Последние новости

12 СТУЛЬЕВ, УМНОЖЕННЫХ НА 5

В Союзе художников Армении представлена коллекция уникальных стульев художника и скульптора Геворка Мшеци-Джаврушяна, богатству которых позавидовали бы даже герои Ильфа и Петрова. Их не просто в пять раз больше знаменитых 12 стульев гостиного гарнитура известного мебельщика Гамбса. Каждый стул от Мшеци, а экспонаты коллекции не повторяют друг друга, – сокровище коллажного искусства и образец непревзойденной творческой мысли, обладать которыми мечтали бы не только Киса Воробьянинов и Остап Бендер, но и наши  современники, не безразличные к авторскому искусству.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ГЕВОРКА МШЕЦИ ВНОВЬ ОТКРЫЛАСЬ В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ после перерыва в 14 лет. В этот период талантливый мастер не переставал творить. Его работы – живопись, графика, скульптуры, коллажи - демонстрировались в залах разных стран и городов мира. Это Ванадзор, города Арцаха, Париж и Тур, Москва, Казань, Уфа и многие другие. И везде наш неутомимый соотечественник находил местную изюминку, вокруг которой собирал коллажи, создавал графические рисунки и иные произведения изобразительного искусства.

Нынешняя выставка озаглавлена "Время, время, время". В название автор вложил несколько смыслов. Здесь и 30 лет, прошедшие с момента создания первого стула-коллажа, потянувшего за собой вереницу всей коллекции, и желание Геворка Мшеци раскрыть, познать и осмыслить время через идею стула с его многогранной символикой. "Я задумал сказать правду о времени, в котором жил и живу, показать миру, что произошло во времени в его историческом, общественном, научном, культурном и иных разрезах. Все свои задумки, мысли и творческие усилия я пытался трансформировать в материю, - говорит скульптор и продолжает: - Почему стул? Этот предмет нашего быта издревле ассоциируется с понятиями "должность", "карьера", "власть", и эта символика, безусловно, присутствует в моих работах. Но это не все. Стул для художника в определенном смысле - живой персонаж, олицетворяющий образ человека. Каким может быть человек на той или иной должности, в разных профессиях или жизненных ситуациях – все это я попытался передать в своих работах".

           Надо отметить, что нынешняя экспозиция состоит из почти 90 коллажей, 60 из них стулья, большинство остальных - деревянные счеты, которыми еще четверть века назад у нас пользовались  бухгалтеры, продавцы и т.д. "Свести счеты со временем" - именно это и хотел сделать художник, собирая экспозицию. Каждый из стульев-коллажей Мшеци обладает своей смысловой нагрузкой и уводит зрителя в разные эпохи, связанные с важными историческими событиями и формациями, жизненно-бытовыми ситуациями, повторяющимися из века в век. В то же время это необычные предметы-существа, одушевленные автором и выполняющие роль, заданную им в данном контексте.

 Стул художника и скульптора Геворка Мшеци-ДжаврушянаУЖЕ ПЕРВЫЙ ЭКСПОНАТ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ У ВХОДА В ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ, задает тон всей выставке. "Не садись" - так названа работа, дополняющая, по словам Геворка Мшеци, 10 Божьих заповедей. "В народе говорят: если хочешь узнать человека, дай ему стул. Жизнь, наша и всех наших предшественников показывает, что стул как символ высокой должности и карьеры зачастую портит человека, раскрывая в нем ничтожные качества, лишая нравственных понятий и моральных принципов", - объясняет Мшеци.

Часть коллажей навеяна народными пословицами и поговорками: "Ради яичницы можно поцеловать и ручку сковороды", "Денежный мешок прибавляет росток", "Где хлеб, там и дом" и другими. Каждую из мудростей Геворк Мшеци переосмыслил в соответствии со временем и опытом предков, "подперчив" ее художественной формой и идейным содержанием. В своих коллажах он изобличает человеческие слабости и пороки, обобщая персональные качества и поведенческие черты в явлениях, свойственных обществу или системе в целом. Вот коллаж "Деньги - время": на стуле – песочные часы, в одном отсеке которых бумажные купюры, в другом - гроши. Многословный экспонат можно понять по-разному. Деньги теряют ценность со временем, и это проверено годами, десятилетиями, веками. Но есть и другая сторона песочных часов от Мшеци: к "Стулу-должностному лицу" поступают бумажные купюры, а вниз, к народу стекают гроши. "Электрический стул" со счетчиком и спиралями словно кричит: даже умереть бесплатно не дадут. Стул "Охотник-враль" - чиновник, кормящий обещаниями, а "Стул-пресса", обитый газетами, обвязанный веревкой, склеенной сургучом, это намек на "свободу" слова.

Есть и "Стул-мойка", успешно промывающий финансовые средства: чтобы показать давность этого явления, Геворк Мшеци использует в качестве мойки старый деревенский краник. Интересен и замысел "Стула с золотыми слитками", в качестве которых автор использовал известные упаковки конфет фирмы "Гранд Кенди". Мастер словно говорит: золото – сладко, как и сладостно сидеть на стуле, приносящем богатство. Однако всему свое время, надо уметь вовремя остановиться, не то придется бросить призыв SOS – "спасите наши души", символически скрытый под цифрами 911 на спинке стула.

 Стул художника и скульптора Геворка Мшеци-ДжаврушянаСТУЛЬЯ ДЛЯ ГЕВОРКА МШЕЦИ НЕ ТОЛЬКО ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ИЛИ КАРЬЕРЫ. На выставке можно найти и экспонаты, изобличающие войны, призывающие положить им конец. Есть и "электронный" Стул-коллаж – образ современного компьютеромана, и "Стул-джазмен", и многие другие. Мысль Мшеци и его творческий взор обращаются в глубь времени и в то же время идут с ним в ногу. Художнику удалось постичь язык вещей, вдохнуть вторую жизнь в предметы нашего прошлого быта, попавшие в утиль. Особое место в экспозиции занимают работы на тему ленинской эпохи, когда народ "кормили обещаниями о светлом коммунистическом будущем" (тарелки с комсомольскими и октябрятскими значками), и коллажи из счетов – шахматных, лотерейных и других.

Свои работы Геворк Мшеци собрал из подручных материалов, к которым за 30 лет добавились соответствующие идее каждого коллажа предметы от друзей, с Вернисажа и даже со свалок. Как рассказал мастер, интерес к коллажам давно пробудился в его душе, а после знакомства и общения с Сергеем Параджановым Мшеци утвердился в желании работать в этом виде искусства. Не обошлось и без наставления Параджанова, посоветовавшего молодому тогда художнику идти за мечтой.

Коллажи, как и их графические прототипы, а также картины и скульптуры Геворка Мшеци известны сегодня широкой публике за пределами Армении. Европейцы (и особенно французы) высоко ценят его эксклюзивные работы, аналогов которым нет в мире. В  Казани планируется открыть музей им. Геворка Мшеци при Доме дружбы народов, где сегодня собрано около 40 работ нашего мастера. Большинство их сделано прямо на месте, часть - на тему татарских сказаний и фольклора. Произведения его необычного искусства представлены также в Судане и других странах.

На выставке в Союзе художников представлены не все образцы "стулотворчества" Геворка Мшеци, но их достаточно, чтобы увериться в безграничной фантазии и глубине подходов автора. Выставка "Время, время, время" относится к числу редких удачных явлений современного мирового искусства. Художник сумел сказать новое слово о времени - прошедшем  и настоящем. Он использовал оригинальные выразительные средства для сравнения прошлого и настоящего, для эстетизации предметов, еще недавно считавшихся хламом, но обретших в его умелых руках новый смысл. Может быть, экспозиция обретет постоянное место в Армении?

Основная тема:
Теги:
  • Армен Кешишян 29-Окт-2016
    Отличная статья. Спасибо не только за нее, а еще и за то, что такие авторы как Вы поддерживают желание читать прессу, получать литературное, эстетическое удовольствие от периодики. Дай Бог Вам и известному мне еще десятку высокопрофессиональных авторов неизбывного энтузиазма, здоровья, находок таких настоящих Творцов, как Геворг Мшеци, чтобы среди все еще живущих в нашей стране людей, интересующихся настоящим искусством и литературой, теплилась надежда если не на перемену ценностей, то хотя бы на то, что семя перемен не истлело. Благодарю и желаю всяческих удач.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
    2024-04-25 12:06

    Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

  • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
    2024-04-25 11:40

    "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

  • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
    2024-04-24 10:15

    В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

  • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
    2024-04-20 12:31

    Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
    2023-06-17 10:36

    В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

  • «ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» БЕНИКА ПЕТРОСЯНА
    2022-11-18 10:47

    С 11 по 13 ноября по столичному адресу ул. Анрапетутян, 38 прошли «Дни открытых дверей», посетить которые спешил каждый, кто небезразличен к армянской культуре. И не удивительно, ведь в течение всех трех дней посетителям была дана эксклюзивная возможность соприкоснуться с творчеством одного из талантливейших скульпторов Армении Беника Петросяна. И не где-нибудь, а на территории дома, где каждый уголок связан с творчеством этого непревзойденного Мастера, чье богатейшее наследие было вновь представлено в эти дни публике.

  • АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЯРЛЫК НА ЧУЖИХ СКУЛЬПТУРАХ
    2021-08-25 10:07

    В течение нескольких лет в Шуши по инициативе проживающего в Италии нашего соотечественника известного скульптора Вигена АВЕТИСА периодически проводился Международный скульптурный симпозиум, на который съезжались видные мастера со всего мира. Оставаясь в культурной столице Арцаха несколько недель, они на месте создавали авторские работы в дар народу Арцаха. После основания в Шуши Музея изобразительного искусства эти скульптуры были установлены на его территории - в знаменитом Парке скульптур, ставшем не только излюбленным уголком шушинцев, но и туристов.

  • С АРЦАХСКИМ СОЛНЦЕМ В КРОВИ
    2021-05-09 10:18

    В Арцахе его знают все: и взрослые, и дети. Он не маг, не волшебник. Он заслуженный художник НКР, скульптор, автор  Государственного герба Арцаха, сотен картин и графических работ - Лаврент ГАЛАЯН. Его искусство сопровождает арцахцев с первых дней колыбели, в течение всей жизни.