Последние новости

ДОИГРАЛИСЬ?

Как часто не сбываются прогнозы синоптиков, экономистов и политиков! Но если бы вы знали, как не хотелось, чтобы один из наиболее часто озвучиваемых в обществе прогнозов сбылся! А все же последние события подводят к мысли, что наихудшие опасения сбываются... 

СОВСЕМ НЕДАВНО ДОВЕЛОСЬ ПОЙТИ НА КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ в Большой зал Армфилармонии им. А.Хачатуряна. Приехали зарубежные гастролеры с интересной программой и должны были выступить с Национальным филармоническим оркестром Армении. Выяснилось, что западная солистка оказалась не такой интересной, как хотелось бы, а приглашенный дирижер тоже не особенно радовал публику. Но речь не об этом. Ведь до начала концерта никто еще не знал о его художественном уровне. Если нет аншлага, то хотя бы наполовину зал мог быть заполнен (шутка ли, сразу два гастролера). Но действительность буквально обескуражила.

           В фойе у лестниц, ведущих в амфитеатр и на галерку, стояли сотрудницы филармонии и просили всех, безотносительно к местам, указанным на купленных билетах, усаживаться на свободные места в партере. "Чтобы не было неудобно перед гастролерами и нашими музыкантами" - объясняли они. К огромному сожалению, такое, вне зависимости от жанра исполняемой музыки (поп и рабис - исключение), нередко случается на наших концертах. Правда, обычно работники начинают "сгонять" людей сверху в партер после начала концерта, когда видят, что там зияют пустоты. Тут это было сделано заранее: администрация уже знала, что зал наполнится в лучшем случае наполовину. И это при условии, что, как выяснилось позже, билеты на этот концерт раздавали в музыкальных школах и училищах бесплатно. Билеты взяли, но на концерт не пришли. Очевидно, брали лишь, чтобы не отказывать директору и педагогам. Принято объяснять полупустые залы дороговизной билетов, тем, что люди озабочены хлебом насущным, мол, на культуру денег уже не хватает. Да, все правильно, благосостояние наше давно уже находится на одной из низших отметок по самой скромной шкале. Но ведь билеты на этот концерт раздавали, а не продавали, следовало бы прийти и послушать. Но не пришли – не приучены или, точнее, отучились мы слушать более или менее серьезную музыку. Отучились ходить на серьезные джазовые или симфонические концерты, в оперу и на балет. Или, скорее, нас отучили.

А ЧЕМУ ТУТ УДИВЛЯТЬСЯ? ГДЕ НАМ ПРИУЧАТЬСЯ К СЕРЬЕЗНОЙ МУЗЫКЕ? По ТВ на один концерт серьезной музыки приходится с десяток концертов пошленькой попсы или откровенного рабиса. Причем в настоящее время наблюдается очень любопытная тенденция. Рабиса местного розлива становится все меньше, а вот певцов, поющих по-русски с каким-то восточным акцентом, - все больше. Раньше так пели бакинские ресторанные певцы армянского происхождения из славного района Арменикенд. А еще армяне Узбекистана.

И надо заметить, появилось их видимо-невидимо. Снимают дорогие видеоклипы с участием красивых, хорошо одетых девушек, в дорогих интерьерах, с массовкой... А песни даже обсуждать не хочется. Кто они, откуда взялись - ума не приложу. Есть, конечно, и местные ребята, тоже старающиеся не отставать... Чему они могут научить – непонятно. На частоте "ФМ" тоже мало чего хорошего услышишь. В основном это западная поп-музыка. Есть, конечно, радиостанция, передающая классическую музыку, но делает она это как-то скучно, бессистемно. Джаза в ереванском эфире тоже почти нет – не жалуют его рекламодатели. Вот и крутится попса да что-то среднее между рабисом и пошлятиной, не поддающейся классификации.

Уже давно деятели культуры и просто граждане, озабоченные состоянием культуры, бьют тревогу, предрекая ее полный закат. Не хочется верить в это, но вот последний концерт в филармонии в очередной раз продемонстрировал эту проблему со всей остротой.

Кстати, речь не только об интересе к музыке. Хотелось бы отметить еще и само отношение к музыкальному событию. Куда ушли времена, когда женщины приходили в оперу или на концерт в вечерних платьях, мужчины в костюмах и в галстуках...

            На концерт, о котором идет речь, в центральный концертный зал столицы люди пришли в джинсах, кроссовках, верхнюю одежду не сдали, а попросту положили ее на спинки кресел. Чем это объяснить? Только тем, что люди не уважают ни музыкантов, ни храм музыки. Забыли, что концерт - это праздник, что на празднике нужно выглядеть соответствующим образом. Правда, и артисты у нас зачастую выглядят затрапезно, концерты начинаются с большим опозданием...

ВСПОМИНАЕТСЯ НЕДАВНЯЯ ПОЕЗДКА В РОСТОВ И ПОСЕЩЕНИЕ КОНЦЕРТА молодых джазовых музыкантов в центральном зале города. Люди пришли намного раньше начала концерта, женщины сразу устремились в туалеты, менять обувь, переодеваться, мужчины все сплошь в костюмах, одеты торжественно и галантны. А как же! Люди пришли на концерт, общаться с искусством, с артистами и должны поддержать марку. В антракте и до начала концерта публика чинно сидела в буфете, пила шампанское и ела пирожные. Очень понравилось объявление о том, что столики в буфете можно заказывать заранее, чтобы в антракте не искать свободные стулья и столики. И представьте себе – все места были аккуратно заняты, люди отдыхали. И конечно, никаких опоздавших, вбегающих в зал после третьего звонка и ищущих свои места в потемках, мешая и слушателям, и артистам.

Почему наша публика не может приходить на концерты, в кино, спектакли на 10 минут раньше? Непонятно! И пожалуйста, не надо сваливать на транспорт, блокаду, маленькие зарплаты. Это обычная расхлябанность – другого объяснения нет. А ведь это напрямую связано с отношением к музыке. Перестали у нас транслировать в эфире хорошую музыку, показывать по ТВ хорошие концерты с умными комментариями, нет интересных передач, вот люди и отвыкают, а молодежь и не знает ничего, кроме "крутой" попсы, разговоров о "тачках", нарядах и мобильниках. Поэтому и отношение плевое к серьезной музыке и всему, что  с ней связано. И чем дальше, тем глубже пропасть между слушателем и музыкой. К огромному сожалению, прогнозы на такую перспективу, которыми пугали уже давно, сбываются. А как хочется, чтобы с этим прогнозом общество и деятели культуры ошиблись так же, как ошибаются синоптики, экономисты и политики.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09
      3694

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23
      4219

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24
      1303

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44
      3138

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ