ВЫСОКАЯ НОТА МУЗЫКАНТА КАРЛЕНА ТОПЧЯНА
Два месяца назад на факультете художественного образования АГПУ им.Х.Абовяна чествовали заслуженного артиста Армении, профессора Карлена Топчяна: 14 февраля ему исполнилось 80 лет. Карлен Хачатурович целых 20 лет возглавлял инструментальную кафедру. Как тонко заметил нынешний заведующий кафедрой музыкальной педагогики Саркис Элбакян, "Карлен Хачатурович был для всех воплощением безграничной доброты, его не просто уважали – его любили и коллеги, и студенты, и работники администрации за скромность, высокий профессионализм, преданность родной кафедре и фортепианному искусству".
В СВОЕМ ПОСЛЕДНЕМ ИНТЕРВЬЮ, ОПУБЛИКОВАННОМ НА СТРАНИЦАХ официальной газеты АГПУ в связи с 80-летием, Карлен Топчян откровенно признался: "Я счастлив и в семье, и в работе. Жена всегда терпеливо и спокойно принимала мои "гастрольные" отсутствия. В работе я всегда был уважаем и востребован. Успел издать первое национальное "Пособие для фортепиано" для 1-7 классов, составленное на основе лишь армянских народных песен и танцев. Остается, чтобы Бог дал мне здоровье и энергию для продолжения работы…"
К сожалению, Господь распорядился иначе, и спустя два месяца Карлена Топчяна не стало. О том, каким он был, какой творческий путь прошел, с каким усердием исследовал армянскую народную музыку, чтобы сделать ее доступной школьникам, я попросила рассказать его коллег и друзей. Первая реакция на мой звонок – искреннее сожаление и нескрываемая печаль по поводу кончины этого чудесного человека, замечательного педагога, интеллигента и профессионала с большой буквы.
Как-то раз судьба свела меня с Карленом Топчяном: он отдыхал с семьей на берегу Севана, где проводила отпуск и я. Однажды он засиделся на берегу, всматриваясь вдаль и чему-то внимая. "Чем вы заняты, Карлен Хачатурович?" - спросила я. "Слушаю музыку гор", - ответил он, рассмеявшись своим тихим и коротким смешком, отпечаток которого несколько минут не сходил с его лица.
К музыке родных гор Карлен Топчян прислушивался с раннего возраста. Ему было 7 лет, когда родители определили его в музыкальную школу им.А.Тиграняна в Ленинакане (ныне Гюмри). "Музыкантов в семье не было, мои родители были инженерами. Но перед замужеством мама попросила отца купить пианино, ставшее моим первым инструментом и путевкой в творческую жизнь", - рассказывал Карлен Хачатурович. После школы он поступил в музыкальное училище им.Кара-Мурзы и к окончанию не знал, как распоряжаться полученным образованием дальше.
ИМЕННО В ЭТОТ ПЕРИОД В УЧИЛИЩЕ ПРИЕХАЛА ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ Ереванской консерватории, среди них были Владилен Бальян, Геворг Аджемян и другие прославившиеся позже музыканты. По вечерам они собирали студентов-карамурзинцев, устраивали совместные концерты. Это и подтолкнуло молодого Карлена переехать в Ереван и подать документы в столичную консерваторию. Повезло и с мастером курса: Топчян попал к корифею армянского фортепианного искусства, выпускнику Ленинградской консерватории Роберту Андриасяну и многому научился под его руководством.
Параллельно с учебой в консерватории Карлен Топчян работал учителем в музыкальной школе. Однако молодого, талантливого и энергичного пианиста манили сцена и серьезные залы, и вскоре он поступил на работу в Академический театр оперы и балета им.Ал.Спендиарова, сначала работал в балетных постановках, затем с вокалистами в качестве концертмейстера, аккомпанируя таким величинам оперной сцены, как Мигран Еркат, Гоар Гаспарян, Сергей Даниелян, Татевик Сазандарян, Павел и Рубен Лисицианы, и другим, готовил их к выступлениям, а с Лусине Закарян поставил сольный концерт. Карлен Топчян общался с видными музыкантами и певцами Москвы, Ленинграда, городов Прибалтики и других республик Советского Союза, работал над исполнением сочинений Арама Хачатуряна и Арно Бабаджаняна, которые они лично приносили в театр, а затем и в Государственную академическую хоровую капеллу, где Карлен Хачатурович был концертмейстером 16 лет.
В капеллу Топчян перешел в 1962 г. по приглашению Ованеса Чекиджяна, годом ранее репатриировавшего в Армению. Дирижеру с зарубежным опытом работы был нужен первоклассный концертмейстер, и свой выбор он остановил на Топчяне, которому тогда было всего 25 лет. В этом коллективе Карлен Хачатурович выступал не только в качестве концертмейстера, но и солиста симфонических концертов. В 1978 г. в его творческой жизни произошли перемены: во время гастролей в Москве он решил обратиться в Министерство культуры СССР с просьбой командировать его на работу за рубеж. "Добро" было дано после того, как сотрудники ведомства посетили концерт с участием Карлена Топчяна, познакомились не только с ним, но и с его исполнительским мастерством. Впереди ждал Каир – столица Египта: Ованес Чекиджян долго не желал подписывать заявление об уходе своего концертмейстера.
В Каире он проработал два года в Высшей академии искусств. В театре египетской столицы благодаря совместным усилиям Карлена Топчяна и прибывшего из Армении Владилена Бальяна был поставлен балет Арама Хачатуряна "Гаяне". В зале царил аншлаг: вся армянская община, а с ней каирцы и гости столицы стоя аплодировали участникам и организатором столь великолепной постановки.
ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ В АРМЕНИЮ КАРЛЕН ТОПЧЯН возглавил кафедру инструментальной музыки на факультете культуры Ереванского педагогического института им.Х.Абовяна. Позже и кафедра, и факультет, и сам вуз были переименованы, неизменной оставалась преданная деятельность Топчяна и его коллег. Карен Хачатурович старался идти в ногу со временем, и это у него прекрасно получалось. "Если мне удается обогатить духовный мир студентов, пополнить их знания и повысить уровень профессионализма, я чувствую себя счастливым и удовлетворенным", - как-то раз сказал он. Профессор Топчян не перестал работать, когда вышел на пенсию: он продолжал аккуратно ходить в родной вуз в качестве преподавателя фортепиано, но не для галочки или времяпрепровождения, а из огромного желания передать весь свой накопленный опыт и знания молодым специалистам и студентам.
"В определенный период после Карлена Хачатуровича 4 года кафедру возглавляла я, - рассказывает доцент Маргарита Багдасарян. – Все эти годы я чувствовала его крепкое и надежное плечо: он всегда был рядом, помогал нужным советом и в решении вопросов как с организацией работы руководителя, так и общения со студентами. Он не только преподавал фортепианное искусство, но и образовывал подопечных, прививал студентам тонкий эстетический вкус. Карлен Топчян служил примером своим ученикам: на празднестве в честь 90-летия университета он лично аккомпанировал им. Он старался никогда не пропускать занятий, даже если был нездоров. Когда же становилось совсем невмоготу, он звонил на кафедру и просил ни в коем случае не отменять урок, а просто перенести его на другой день, столь велика была его ответственность перед собой, студентами и профессией. Педагоги нередко обращались к нему за советом, ибо знали, что он никогда им не откажет в мудром слове".
"Высокопрофессиональный и интеллигентный человек – второго мнения тут не может быть, - сказал завкафедрой музыкальной педагогики кандидат педагогических наук Саркис Элбакян. – Его путь словно поделен на два периода: исполнительский и педагогический. Он был превосходным пианистом, работать с которым желал руководитель любого музыкального коллектива. Повзрослев и набравшись опыта, он стал не менее прекрасным педагогом и главой нашей кафедры, где поднял на высокий уровень исполнительское мастерство студентов-музыкантов. Но была еще одна страница его жизни: Карлен Топчян был отличным ученым-исследователем, его работа на этом поприще вылилась в бесценный труд – двухтомник "Пособие для фортепиано". Это первый и единственный учебник подобного рода, созданный на основе армянской народной музыки, песен, танцев в переложении для фортепиано и призванный воспитать новое поколение пианистов в духе национального искусства".
ЗНАТОК АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ, КОТОРУЮ ОН ДОЛГИЕ ГОДЫ представлял на лучших сценах разных стран в бытность концертмейстером Государственной академической хоровой капеллы Армении, Карлен Топчян привнес в этот научный труд и весь свой педагогический опыт. "В процессе учебы школьники знакомятся с понятием "полифония", пользуясь сонатной формой и этюдами, для выработки техники на основе произведений русских или европейских композиторов. Дети знакомятся с азами игры на фортепиано по учебникам русских авторов, в которых в основном представлен русский музыкальный материал. А ведь для первых шагов нужны простые мелодии, которые могут и должны быть подобраны из богатой сокровищницы армянской народной музыки", - уверял он и оказался прав. Сегодня книгами пользуются учащиеся музыкальных школ Еревана и регионов Армении, она помогает и студентам кафедры, где 30 лет с полной самоотдачей проработал Карлен Хачатурович.
Один комплект хранится и у меня. Первый том, написанный в соавторстве с Асмик Испирян, Карлен Топчян надписал для моего сына, в то время ученика фортепианного класса одной из столичных музыкальных школ, вторую – для меня лично. В первой книге – обработки народных песен из цикла "Семь песен", а также небольшие пьесы из цикла "Детские мотивы" Комитаса. Учебный материал Карлен Хачатурович обогатил и разнообразил мелодиями народных танцев, пьесами Хачатуряна, Бабаджаняна, Александра Арутюняна и других видных композиторов. Все произведения в авторском переложении для фортепиано даны в "Пособии" по принципу усложнения. Во втором томе размещены дополнительные партии для педагога, что позволяет учителю и ученику играть в четыре руки. На последних страницах - таблица гамм, аккордов и арпеджио, а также словарь музыкальных терминов на армянском языке. Есть и поэтические тексты к нотам, позволяющие ученикам не только учить народные песни, но и лучше овладевать родным языком.
Когда Карлен Хачатурович рассказывал о работе над уникальным пособием, у него загорались глаза. Ведь в более 260 произведениях двухтомника звучит музыка армянских гор, которую Карлен Топчян умел слышать во всем.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…