у нас, так сказать, сложилась и устоялась. Нас засосали рутина, быт, заботы. И как-то не хватает времени собраться, подискутировать. Даже писать редко удается. И, понятное дело, идет уже новое поколение молодежи. Хотя могу сказать, что что-то такое человеческое в них все-таки потеряно или отсутствует. Им не хватает "здорового образа жизни" - живого общения. Они более зациклены на виртуальном пространстве, живут в интернете, зависимы от своих планшетов и смартфонов. Вся их жизнь будто бы связана с техникой. Да и творчество тоже. Они набирают текст повести или пишут стихотворение на компьютере, моментально, даже не отредактировав, не задумываясь и не вдумываясь выставляют все это в сеть и ждут "лайков", комментариев и всего подобного. У них много амбиций, причем зачастую необоснованных. Все они эгоцентрики. Вся эта виртуальность - грустно. Ведь это всего лишь иллюзия. Литература - это зеркало жизни. Она отражает все то, что происходит в обществе. Сегодня наш социум живет в глубокой апатии. Он перестал что-либо чувствовать. Эмоции, переживания отошли на задний план. Люди не скучают друг по другу, не любят по-настоящему. Все бесконечно одиноки. И трагедия в том, что состояние это они уже больше не воспринимают. Это как в анекдоте про радио. Если пять дней включать его громко под ухом,  на шестой оно уже не мешает.

- А какова роль писателя в жизни такого общества?

- Наше общество сегодня погрязло в глубоком болоте. Это насаждается и сверху. Но роль писателя - как и роль любого другого гражданина Армении, будь он плотник или пекарь. На самом деле проблема в самом обществе. Люди сегодня не читают книг. Например, некоторое время назад наши писатели активно писали о проблемах нашей армии. Но общество всколыхнулось на эту тему совсем не из-за их повестей или романов, а из-за репортерских расследований. А ведь в литературе это было уже давно. Надо было читать. Не читают современную литературу и не знают, а потом говорят, что ее нет. Необходима  переоценка ценностей, трансформация разума.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…