Последние новости

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО. НОВОЕ СЛОВО ТЕХНИКИ

В ожидании новых слов творчества

Конечно, истинный момент истины для Национального академического театра им. Г.Сундукяна настанет, когда на переоснащенной по последнему слову техники и отремонтированной  сцене главного театра страны состоится первая премьера. Но сам факт завершения колоссальной работы, превратившей alma mater отечественного театрального искусства из музея былой славы в  театр-современник, уже есть час Х. Так что присутствовавшие на сдаче обновленного здания Национального театра –  министр культуры Армен Амирян, руководство театра, творческие и технические работники, целый сонм нашего брата-журналиста – все восхищались и радовались от души.  И было ясно, что завершение одной большой работы – это начало другой. Огромной. Творческой.

 СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО. НОВОЕ СЛОВО ТЕХНИКИПОЧТИ ДВА ГОДА НАЗАД  ПРАВИТЕЛЬСТВО РА В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РА подписало договор с европейскими лидерами в сфере технического оснащения сцены, австрийскими компаниями  Waagner-Biro Stage Systems AG, Salzbrenner Stagetec Audio Video Mediensystems GMBH и Electronic Theatre Controls, предполагающий вклад в техническое переоснащение  Национального театра в 7000000 евро.  Если учитывать, что последняя реконструкция Национального театра отходит к 1965 году прошлого столетия,  решение правительства и его последовательную реализацию иначе как революционным не назовешь. Забегая вперед, скажем – чем ближе к завершению  становилась работа австрийцев, тем очевиднее становилось несоответствие новой сцены и того, что ее окружает и к ней прилегает.  Тогда правительство  выделило еще 20 млн драмов – для приведения в соответствие.  А тут и театр решил – не быть же исключительно государственным иждивенцем, и тоже внес свою  - значительную лепту. В результате сундукяновский театр обзавелся не только новой аппаратурой, но и свежевыстланным паркетом, новыми креслами зрительного зала,  освежил весь антураж. Театру сделали красиво по самому большому счету, так что пребывать ему отныне в  гармоничной продвинутости и эстетике!

Как жаль, что вас там не было!.. Когда полтора года назад представители Waagner-Biro с австро-немецкой основательностью и методичностью рассказывали о предстоящей работе, абсолютное большинство слушателей явно плавало в изобилии штанкетов, "арлекинов", пагод, лебедок, софитов, сенсорных экранов, "железных занавесов" и явно раздражалось от невозможности постичь и представить… Теперь весь этот "профессиональный жаргон" обрел и плоть, и цвет, и звук. Разбегались, чтобы снова сойтись в едином ослепительном салюте софиты,  сцена алела закатом и светилась звездной ночью,  мерцала бледным маревом и шла всполохами. Штанкеты, те самые прозаические штанкеты, словно кружились в вальсе, нарушая законы гравитации и создавая на сцене свою, доселе невиданную геометрию. Кружился круг сцены, оповещая о том, что главный театр страны отныне – новая планета… Можно так. А можно просто констатировать - Национальный театр им. Сундукяна отныне оснащен звуковой и световой аппаратурой последнего поколения, а всей этой феерией можно управлять с одного-единственного пульта. 

 СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО. НОВОЕ СЛОВО ТЕХНИКИКОГДА ОТМЕРЦАЛИ ПОСЛЕДНИЕ ЛАМПОЧКИ, ВСЕ ВСТАЛИ И ДОЛГО-ДОЛГО аплодировали увиденному – всем тем, кто сказку сделал былью. А потом журналисты ринулись к Армену Амиряну, но министр  предпочел, чтобы первое слово было сказано хозяевами дома.

"Официальное открытие театра состоится в декабре – точную дату пока называть не буду - премьерой спектакля "Пепо", - сказал художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РА Армен Элбакян. -  Думаю, несмотря на многие разговоры,  сегодняшнему зрителю будет приятно услышать язык, на котором писали наш  великий поэт и великий драматург – Саят-Нова и Сундукян. Готовится к выпуску спектакль о Карабахской войне, который по пьесе Грачья Бегларяна ставит молодой режиссер Давид Арутюнян. Это вообще "молодой" спектакль в том плане, что в нем в основном занято последнее поколение наших актеров. Все, что мы сейчас увидели, – это прекрасно и замечательно. Техника помогает создать атмосферу спектакля, а это очень немаловажно. Но все равно самое важное – это наполнить атмосферу содержанием, а это уже не дело техники. Ожидается ли пополнение в труппе? Актерский состав и без того расширенный. Я не утверждаю, что собираюсь проводить сокращения, но театр – это своеобразное сито – в процессе работы просеивает, просеивает, чтобы на поверхности остались жемчужины. Нам, бесспорно, нужны режиссеры, которые могут наполнить легкие театра свежим кислородом, те, кто хорошо чувствует сегодняшнее время, и мы будем приглашать молодых режиссеров, которые уже прошли апробацию на других сценах. Подчеркиваю это, поскольку некоторые считают, что в Национальном театре должны ставить буквально все, кто изъявляет желание. Только не нужно ждать, что перемены в театре случатся в одночасье. В этом мире вдруг ничего  не создается, вдруг только разрушается".

Директор театра выразил не только огромную благодарность правительству РА за царский подарок. Он благодарил весь коллектив театра, каждого – от актеров, благодаря работе которых театру удалось накопить те 40 млн драмов, которые были потрачены на ремонт, до рабочих сцены и пожарников. Несмотря на сокращение зарплаты по причине временного простоя, все  вкалывали по полной, понимая, что  ремонтируют, обновляют, возрождают не здание государственного театра, а свой дом…

 СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО. НОВОЕ СЛОВО ТЕХНИКИНАКОНЕЦ, ВЫСТУПИЛ МИНИСТР. "ДАВАЙТЕ, ВО-ПЕРВЫХ, ЗАФИКСИРУЕМ ТОТ ФАКТ, ЧТО СЕЙЧАС ВСЕ МЫ стоим на сцене, на которой в разные времена стояли Ваграм Папазян, Грачья Нерсисян,  Хорен Абрамян, Мгер Мкртчян… Я мог бы продолжить перечисление имен великих артистов, но вместо этого попрошу  оценить этот момент, а потом продолжим разговор...  Да, думаю, все мы ждем от этого театра многого. И чтобы оправдать наши ожидания, художественный руководитель театра уже готовит первый спектакль – премьеру, которой я желаю такого же громкого успеха, каким стало открытие Оперного театра после аналогичного ремонта. Да, в театральной сфере много проблем, но позвольте не обсуждать их сейчас. Да, мы будем пытаться формировать определенную репертуарную политику, и это в первую очередь коснется  содержания спектаклей. Речь не о том, что Министерство культуры собирается императивно вмешиваться в репертуар театра – это и законом запрещено. Но я надеюсь, что в результате сотрудничества нам удастся  сделать правильный выбор пьес, организовать правильный пиар спектаклей, привлекать специалистов в сфере управления культурой, чтобы суметь привести в театральные залы весомое количество зрителей.  Повторюсь, министерство не вмешивается в репертуарную политику, но мы формируем госзаказ. Репертуар театра должен обновляться и комплектоваться спектаклями, соответствующими потребностям сегодняшнего зрителя. В первую очередь речь идет о национальном репертуаре. Мы намерены осуществить ряд технических преобразований, скажем, оснастить залы  соответствующей аппаратурой, чтобы туристы, приезжающие в Ереван, приходили в театр и смотрели спектакли в переводе,  внедрить в сферу рекламные технологии. Это все процессы, результаты которых вы увидите  в течение года. Ни для кого не секрет, что сегодня создается немало спектаклей, выдерживающих буквально два-три показа. Этого не должно быть. Мы будем стремиться к тому, чтобы спектакль имел конкретного адресата, чтобы  он волновал зрителя и показывался не несколько раз, а жил в репертуаре годами", - сказал Армен Амирян.

Итак, последнее слово техники сказано.  Но оно, как заметил художественный руководитель Национального театра им. Сундукяна Армен Элбакян, может способствовать созданию новой интересной формы, но не может стать сутью. И проблемы современного армянского театра, о которых министр культуры предпочел не распространяться в формате "блиц", существуют в изрядном количестве. Сможет ли главный театр страны реально стать флагманом? Сможет ли реально  гармонично свести воедино современное техническое оснащение и современный театральный язык? Кажется, самая трудная работа только начинается.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.