Последние новости

ДВИЖЕНИЕ ШЕЛКА – ДВИЖЕНИЕ КИСТИ ХУДОЖНИКА

Шелк – льющийся, капризный, не желающий подчиняться. Несмотря на свою утонченно-материальную фактуру, а, может быть, именно поэтому, шелк одушевлен. "А ты попробуй из живого сделать еще более живое…" Молодой художнице Лиане РУСТАМЯН, расцвечивающей шелк неожиданной и одновременно упорядоченной игрой красок и пластики,  это, кажется, вполне удается. Впрочем, роспись по шелку - далеко не единственное проявление  широкого круга ее художественных интересов.

 Лиана РУСТАМЯНРАСПИСАННЫЕ ВРУЧНУЮ ШАРФЫ И ПЛАТКИ - ИЗЫСКАННЫЙ АКСЕССУАР, ласкающий дамский взор?  Оказывается,  не только и не всегда.  Есть такие "шелковые территории", которые не только моментально привлекают взгляд. Рассматривать их можно и нужно подолгу – их подробно выписанные детали, их цветовую изощренность. Здесь рисунок остр, быстр, прихотлив, а колорит ослепительно ярок. Рисунок - точно иглой, а красочный слой, напротив, кажется нерукотворным. Словно он прямо перенесен с лепестков каких-то альпийских цветов, с чьих-то экваториальных шкур, с чьего-то экзотического оперения. Из этого праздника блеска шелка и блеска красок  взгляд выхватывает  вещь совершенно удивительную – светящийся палевыми отблесками кусок пергамента, на котором затейливо переплетаются, мерцая золотыми вкраплениями, буквы-птицы - армянский трчнагир. Эффект поразительный, словно  в царство батики перенесли  манускрипт из Матенадарана. А ведь это все тот же шелк, и, кажется, такие знакомые,  виденные сотни раз нарисованными, высеченными в камне, вышитыми, отлитыми в бронзе и даже в золоте буквы-птицы, только пропущенные сквозь призму  творчества  и выполненные с виртуозной техникой.

"Еще в годы учебы в Терлемезяновском училище   меня дразнили "специалистом по гранатам", - рассказывает Лиана. – Это только на первый взгляд  гранат – тема, так сказать, избитая, символ Армении для туристов. На самом деле она неисчерпаемая. В этом образе так много всего заложено, что его можно бесконечно метаморфизировать. Я его делала и в графике, и в мозаике, и по стеклу рисовала. И все мои гранаты разные! Вообще тогда меня особенно привлекали и вдохновляли  модернисты и абстракционисты – Дали, Миро, Климт. Но в последнее время  меня просто заклинило на древней армянской миниатюре – это просто неисчерпаемый источник идей и вдохновения!"

"Импровизации на тему" требуют не только  игры воображения, свободного полета фантазии и седьмого чувства цветовой гармонии.  Они требуют твердой руки.  Своенравный шелк мстителен – неверную линию или неточное прикосновение кистью исправить почти невозможно.  А еще нужно уметь увидеть, как зазвучат краски, переходы, нюансы потом, когда высохнет краска. Яркий и летучий "шелковый путь" требует большого кропотливого труда и постоянного самосовершенствования.

 Работа Лианы РустамянВПРОЧЕМ, БАТИК, КОТОРЫЙ ТАК СИЛЬНО УВЛЕК ЕЕ В ПОСЛЕДНИЕ ПАРУ-ТРОЙКУ ЛЕТ, все равно вполне нежное занятие по сравнению  с  суровым, кажется, не совсем женским предыдущим этапом творчества.  Нет-нет, монументальной скульптурой она не занималась, но и мозаика – дело нелегкое во всех смыслах. Ведь прежде чем составить композицию из цветных камней, их надо обтачивать на  вполне себе устрашающем агрегате, а это уже дело не только тяжелое, но и опасное. "Мозаикой  сейчас занимаюсь реже, но это не значит, что я ее полностью забросила.  Это действительно тяжелая работа, но и очень увлекательная, - говорит Лиана. - У каждого натурального камня свое лицо, свои оттенки, свое настроение. И надо не только  составить композицию по эскизу – надо сложить эти настроения в гармонию".  

Неизвестно, объясняли ли это на факультете дизайна Государственного педагогического института им. Абовяна, который Лиана Рустамян окончила, но то, что художника разрушают замыслы и возможности, которым он не дал осуществиться, она поняла смолоду.  Так что параллельно мозаике шло увлечение росписью по стеклу.  Прозрачное пространство, которое надо было заполнить  пронизанными светом цветными сновидениями. Гадкие утята – ничем не примечательная "стеклотара" - превращались в ее руках  в прекрасных лебедей, тянущих вверх изящные шеи, украшенные прихотливым орнаментом. К тому же бонус – работа с камнем и работа со стеклом словно  подстегнули к синтезу двух этих умений. И с недавних пор на свет стали появляться украшения. Колье, серьги, броши, где янтарь, сердолик, бирюза прочерчивают красочное марево и выстраивают причудливые композиции, где даже темно-синий сверкает и сияет, соперничая с  красным, союзничая с голубым.  За короткое время  эти почти ювелирные изделия начали пользоваться популярностью не только  у любительниц эксклюзива, но и получили высокую оценку в профессиональной среде, а она сегодня благодаря соцсетям границ не знает.

 Работа Лианы РустамянИ ВСЕ-ТАКИ  РОСПИСЬ ПО ШЕЛКУ ОСТАЕТСЯ  ПОКА НЕ ОДНОЙ, но пламенной страстью Лианы Рустамян. С неутомимым терпением она делает новые эскизы, создает узоры, орнаменты, композиции, ищет и находит неожиданные комбинации цвета. И, кажется, ее кисть не способна положить хоть один мрачный мазок. Движение руки художника слилось со скользящим движением шелка.

"Недавно я делала на заказ серию  платков, в которых использовала  цветочные орнаменты, характерные для Урфы, - рассказывает Лиана. - Откровенно говоря, сначала не очень представляла, о чем идет речь, пришлось искать соответствующие книги, альбомы. Так что это еще и очень полезно – не просто занимаешься любимым делом, но еще и  повышаешь эрудицию. А недавно мне подбросила прекрасную идею Армине Аджемян – замечательный дизайнер интерьеров и внучатая племянница Вардана Аджемяна. Они же родом из Вана, она очень хорошо знает эту культуру. Так вот она предложила сделать  такую серию с использованием ванатареха. Изображение этой рыбы широко используется в ванских орнаментах. Ну и вообще рыба - один из символов христианства. Сейчас разрабатываю эскизы, надеюсь, получится интересная коллекция".

Работы молодой художницы действительно успели вызвать серьезный интерес и даже прорубить окно в мир  - от Москвы до Бостона.  Судя по всему, будет расширяться не только круг поклонников ее творчества, но и круг ее арт-интересов. Лиана Рустамян уже успела принять участие в нескольких коллективных вернисажах. Теперь ей предстоит серьезное испытание – первая персональная выставка.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РУЧНОЕ ИСКУССТВО НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ
      2021-10-08 09:53

      Ставший уже традиционным фестиваль "My Handmade Armenia", прошедший в последних числах сентября у подножия Каскада, собрал на площадке культурного центра "Гафесчян" свыше 45 мастеров со всех регионов Армении. Однако в этом году программа, в рамках которой последние годы у нас организовывались столь красочные и зрелищные мероприятия, завершается. Возможно, усилиями других культурных центров будет и далее оказываться поддержка искусству ручной работы, но проблема в том, что на государственном уровне не предпринимаются какие-либо шаги для того, чтобы хоть как-то продвигать это направление, особенно за рубежом.   

    • "ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" ДЛИНОЙ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
      2021-07-21 10:01

      Тамара АТАНАСЯН - желанный гость в Музее народного искусства им. Ов. Шарамбеяна. Народный мастер Армении, она нередко демонстрирует результаты очередного, пройденного ею "шелкового пути" именно в этом столичном очаге культуры. Недавно в музее открылась очередная персональная выставка ее работ, представляющих собой уникальные произведения искусства вышивания шелком и давших толчок к возрождению традиционной армянской миниатюры в новом виде.

    • ВЫСТАВКА РАБОТ АРЦАХСКИХ ДЕТЕЙ ОТКРЫЛАСЬ 20 ФЕВРАЛЯ
      2021-03-02 10:18

      В Ереване открылась выставка работ воспитанников Гадрутского детского дома творчества, широте и богатству экспонатов которой может позавидовать любой, даже зарубежный очаг культуры. Среди образцов - изделия самых разных видов искусства. Традиционное армянское ковроткачество, гобелен,  батик, вышивка, резьба по дереву, бисероплетение, бижутерия, рисование - это лишь небольшой перечень того, чем уже больше 25 лет занимаются в центре арцахские подростки.

    • САСНАЛАНДЖ ВМЕСТО СВАЛКИ
      2020-06-30 10:16

      15 июня на территории образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" в Ереване стартовал фестиваль скульптуры под названием "Сасналандж, или Мгери Дур" ("Склон Сасна, или Дверь Мгера"). Фестиваль инициирован и организован директором комплекса Ашотом Блеяном и руководителем действующей при нем Школы скульптуры, известным скульптором Вигеном Аветисом.