Последние новости

ОНА ДАРИТ ОЩУЩЕНИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ

В эти дни лауреат международных премий и Государственной премии Армении, народная артистка РА Светлана Навасардян отмечает свой юбилей. Она - кумир не одного поколения меломанов. Без нее никогда не обходились, без ее рояля, без ее красок. Ее жизненное кредо - поиск себя, поиск сути и ощущение пути. Ее удел - это часть мировой красоты и гармонии, неотъемлемая, немаловажная.

ЕЩЕ В ЮНЫЕ ГОДЫ, КОГДА СВЕТЛАНА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ, она знала, что музыка - это не поле для битвы, а место, где душа сливается с роялем. Тем, кто знал и слушал ее игру в начале творческого пути, уже тогда был ясен масштаб этой личности. Шли годы. Талант ее мужал, ширился. Рос репертуар. На ее долю выпал размах музыкальных траекторий: от ранних Баха, Моцарта до Хачатуряна и современных армянских, русских и зарубежных авторов. Сейчас в ее репертуаре множество концертов для фортепиано с оркестром, в том числе все концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Шопена, Стравинского, Пуленка, Штрауса, Бартока, А.Хачатуряна, сольные монографические программы...

Где бы ни проходили концерты Светланы Навасардян, люди стремятся попасть в зал. Два часа живут, как правило, в упоении происходящим, в полном взаимопонимании с исполнителем. А она находится в редком единении с композитором, наслаждается сочинением, вольна и свободна. Дарит всем ощущение бесконечного. А как справедливо отмечено философом, "...без бесконечного человек существовать не может..."

С течением времени менялись ее творческие концепции, симпатии, трактовки тех или иных сочинений. Вместе с тем она по-прежнему верна музыке, полной романтической взволнованности, душевной открытости. Под ее пальцами оживают произведения классиков и лучших современных композиторов, не похожие одно на другое и в то же время рожденные в едином творческом порыве. Каждый композитор, к творчеству которого она обращается, не просто привлекает ее. Каждый раз она воплощает музыку по-особенному, характерными штрихами. Когда она за роялем, у нас у всех есть шанс контакта с совершенно иным звуковым миром, иным переживанием времени. При первых же звуках, вызванных ее прикосновением к клавишам, происходит полное погружение в мир музыки - раскрепощающей, духовно очищающей. На нашей памяти редки пианисты, которых бы слушали, не шелохнувшись. И сама пианистка себя не щадит - ощущение мига, который не может повториться.

Видимо, поэтому на ее концерты приходишь, предвкушая неожиданность: она непредсказуема. Не обманывает ожиданий, любит сюрпризы, вообще вольна и самостоятельна в трактовке, чем и интересна. И любая программа, составленная ею, оставляет впечатление хорошего вкуса. А закончив программу, она почти всегда чуть ли не полное отделение играет на бис. Ни следа усталости. И слова уже не способны передать впечатления от ее игры. Во всем она индивидуальна и неповторима. И все, что она играет, отличается редкой выразительностью звучания. Ощущение исповеди. Ее интерпретации доносят до слушателя первозданную свежесть восприятия сочинения. Кажется, музыка рождается в импровизационном озарении, во вдохновенном порыве как подлинное чудо. Ее искусство переполняют и бьющая через край жизненная энергия, неисчерпаемое богатство красок и нерастраченность чувств.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЖДОГО КОМПОЗИТОРА И, ОСОБЕННО ШОПЕНА, она играет с каким-то глубоко личностным постижением не только настроений автора, но и собственных, видимо, очень личных переживаний. Иногда ощущаешь какое-то тревожное состояние, когда звуки со сцены безжалостно, но красиво приближают нас к высоким состояниям жизни и смерти. Такое исключительное совпадение, такое вдохновенное, искреннее, глубокое постижение интимнейших человеческих настроений, такое впечатляющее напоминание о краткости жизни бывает очень редко. И только у чрезвычайно талантливых исполнителей.

А каким пронзительным и одновременно лиричным бывают в ее исполнении полонезы, ноктюрны, мазурки и вальсы Шопена. В этой музыке он весь - счастливый, отчаявшийся, тоскующий. Здесь свет мимолетных озарений. В этих коротких сочинениях Шопена заложено столько глубочайшего смысла, что это не просто образцы жанра, а настоящие короткие поэмы, рассказанные великим художником. И это прекрасно осмыслено пианисткой. Чувства и переживания автора становятся ее чувствами. Может, поэтому она поражает достоверностью, оглушительной чистотой звука. В результате перед нами изумительно четкие замыслы в достойной оправе, сплав лирики и мощного драматического порыва, искусство чистое, целеустремленное, проникнутое душевной и нравственной силой. Горячность, взволнованность, волевой накал и проникновенность неизменно присутствуют в ее исполнении и придают ее интерпретациям яркую индивидуальность.

В последние годы Светлана Навасардян часто посвящает свои концерты памяти близких людей - родителей, которые зажгли в ней тот свет, который до сих пор освещает и жизнь тысяч слушателей, близких друзей, чьи мнения всегда были для нее важны и интересны. И, конечно же, в любом разговоре обязательно присутствует ее педагог Ваче Умр-Шат, чьи уроки она никогда не забывает.

"Я пришла к нему в двенадцать лет с Сонатой Гайдна и этюдами Крамера, - рассказывала пианистка профессору Ереванской консерватории, доктору искусствоведения Ирине Золотовой, - ушла лауреатом двух международных конкурсов. Но уже с самых первых наших уроков Ваче Ваганович - художник, в котором "ни на миг не умирал аристократ духа", - отнесся ко мне, девочке-подростку, как к творческой личности и смело ввел меня в мир большого искусства".

ОДИН ИЗ СВОИХ БЛЕСТЯЩИХ КОНЦЕРТОВ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД СВЕТЛАНА посвятила памяти своего учителя. "Этот сольный концерт Светланы Навасардян стал в музыкальной жизни Еревана подлинным событием, войдя в череду тех редких, особых КОНЦЕРТОВ, которые пишутся только так, с большой буквы", - писала в своей замечательной рецензии Ирина Золотова. - Такие "концерты-события" знаменуют собой не только важную веху на творческом пути художника, но и становятся незабываемым фактом духовной биографии слушателей - маститых музыкантов, любителей-меломанов, студенчества - всех, собравшихся в этот вечер на встречу с музыкой. На мой взгляд, причины тому не следует искать исключительно в высочайшем уровне исполнительского мастерства пианистки. Уровень этот был всегда и остается на самой высокой планке. Состоявшуюся встречу можно считать явлением этапным как с точки зрения проявившихся в ней новых для Навасардян-художника репертуарных ориентиров, так и в плане весьма примечательной эволюции самой ее, казалось, уже сложившейся, отстоявшейся, отшлифованной годами напряженного труда исполнительской манеры. Если раньше, скажем, на рубеже восьмидесятых-девяностых годов, творческое наследие Шопена можно было отнести к разряду так называемых белых пятен в огромном репертуарном багаже пианистки, то здесь музыке великого польского композитора оказалось посвящено чуть ли не все второе отделение концерта. Пианистка шла к нему долгие годы и представила на суд слушателей лишь после того, как почувствовала себя вправе сделать это, вправе сказать "Мой Шопен".

В новом, весьма неожиданном исполнительском ракурсе, как отмечала И.Золотова, прозвучала в этот вечер вся программа, в том числе Соната Гайдна до-мажор и "Сарказмы" Прокофьева - "постоянные спутники творческой жизни Навасардян".

Поразительно, как она и сегодня, в столь неблагоприятное для искусства время, царит на вершине инструментального Олимпа. Она гастролирует за рубежом, ведет мастер-классы, передает свой богатый опыт молодому поколению музыкантов, участвует в престижных музыкальных фестивалях. И если, уходя с ее концертов, вы помимо целостного восприятия продолжаете ощущать отдельные фразы, это значит, что искусство Светланы Навасардян не есть что-то сиюминутное. Нет. Это одухотворенная материя, неиссякаемая энергия, которая живет, развивается по своим законам и самым неожиданным образом дает импульс для развития тех, кто имеет счастье попасть в магнитное поле ее искусства.

P.S. Редакция "ГА" поздравляет любимую пианистку с юбилеем и желает ей много хорошего, новых встреч с ее неувядаемым искусством.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЯЖ ПО ЭПОХАМ
      2024-11-22 09:48

      Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…