БЛЮЗ В РАЮ
Музыкальный мир - и, в частности, мир блюза - хорошо знает имя блюзового гитариста, певца и исполнителя на губной гармонике Джимми Рида. Он царствовал на большой сцене в середине прошлого столетия. Но сообщество больших поклонников блюза и знатоков знает и еще одного. Нет, он не полный тезка звезды блюза, он получил это имя и прозвище в результате прелюбопытнейшего случая.
ЛЕОН АТКИНС - ГИТАРИСТ, ПЕВЕЦ И ИСПОЛНИТЕЛЬ НА ГУБНОЙ ГАРМОШКЕ получил свое второе имя после того, как однажды легендарный блюзмен Джимми Рид из-за сильного запоя не смог выйти на сцену. Леон, знавший весь репертуар любимого артиста, предложил свои услуги и в итоге отыграл несколько концертов с группой "настоящего" Джимми Рида, удостоившись восторженных отзывов публики и музыкантов. После этого он словно заново родился и получил новое имя - Малыш Джимми Рид.
Сегодня Леон Аткинс, уже больше известный под своим сценическим псевдонимом, является самым что ни на есть настоящим, аутентичным блюзовым героем из Луизианы, настоящей легендой блюза. Это подтвердят все, кто слышал его непревзойденную манеру игры на гитаре и губной гармошке и отличный, решительный вокал. Харизматичный Малыш Джимми Рид - один из последних живущих представителей классического блюза Луизианы.
Родился он в конце 30-х годов прошлого века в небольшом городке Хартвуд, в центре хлопковых плантаций Миссисипи. Детство и юность прошли в ночных клубах родного города, где частыми гостями были тогдашние звезды блюза. Они и были первыми учителями Леона. С детства он помогал отцу, который работал в сапожной мастерской. Жизнь для чернокожего мальчика на Юге была нелегкой, и ему постоянно приходилось бороться за себя и свои права. Он всегда тянулся к музыке и мечтал стать известным музыкантом, чтобы однажды вырваться за пределы этой тяжелой и серой жизни.
И вот однажды дядя сделал для него гитару из подручных средств - коробки из-под сигар, найденной на мусорной свалке, палки и веревок. И представьте себе, Леон умудрялся играть на ней. Собственно, тогда он и научился играть на гитаре. А еще он полюбил гармошку и выучился игре и на этом инструменте. Когда ему стукнуло 15 лет, семья переехала в город, и юноша устроился там на обувную фабрику. Когда он еще немного подрос, то стал посещать местные клубы, слушая взрослых музыкантов, и пытался подражать им. Однажды отец пришел домой с большим свертком. И, когда он развернул его, Леон не поверил своим глазам: отец подарил ему самую настоящую гитару. Первое, что сделал паренек, - это отправился в местный клуб и напросился к музыкантам, выступавшим там, дать ему возможность поиграть с ними. Это стало носить регулярный характер, его узнали и полюбили местные поклонники музыки, а владелец бара разрешал ему выступать на сцене. А когда к ним в городок приехал Джимми Рид... Ну, что случилось потом, мы уже рассказали. Так началась его взрослая, а позднее и звездная карьера.
МАЛЫШ ДЖИММИ РИД ВЫСТУПАЛ НА ОДНОЙ СЦЕНЕ С ТАКИМИ ЗВЕЗДАМИ, как BB Кинг, Айк Тернер, Бобби Блю Бланд и другими. А в 1995 г. он был удостоен высшей награды Alabama Blues Treasure как лучший блюзовый гармошечник года. За свою очень долгую карьеру он записал три альбома с авторской музыкой, последний из которых вышел в свет в прошлом году и называется Blues In Paradise.
Он много гастролирует по миру. Особенно часто бывает в Европе, а в последние годы и в России. И вот благодаря усилиям и подвижнической деятельности нашего замечательного музыканта, первоклассного исполнителя на губной гармошке Артака Нерсисяна ереванские поклонники блюза получили возможность побывать на концерте Малыша Джимми Рида. Он прилетел один, и, согласно договоренности, аккомпанировать ему должны были наши молодые музыканты. Единственная репетиция была назначена на 3 часа дня в клубе "КАМИ", где и должен был выступать блюзмен.
Сидим ждем. Музыкант приезжает с почти часовым опозданием - застрял в пробке (!). Репетиция начинается, и по довольно улыбающемуся лицу гостя видно, что он полностью удовлетворен уровнем армянских музыкантов, которые практически с первых же нот улавливают требования лидера. А когда Артак Нерсисян начинает играть с ним в "вопросы и ответы", Леон просто разводит руками: вот это класс!
РЕПЕТИЦИЯ БЫСТРО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. А ЧТО ТУТ РЕПЕТИРОВАТЬ? ЭТО ПРАКТИЧЕСКИ ГОТОВЫЙ АНСАМБЛЬ. И начинается заранее организованное интервью.
- Вы считаетесь одним из настоящих представителей луизианской разновидности блюза. А в чем его отличие от блюза, скажем, чикагского?
- Самое главное отличие - это дух. Чикагский блюз тяжелый и всегда грустный. И если даже композиция играется в быстром темпе, у слушателя все равно остается впечатление чего-то мрачного, темного, горестного. Мы в Луизиане поем и о веселом, и о хорошем вне зависимости от ритма и темпа композиции. А еще наш блюз по звучанию более резкий, агрессивный, что ли. Больше похож на рок. Если ты внимательно послушаешь и тот и другой, то сразу поймешь и почувствуешь разницу.
- Ваша первая гитара была сделана из коробки из-под сигар, вы научились на ней играть, извлекая неплохие звуки, значит, можно играть на чем угодно?
- Конечно! Надо просто знать, как и что играть. Надо понять, что можно выжать из этого предмета и приноровиться к нему. Ведь играют же на бутылках, стиральных досках, стаканах и кастрюлях. А еще мне сказали, что в России играют на деревянных ложках. Все зависит от того, кто играет. И, если он хочет и может играть, он сможет извлечь звук из любого подручного предмета.
- Вы прожили долгую творческую жизнь. А почему у вас всего три альбома, записанных в студии?
- Видишь ли, запись альбома и выступление на публике - разные вещи. Настрой другой. Концерт на сцене с сидящей перед тобой публикой создает абсолютно другое настроение. А, кроме того, альбом надо записывать, когда тебе есть что зафиксировать в памяти слушателей. А просто писать много раз переигранные до тебя песни неинтересно. Я традиционалист, редко что меняю в своей манере, да и жанр наш не требует этого. Так что записывал только, когда было что сказать: ведь все композиции в этих альбомах авторские и были новыми на тот момент.
- Вы часто гастролируете по Европе. Сегодня там очень много музыкантов, играющих блюз. Проводятся даже блюз-фестивали европейского уровня. Как вы их охарактеризуете?
- В массе своей они очень хорошие музыканты и здорово играют. Я имею в виду инструменталистов. Они владеют всеми премудростями и характерными чертами блюза классического. Но когда они начинают петь, сразу чувствуется, что это не их музыка. Блюз получается не настоящим. В чем причина? В голосе, в манере петь, часто в произношении. Многие из них уж очень стараются подражать чернокожим блюзменам, пытаются копировать их манеру не только игры, но и пения, что сразу же их выдает. И это не только мое мнение, но и очень многих блюзменов, гастролировавших по Европе и России. Примерно то же происходит и в джазе. Когда европейцы играют, все звучит просто прекрасно, они образованные, высокотехничные музыканты, хорошо знающие теорию джаза. Но если кто-то из европейцев начинает петь, то разница моментально чувствуется.
- Ну а как тогда вы оцените армянских музыкантов, с которыми только что репетировали?
- Отличные музыканты! Особенно понравился басист, молодой парнишка, а так здорово играет (речь шла о басисте Давиде Пароникяне, который стал популярен благодаря участию в составе детской рок-группы "Компас"). Да и остальные ребята просто прекрасны. Ты же видел, мы буквально за полчаса подготовили всю программу. Просто здорово!
- Ну и последний вопрос. Благодаря каким качествам блюз так популярен во всем мире?
- Благодаря своей душе, той частичке души, которую музыкант или певец вкладывает в свое исполнение. Чем больше эта частичка, тем больше это блюз!
Мы бы проговорили еще, но музыканту надо было отдохнуть и подготовиться к выступлению. Артак Нерсисян сказал, что у Леона Аткинса 8 детей (7 девочек и один мальчик), 37 внуков, 20 правнуков и 10 праправнуков. Вполне естественно, что возник вопрос: а помнит ли он имена всех своих потомков? "Конечно, - уверенно сказал Малыш Джимми Рид, - детей точно помню!" - и хитро улыбнулся. Учитывая, что он прожил со своей женой Имоджин 35 лет, а самому ему сейчас почти 80, думается, что все нормально.
Автор выражает глубокую признательность за возможность проведения интервью руководству клуба "КАМИ" и лично Ваагну Геворкяну.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.
-
2022-11-21 14:57
Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».
-
2022-06-21 09:45
Этот месяц для Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна отмечен двумя событиями: участием в Днях культуры Армении в Москве в Большом зале Московской консерватории, где он выступил с замечательной программой: фрагменты из балета "Спартак" (Вариации Эгины и Вакханалия, Адажио Спартака и Фригии, Танец гадитанских дев и победа Спартака),"Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром (солист Александр Гиндин) - в первом отделении и Шестая симфония П.И. Чайковского - во втором. Специальный гость концерта Липарит Аветисян.
-
2022-05-30 10:05
Откровенно говоря, на этот концерт шла без особого настроя. Атмосфера вокруг Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна – митинги, наличие многочисленных палаток, необычайная суета и шум - не лучший фон для восприятия классической музыки. А оглушающая песня-призыв "Зартнир, Лао", того и гляди, разбудит не того, кого надо. Подобный прецедент уже был в Театре оперы и балета, когда в момент кульминации спектакля "Гаянэ" в центре партера вдруг возник огромный флаг явно с митинга и чей-то громовой голос неожиданно обратился к публике и ошалевшим участникам спектакля с боевым призывом объединиться, чуть ли не лишив чувств перепуганных танцовщиц на сцене. Поэтому стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию – ощущение, что весь город намерен ворваться в пространство Большого зала, который и без того был заполнен до отказа.