Последние новости

НА ОЧЕРЕДИ У БАРДИНА - "БОЛЕРО"

Феноменальный российский режиссер анимационного кино Гарри Бардин - частый гость в Армении. С 2001 г. он постоянно участвует в работе Ереванского международного кинофестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан", в рамках которого нередко справляет свои юбилеи. В эти дни Гарри Яковлевич вместе с организаторами фестиваля, армянскими коллегами и поклонниками своего искусства отпраздновал в Ереване свое 75-летие. День рождения вылился в творческий вечер, где не обошлось без откровенной беседы, приятных сюрпризов, оригинальных подарков и, конечно, нового мультпродукта от юбиляра. Ведь Бардин никогда не приезжает в Армению, в страну, где он проходил армейскую службу, с пустыми руками. 

В ПРОШЛЫЙ ЕГО ВИЗИТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ ПОСМОТРЕЛ НА ЭКРАНЕ "Ролана" бардиновское ноу-хау "Три мелодии", сотканное из трех не связанных по тематике философских историй, построенных на музыку трех известных сочинений: "Элегии" Массне (фильм "Элегия"), джазовой композиции Луи Армстронга Let My People Go (мультпритча "Исход") и "Рондо Каприччиозо" Сен-Санса (картина "Рондо"). 7 ноября в рамках ХI Международного фестиваля "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошла ереванская премьера фильма "Слушая Бетховена", успевшего уже побывать на экранах других городов и удостоиться высокой оценки в Каннах. Но, прежде чем поделиться с армянским зрителем "этим вкусненьким продуктом", как выразился сам режиссер, он рассказал о себе, своей давней связи с Арменией и перспективных планах.

Гарри Бардин всегда стоял особняком в советской, а затем и в российской анимации. Его неповторимые фильмы "Чуча" (трилогия), "Брэк", "Адажио", "Выкрутасы", "Конфликт", "Летучий корабль", "Тяп-ляп маляры", "Серый Волк энд Красная Шапочка" и другие принесли ему известность далеко за пределами родины. Еще в 1988 г. на самом престижном Каннском кинофестивале он стал обладателем "Золотой пальмовой ветви" за короткометражную картину "Выкрутасы", обойдя не только советских коллег, но и многих именитых аниматоров зарубежья. Бешеный успех Бардину приносит все: умение оживлять бытовые предметы, подручный материал и всякий "хлам", превращая их в живых героев своих историй, способность подмечать в обыденном философскую глубину, а в материальном - душу и передавать увиденное в авторской задумке, талант подбирать музыку к каждой анимированной истории и делать ее соучастницей действа.

Но это не все. Гарри Бардин - сторонник пленочного кинематографа, уверенный, что современные цифровые технологии не способны передать всю глубину кадра, цветового решения и идеи. Сегодня он создает своих персонажей, собирая необходимые сценки и их декор вручную, подшучивая, что в его студии компьютером пользуется лишь бухгалтер. "Энергетика руки, пульса мультипликатора исходит от сердца, а затем вливается в героев фильма, его замысел и создает особую, живую, настоящую, полную чувств и раздумий ауру, заполняющую экран", - рассуждает Гарри Яковлевич.

БАРДИНУ ПОДВЛАСТНЫ ЛЮБЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ПРОВОЛОКА, ПЛАСТИЛИН, писчая бумага, веревки, спички, столовые приборы и иная атрибутика под его мастерской рукой начинают двигаться, размышлять, чувствовать, принимать решения, доносить до публики идеи, актуальные во все времена и важные для всех народов. Его нашумевшие проволочные "Выкрутасы" - история об обособленности человека, а спичечный "Конфликт" - предостережение о губительной силе войны, точнее, о том, как люди зачастую способны превратить обычную бытовую ситуацию в конфликт и разжечь из него войну. Бумажное "Адажио", как и пластилиновый "Гадкий утенок", - о толерантности, о людях, не похожих на остальных, о том, как этим непохожим живется в мире ненависти. По словам режиссера, мысль использовать в фильмах подручные материалы родилась из желания экспериментировать, пробовать разные технологии еще в эпоху советской анимации, заключенной в цензурные рамки.

"Запреты" и "дозволенность" касались всего, от формы и материала до идеи, - говорит Бардин. - Мой "Конфликт" долго не выпускали на фестивали, мотивируя это тем, что я нарушил нормы понятия "справедливая" и "несправедливая" война. Но я уверен, что любая война губительна для человечества, цивилизации, мира и планеты".

Гарри Бардин сегодня, пожалуй, один из редчайших, если не единственный режиссер-аниматор, сохранивший верность классической музыке, без которой не обходится практически ни один его фильм. "Музыку, пожалуй, я люблю больше, чем анимацию, - признался режиссер. - Владимир Спиваков, с которым я постоянно работаю в своих проектах, до сих пор не верит, что у меня нет музыкального образования. Музыкальной школой для меня была мама: с детства запечатлелось, как она насвистывала и напевала популярные мелодии из симфоний, опер и оперетт, любимых фильмов. Музыка - очаровательный компонент моего творчества, помогающий выразить в фильмах мои темы, авторское слово. Обычно я беру то или иное музыкальное сочинение и создаю на него свои истории и сюжеты".

В ОСНОВЕ НОВОЙ КАРТИНЫ - "СЛУШАЯ БЕТХОВЕНА" - ВНОВЬ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. На этот раз Бардин прочувствовал знаменитое "Аллегретто" из Седьмой симфонии и "Оду к радости" Людвига ван Бетховена, посвятив свой новый фильм торжеству свободы, которой сегодня, по его словам, "так не хватает моей стране". На создание 10-минутной картины, сделанной, как всегда, в новой технологии, ушло около полутора лет. В работе над этим фильмом, как и в случае с "Тремя мелодиями", Гарри Бардин прибегнул к краудфандингу - сбору народных средств. И если в "Трех мелодиях" он воспользовался народными деньгами лишь частично, то фильм "Слушая Бетховена" полностью снят при финансовой поддержке зрителей. "Я долгие годы работал для зрителя и рад, что сегодня зритель поддерживает меня. Это значит, что я не зря потратил прожитые годы", - с радостью отмечает режиссер. Гарри Яковлевича поддержал и его постоянный коллега Владимир Спиваков, бесплатно записавший со своим оркестром музыку к очередному шедевру Бардина. Кстати, сегодня Бардин вновь объявил краудфандинговую кампанию на портале Planeta.ru и уже собрал определенную сумму для будущего фильма на знаменитое "Болеро" Равеля.

Эндемичный, не побоюсь этого слова, режиссер-аниматор, Гарри Бардин так объясняет причину своего бешеного успеха: "В моей жизни было два соблазна. Первый, когда Сергей Образцов предложил мне ставить совместно спектакль "Дон Жуан". Работа в театре Образцова сулила огромную известность, плотный гастрольный график по зарубежью и материальное благосостояние. Но, когда передо мной открылась возможность работать на студии "Союзмультфильм" и заняться любимым делом, я ушел от Образцова, - рассказывает Гарри Бардин. - Второй соблазн выпал в 1991 г., когда я после распада СССР создал свою собственную студию и сразу получил приглашение выступить с мастер-классом на знаменитой студии Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Поездка состоялась, мастер-класс прошел отлично. И вновь я получил заманчивое предложение работать в США над анимационным сериалом сроком ... навсегда, и вновь я все бросил и приехал домой". "Единственная ошибка, которую я совершил, состоит в том, что рассказал об этом жене. И тогда я узнал, кем являюсь на самом деле, - шутливо продолжил Гарри Яковлевич. - Но прошло время, и она призналась, что я поступил правильно, заметив, что именно на родной земле я являюсь тем, кто я есть".

В ЖИЗНИ, КАК И В ТВОРЧЕСТВЕ ГАРРИ БАРДИНА, ЗАМЕТНУЮ РОЛЬ СЫГРАЛА АРМЕНИЯ. Три года воинской службы в Гюмри и Ереване, опыт рисования движущихся картинок на краешках блокнота для ереванского старца, именующего "иванами" всех солдат из славянских республик Советского Союза и платившего за работу молодому Бардину бутылкой вина "Геташен", дружба с Робертом Саакянцем, по просьбе которого в годы Карабахского движения Гарри Яковлевич приехал в Ереван, чтобы поддержать своих.

Армения отвечает Бардину взаимностью. В свой 75-й день рождения он не только стал почетным гостем ХI Международного кинофестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" и удостоился бури зрительских аплодисментов. Национальный киноцентр Армении преподнес ему в подарок эксклюзивную коллекцию лучших армянских фильмов, снятых за 25 лет независимости, и бутылку старого доброго "Геташена". Директор фестиваля "Ролан" Нуне Манукян вручила Мастеру бутылку именного коньяка "Гарри Бардин. 75 лет" от завода "Арарат" и куклу, созданную по образу самого Бардина. "Пусть улыбающийся Бардин из солнечной Армении всегда будет рядом с вами, напоминая о множестве друзей, ждущих вас в гости с новым фильмом", - сказала она.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ ПОДВОДИТ ОЧЕРЕДНОЙ ИТОГ
      2024-11-21 13:33

      В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
      2024-11-21 10:55

      В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.

    • ГАЯНЭ ШУШЕЦИ – ХУДОЖНИК, ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
      2024-11-20 11:03

      Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих  гармонию.

    • SER ARTSAKH: СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ
      2024-11-20 10:49

      3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • ПЕТЕРБУРГ – ТАКОЙ РАЗНЫЙ И ВСЕМИ ЛЮБИМЫЙ
      2024-10-29 10:46

      Известный журналист, режиссер, продюсер и сценарист документального кино Ашот ДЖАЗОЯН представил в Ереване свой новый фильм «Петербург! Жизнь в городе...». Фильм стал своеобразным зеркалом исторического прошлого и современных веяний в северной столице России, историй ее старожилов, трепетно относящихся к традициям города, и молодого поколения, которое полно решимости сохранить такой разный, но всеми любимый Петербург.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.