Последние новости

ВЕЧНО ЖИВОЕ ИМЯ

К 125-летию со дня рождения Рубена ДРАМПЯНА

Несколько лет назад на фасаде здания Национальной галереи Армении была установлена мемориальная доска, посвященная ее директору - Рубену Григорьевичу Дрампяну. Это одно из самых дорогих для нашего народа имен. Это постигается как-то сразу, стоит только представить все то, что им сделано для своей страны. По мере того как неумолимые годы отделяют нас от поры общения с Рубеном Дрампяном, становится ясно, что он по праву считался одним из самых значительных деятелей отечественной культуры. 

КРУПНЕЙШИЙ МУЗЕЙНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО И ГЛАВНОГО МУЗЕЯ изобразительных искусств Армении, историк искусств, один из основателей отечественного искусствознания, видный художественный критик и выдающийся педагог, воспитавший не одно поколение искусствоведов. Значение Рубена Дрампяна для культуры Армении невозможно переоценить. Это личность, благодаря которой Армения сегодня может гордиться наличием одной из лучших картинных галерей огромного пространства культуры советского времени, в которой он любовно и трепетно собрал произведения ярчайших представителей армянской живописи.

Р. Дрампян боролся за новаторство, за яркий изобразительный язык, за богатство средств выражения. Декоративная манера письма, яркие красочные контрасты считались тогда формализмом, а импрессионизм новым течением в искусстве. Р.Дрампян шел, прорубая путь новому содержанию и форме, ушибаясь и радуясь. И это был его путь, трудный путь, который он сам выбрал и которому не хотел изменять. Он прожил без малого целый век, прожил жизнь, наполненную работой, идеями, дружбой с лучшими людьми эпохи. Рубен Григорьевич родился в Александрополе, учился в Тифлисской гимназии, затем на юридическом факультете Московского университета. Профессия юриста не привлекала молодого Р.Дрампяна. Смысл своей жизни он видел в служении искусству. Это привело его в Русский музей, где он работал до возвращения в Армению.

Может быть, определенную роль в подобном направлении интересов Рубена Григорьевича и его художественных вкусов сыграла дружба с выдающимися представителями искусства. Рубену Григорьевичу посчастливилось встретиться с большими мастерами начала века, искрометный талант которых подчинял и захватывал всех, кто с ними соприкасался. Он свято чтил их память. Знакомство с ними оставило след на всю жизнь. Среди них выдающиеся живописцы Мстислав Добужинский, Константин Сомов, маститый художник-искусствовед Александр Бенуа, которого Рубен Григорьевич считал своим учителем.

Р. Дрампян был близок с Е.Татевосяном, М.Сарьяном. Вот в каком созвездии художников развивался и формировался вкус искусствоведа. Каждая встреча с новым художником не проходила для него бесследно. Тем более значительна роль тех, кто общался с ним в течение многих лет.

 Рубен ДрампянБОЛЬШУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ИНТЕРЕСОВ СЫГРАЛА И АТМОСФЕРА ТОГО ВРЕМЕНИ. Это был период стремительного взлета русского музыкального гения, расцвета театра, живописи, поэзии. В те далекие дни в искусстве закладывались основы многих последующих открытий. Это была эпоха людей активных, деятельных, воображением и руками которых складывалась художественная жизнь. Такими, как А.Таманян, М.Сарьян, А.Спендиаров, А.Гюрджян, А.Коджоян рождались новые вехи искусства в Армении, открывались таланты. Они несли отсвет своей эпохи.

Как Р.Дрампян оказался в Ереване? Как-то в Русский музей в 1924 году зашел Александр Таманян и вместе с Рубеном Григорьевичем долго ходил по залам и потом заметил: "Почему вы здесь, тут и без вас достаточно хороших специалистов. Поезжайте в Армению, там вы будете нужнее". После некоторых раздумий - а Дрампян не раз возвращался мыслями к родной земле - предложение Таманяна было принято.

И вот он в Ереване. Заведует художественным отделом исторического музея. Коллекция картин была очень скудной. Началась неимоверно трудная работа по собиранию новых работ. Р.Дрампян обладал удивительным чутьем на подлинное искусство, художественное качество вещи. Порой ему достаточно было взглянуть на холст, чтобы отличить руку мастера от подделки или установить школу или время создания произведения. Чувство ответственности за судьбу галереи принимало у него характер личного долга.

В 1932 году, возглавив Картинную галерею, Рубен Григорьевич одну за другой открывает экспозиции новых поступлений. При нем галерея приобрела полотна Репина, Сурикова, Васнецова, Касаткина, Перова, Крамского, Тропинина и других выдающихся русских, известных западноевропейских мастеров, а также классиков армянской живописи - А.Овнатаняна, В.Суренянца, Г.Башинджагяна, Е.Татевосяна, М.Сарьяна... Об этих днях он вспоминал как об одном из самых плодотворных периодов своей деятельности. Как радостно было ему вносить исправления в ошибочные определения или просто держать в руках ту самую вещь, тот самый холст, которых когда-то касались руки Тинторетто, Фрагонара, Курбе...

Рубен Григорьевич пользовался огромным авторитетом у художников, считавших для себя большой честью, если он приобретал их работы. Осознавая всенародное значение создаваемой коллекции, каждый из них нередко был готов поступаться личными интересами ради возможности быть представленным в галерее.

  ВаснецовР. ДРАМПЯН НАЛАЖИВАЕТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ, редактирует научные издания, консультирует, выезжает на экспертизы, выступает с докладами. Им были организованы первые персональные выставки в Ереване работ Е.Татевосяна, А.Бажбеук-Меликяна, Эд.Шаина. По личной просьбе Дрампяна Шаин присылает свои картины для выставки, а потом их дарит нашему музею. По инициативе Дрампяна Лидия Дурново делает копии с древнейших фресок, издает огромный труд по армянской миниатюре.

Все это Дрампян делает самоотверженно, с необычайной скромностью. Именно благодаря ему сейчас невозможно представить нашу галерею без таких шедевров, как "Натюрморт" Питера Класса, "Пейзаж" Яна ван Гойена, "Снятие с креста" Ван Дейка, "Восточная сюита" Кандинского, "Натюрморт" Фалька, "Мальчик с петухом" Н.Гончаровой.

Музейное строительство проходило в трудных условиях. Не хватало научных работников, и Рубен Григорьевич сам берется готовить кадры. Много сил отдавал Дрампян преподавательской и научной работе, долгие годы работал ведущим научным сотрудником Института искусств АН. Его книги свидетельствуют о высоком профессионализме искусствоведа, давшего объективную многогранную оценку творчеству многих крупнейших мастеров живописи.

Р.Дрампян - автор нескольких книг, монографий, бессчетного количества статей, обзоров, рецензий. В своей критической деятельности он стремился к осмыслению художественных явлений, их соотношению с процессами и тенденциями самой жизни. Его монографии стали свидетельством высокого профессионального уровня критика-искусствоведа. Войти в художественный процесс, но не раствориться в нем, понять его трудность, заблуждения и иметь мужество и профессиональное мастерство, чтобы до конца оставаться объективным, сохранить высоту критерия и учитывать особенность конкретной художественной практики - вот чего добивался Рубен Григорьевич. Он не хотел довольствоваться ни мнимым авторитетом никогда не ошибающегося мастера, ни ролью пассивного регистратора фактов, одинаково легко принимающего все и теряющего эстетические принципы. Многоплановый глубокий анализ дан творчеству М.Сарьяна, в книге о Е.Татевосяне ощущается желание раскрыть творческий процесс изнутри, показать читателю те огромные психологические сложности, которые преодолевает мастер по пути к цели.

С подлинным вдохновением написаны монографии об А.Бажбеук-Меликяне, А.Коджояне, А.Гюрджяне. Многие его работы насыщены большим фактическим материалом, ценность которого все больше будет возрастать. Можно напомнить, как много сказано Дрампяном о портретном жанре, как верно и глубоко оценил критик особую роль А.Овнатаняна в армянском искусстве в своих работах. Особенно ценна монография ученого, изданная после его смерти решением ученого совета галереи его дочерью - ведущим научным сотрудником Института искусств РА Ириной Дрампян.

 Акоп ОвнатанянНАСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС РУБЕНА ДРАМПЯНА К АКОПУ ОВНАТАНЯНУ определился еще в начале 30-х годов прошлого столетия. Мыслями о творчестве художника щедро делится человек, который много лет подряд пытался проникнуть в тайны его искусства, был первым собирателем полотен мастера, составивших замечательную коллекцию нашей галереи, первым пропагандистом, способствовавшим мировой славе художника. Коллекция, собранная усилиями Рубена Григорьевича, приводила в восторг многих авторитетных деятелей культуры других стран, таких, как прославленный художник Андрей Гончаров, директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр, отмечавший, что картины Овнатаняна "могли бы висеть рядом с работами самых выдающихся западных мастеров и украсили бы любой художественный музей мира".

Труд Рубена Дрампяна поистине огромен. Это не просто академическое исследование - это искусствоведческий поиск, напоминающий работу археолога. Каждое произведение Овнатаняна глубокий и тончайший анализ Дрампяна раскрывает его духовный мир. Одна из задач автора - воссоздание нитей, ведущих к армянским и европейским предшественникам Овнатаняна. Особая роль отводится и семейной традиции, которая стала для Акопа Овнатаняна блестящей школой профессионального мастерства. Не менее убедительно оспаривается целый ряд точек зрения, бытующих среди искусствоведов, которые так и не пришли в полной мере в соприкосновение с искусством мастера. Особенно интересна глава, которую автор целиком посвящает атрибуции, датировке и периодизации творчества мастера.

Сегодняшних критиков Рубен Дрампян учит верности идеалам искусства, тщательной отделке каждой фразы, бескомпромиссности и высоте позиции ученого.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…