"АРТАВАЗДОНОСЦЫ" - 2017
Неправда, что все течет, - ничего не изменяется. Премия в области театра "Артавазд", как всегда организованная Союзом театральных деятелей Армении и Министерством культуры РА и в нынешнем году прошедшая под высоким патронатом президента Сержа Саркисяна, наконец и по праву обрела имидж главного театрального события года.
Перемены нагрЯнули сразу и по всем фронтам. НаЧнем с презентационных и видимых каждому невооруженному глазу. Если кто не знает - театральная премия, в раннем детстве проводившаяся в гостевом зале Ереванского коньячного завода "Арарат", спонсора проекта, для нескольких десятков избранных, сделала первые настойчивые шаги в голубом зале столичного кинотеатра "Москва" и встретила зарю юности в Театре музыкальной комедии им. Пароняна.
Совершеннолетие же "Артавазд", которому в нынешнем году исполнилось 18 лет, встретил в Национальном академическом драматическом театре им. Г. Сундукяна, и в роскошном тысячеместном, недавно отремонтированном зале буквально яблоку негде было упасть. Театральная братия, чутким артистическим носом почувствовала "перелом". На пригласительных билетах не был обозначен dresscode, но джинсы и лосины остались в шкафах, в ход пошли шелк и атлас в пол, смокинги и клубные пиджаки, шпильки и бабочки - приятно глазу и приятно уму оценить неожиданно нагрянувшее осознание "сам себя не зауважаешь, другие уважать не будут". А когда раздвинулся занавес и после первых фанфар на фоне античного профиля царя Артавазда - основателя армянского театра - началась первая интермедия, народ понял, что предчувствия его не обманули.
Действо, поставленное режиссером Драматического театра им. Капланяна Григором Хачатряном, оказалось не очередной "торжественной церемонией", форматной и предсказуемой, но настоящим спектаклем большого стиля. За что Григору - большое человеческое спасибо не только коллег, но и всех зрителей, оказавшихся вечером Международного дня театра в зале Национального театра. Свою лепту в театрально-творческую атмосферу, которая витала в воздухе, пока на сцене призы находили своих героев, внесли и ведущие - заслуженный деятель искусств РА Виген Степанян и молодая актриса Мариам Казанчян. Все легко, изящно, с шармом, на отлично подготовленных импровизациях. Словом, за доставленное удовольствие благодарил даже наш брат журналист, приходящий на мероприятие все больше с тайной надеждой на скандал. Г-жа Амирян, начавшая совершать первые выходы в свет в качестве супруги министра культуры, не скрывала восторга: "Откровенно говоря, я никак не представляла, что проведу такой удивительный, незабываемый вечер!".
ТЕПЕРЬ О ПЕРЕМЕНАХ, НЕВООРУЖЕННОМУ ВНУТРИТЕАТРАЛЬНЫМ ЗНАНИЕМ ГЛАЗУ НЕЗАМЕТНЫХ. Руководство Союза театральных деятелей наконец осуществило давно назревшую реформу положения о премии "Артавазд". Отныне оно проходит в два тура. Первый осуществило правление СТД, в которое входит 41 авторитетный театральный деятель. Так что нынешнему жюри был представлен short-list. В каждой номинации - от трех до пяти претендентов. Если проще, не в пример своим коллегам по прошлым годам, которым приходилось за месяц с небольшим отсматривать порядка 50 спектаклей, из коих больше половины, если совсем честно - всячина, и за это им платили деньги, а молоко не выдавали, то о состоянии здоровья нынешней экспертной группы позаботились. Явили им лучшее, что генерировал армянский театр за прошедший сезон.
Еще одна перемена. Наверное, самая главная, хотя и не столь броская и яркая, какой стала церемония награждения главной театральной премией страны. В армянском театра происходит смена поколений, и - это уже совершенно очевидно - рядом с народными артистами и лауреатами Государственной премии смело и уверенно выступают молодые артисты, творящие сегодняшний театральный язык. Те, кто давно уже стал пароходами и человеками, еще три года назад торжественно объявили, что с них достаточно премий и наград и благородно удалились в тень. И тут оказалось, что свято место не просто пусто не бывает. Что достойная смена есть. Смена, которой еще предстоит вернуть в залы, казалось, навсегда утраченного зрителя.
Так или иначе, большинство премий, предназначенных не только в молодежных номинациях, ушло молодым. Это вовсе не означает, что были забыты заслуги тех, кто отдал десятилетия, а то и жизнь служению театру. До начала объявления конкурсных номинаций председатель СТД Акоп Казанчян вручил четыре "Артавазда" "За честь и достоинство" - народному артисту РА Армену Сантросяну, актеру актерычу, представителю большой театральной династии. Юрию Костаняну - актеру и режиссеру Государственного театра пантомимы, человеку, который во всех смыслах молча делал свое дело, но успел заслужить такую любовь и уважение, что зал просто взорвался аплодисментами при упоминании его имени. Директору Национального театра им. Сундукяна Степану Давтяну, прекрасному руководителю, который прослужил на своем посту почти двадцать лет - он выжил! Надо знать, что такое национальный театр, и надо знать, что на этом посту никто больше пяти лет не задерживался, чтобы оценить уникальность Давтяна по достоинству. Наконец, четвертая награда, к которой у всех оказалось особое отношение, досталась Грише Арутюняну, представителю той армии людей театра, чьи имена не пишут на афишах и в программках, но без которых нет театра. Уже пятьдесят второй год Гриша говорит "да будет свет!", и становится свет на сцене Сундукяновского театра.
ПО СЛОЖИВШЕЙСЯ ТРАДИЦИИ СРЕДИ НОМИНАЦИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ есть специальный именной приз - посвящение одному из корифеев отечественной сцены. Нынешний "Артавазд" отдавал дань памяти народного артиста Эдгара Элбакяна. Артисту, который стоит чуть-чуть особняком в череде демиургов. Есть что-то по-особенному тонкое, летучее в этом тонком нервном профиле, в этой легкой манере игры - без бьющего через край напора эмоций. С изящным, как росчерк старинного пера, автографом интеллекта вещи, столь редкой в наших сценических палестинах. Столь же редкой, как истинная интеллигентность старого - в смысле многих поколений - тифлисца из культурной семьи. Когда Армен Элбакян в свое время ехал на стажировку в БДТ, к Товстоногову, его предупреждали, что со стажерами мэтр крайне нелюбезен. "Я просидел в его приемной почти два часа, у меня, тогда совсем молодого, уже начиналась истерика, - рассказывает Армен Эдгарович. - Как вдруг он распахнул дверь с возгласом: "Вы - сын Тарелкина! Почему мне раньше не сказали!". Георгий Товстоногов видел легендарный сундукяновский спектакль "Дело" по Сухово-Кобылину, но всяких больших артистов на своем веку повидавший суровый мэтр Эдгара Элбакяна запомнил. Премию его имени Анна и Армен Элбакян, худрук главного театра страны, как правопреемники вручили актрисе этого театра, заслуженной артистке РА, блестящей исполнительнице в амплуа "армянская женщина" Грете Меджлумян.
Лучшей актрисой года по праву была названа заслуженная артистка РА Джульетта Степанян - за роль Амай в спектакле Национального театра "Арцвабуйн". В желтой майке лидера оказался и заслуженный артист Тигран Нерсисян, премьер Национального, исполнивший роль Пепо в одноименном спектакле - "лучшая мужская роль". Вообще по части "премий для взрослых" Сундукяновский театр оказался не просто лидером, а единоличником, если учитывать, что "Артавазд" за создание театральных костюмов достался замечательному художнику Мэри Саркисян, "одевшей" героев того же "Пепо".
Премию как лучший сценограф получила Карине Онанян - художник спектакля "Дюймовочка", сделанного на сцене Государственного театра кукол им. Туманяна Самсоном Мовсисяном. Спектакль прекрасный и - уникальный. Хотя бы потому, что это - первая попытка освоения на отечественной сцене жанра "театра теней". Поэтому неудивительно, что именно "Дюймовочка" удостоилась "Артавазда" в номинации "Лучший детский спектакль года". Лучшим молодыми актрисой и актером года стали, соответственно, Татевик Овакимян и Давид Саркисян - спектакль "Поговори со мной", опять же Театр кукол. Еще один чемпион по части артаваздополучения. Правда, премия в номинации "Лучший молодой режиссер" уплыла в театр им. Э. Элбакяна. Ее обладательницей стала Лили Элбакян за очаровательный спектакль "Декамерон".
АВТОРОМ ЛУЧШЕЙ МУЗЫКИ К СПЕКТАКЛЮ - СПЕКТАКЛЮ МУЗЫКАЛЬНОГО камерного театра "Мышонок Криспи" - был объявлен композитор, пишущий для сцены много и хорошо Ваге Айрапетян. Ну а лучшим музыкальным спектаклем, с вашего позволения, естественно, стала "Тоска" Национального театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова, кстати, опять же в постановке молодого режиссера Наирэ Степанян. В этом году в репертуаре "Артавазда" впервые появилась номинация "Лучший спектакль пластики и движения" - номинация, потребность в которой давно назрела в силу развития жанра и у нас в стране. А он, бесспорно, развивается. Достаточно сказать, что было номинировано четыре спектакля - и все не ниже планки. Однако победителем оказался modern-dance "Время иллюзий" - спектакль, сильно порадовавший всех, кто его видел, Центра развития искусства хореографии.
А теперь внимание... "Лучший спектакль года"... SHAKEspearSHAKE, Маленький театр, постановка Ваана Бадаляна! Ура! И не только потому, что спектакль восхитительный. Впервые в истории "Артавазда" главный приз достался не просто молодому режиссеру - он достался спектаклю, разговаривающему со зрителем на другом, казалось, непривычном для нашего театра языке. Этот язык, наконец, официально признан не просто легитимным - он признан прекрасным. И, может быть, это главное достижение нынешней премии "Артавазд" и церемонии награждения, заслужившей наконец звание главного театрального события года.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 13:44
В парижском "Театре дю Шатле" прошла 68-я церемония вручения "Золотого мяча". Этот трофей ежегодно присуждается журналом France Football с 1956 года и считается самой престижной наградой в мире футбола. Впервые "Золотой мяч" вручали совместно с УЕФА.
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-31 09:42
В Ереване, в Российском центре науки и культуры («Русский дом») 30-го мая прошла церемония награждения победителей Второго Международного конкурса научных работ по арменоведению имени кавказоведа, академика Николая Марра.