Последние новости

КОКТЕЙЛЬ – ПИЩЕВАЯ ДОБАВКА К ОПЕРЕ

Среди дат нынешнего года – 180-летие Тиграна Чухаджяна, выдающегося армянского композитора, дирижера, пианиста, общественного деятеля, педагога, основателя армянского музыкального театра, автора первой оперы и оперетты в музыкальной истории Востока. Юбилей отца-основателя решили отметить не как-нибудь, а как-нибудь особенно продвинуто: первый акт прославленной оперетты Чухаджяна "Карине" стал промопоказом, явлением, которое в наших палестинах еще предстоит осваивать.

У "НЕСОВСЕМ СПЕКТАКЛЯ", КАК НАЗВАЛ ЕГО РЕЖИССЕР И АВТОР ЛИБРЕТТО ПОСТАНОВКИ, наш соотечественник из Франции Жеральд Бабазян, он же Жирайр Папазян, есть своя предыстория. В начале века нынешнего в Париже был обнаружен клавир, то есть исключительно музыка для оркестра без вокальных партий, культовой для нас оперетты "Карине". Бабазян, который видит одной из своих творческих задач явление жемчужин армянского искусства западным людям, загорелся идеей воплотить новообретенную музыку на сцене. Более того, идею свою он реализовал.

В мае 2010 года в парижском театре Theatre de Saint-Maur состоялась премьера оперетты Тиграна Чухаджяна "Карине", которая зазвучала на французском языке. Автором либретто был Жеральд Бабазян. Юбилей великого композитора стал замечательным поводом к тому, чтобы попытаться повторить постановку на исторической родине, и не где-нибудь, а в Национальном академическом театре оперы и балета. Добиться сразу постановки – то ли пробивной силы не хватило, то ли денег, то ли и то и другое. Решили пойти другим путем. Того самого промопоказа. То есть сделать как бы набросок и показать его потенциальным спонсорам – практика, на Западе широко применяемая. Правда, по моему скромному разумению касается она все больше маленьких театров и частных трупп, а не великих и ужасных, национальных и академических монстров. Но даже не в этом дело. Нынешний курс на капитализацию допускает всякие крены. Хотя главным потенциальным спонсором в данном случае выступало опять же Министерство культуры РА и его руководитель.

Афишами, призывающими приобщиться к "Карине-коктейлю" (а именно так называется новый "полуспектакль"), пестрел весь центр Еревана. Буйствовал Facebook – спешите видеть! Ну я и поспешила…

АНШЛАГА НЕ БЫЛО. НО ПУБЛИКИ СОБРАЛОСЬ ПРИЛИЧНО. ПРИЧЕМ НАШИ зарубежные соотечественники и даже совсем уж откровенные туристы, на которых так призывают быть заточенной отечественную культуру, составляли в зрительном зале немалый процент. Первый акт "Карине" исполнялся в акте втором. А чтобы обеспечить публике полноценный вечер в опере, да и цены на билеты оправдать (от 2 до 6 тысяч драмов) промопоказу предшествовало первое действие в виде отрывков из хрестоматийных оперных спектаклей. Этот первый акт оказался прелесть до чего хорош. Это было не то чтобы концертное исполнение - именно отрывки при минимуме сценического оформления, реквизита и в современных, но все-таки сценических костюмах, придуманных Викторией Риедо-Оганесян. Просто, но со вкусом. С учетом замечательных молодых певцов во главе с нашим прекрасным тенором Липаритом Аветисяном вышло более чем вкусно. Моцарт и Верди, La donna e mobile и блестяще исполненная оркестром оперного театра под управлением Арутюна Арзуманяна увертюра к "Богеме"! Прекрасно, просто прекрасно! Даже подумалось, что при наших скромных финансовых закромах подобные концерты могли бы стать альтернативой спектаклям, когда и артисты при деле, и зритель доволен. Ведь публика аплодировала до боли в ладонях и разбрелась на антракт в ожидании главного блюда.

"В этом году мы отмечаем 180-летие выдающегося армянского композитора девятнадцатого века Тиграна Чухаджяна. Вместе с художественным руководителем нашего оперного театра, маэстро Константином Орбеляном мы взялись за постановку относительно недавно обнаруженного в Париже клавира первого акта оперетты Чухаджяна "Леблебеджи", то есть "Карине". Это только музыка для оркестра, отдельные части которой нам слушать не доводилось. Так что сегодня вы откроете для себя музыку, которая исполняется впервые. А посему в качестве увертюры будет исполнен отрывок из второго акта – очень красивой и очень восточной музыки. Это несколько вольный подход, потому что, как вы знаете, этим вечером мы исполним для вас лишь первый акт. Это, так сказать, пока закуски, аперитив. Я надеюсь, что нам еще удастся добиться того, чтобы у вас разыгрался аппетит. Словом, вас ждет не совсем исполнение не совсем спектакля в постановке не совсем режиссера", - так резво и вроде как самоиронично начал свое выступление учинитель сего действа Жеральд Бабазян. Даже Википедия сообщает, что, "говоря о себе, Жирайр Папазян всегда уточняет: "Я больше актер, чем режиссер". Оно и видно!

ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ ЗАДАННОЙ НЕ СОВСЕМ РЕЖИССЕРОМ КУЛИНАРНОЙ СТИЛИСТИКЕ, культурного деликатеса не получилось. Разыгравшийся в первом действии музыкальный аппетит стремительно улетучивался, туристы, которых предписано холить и лелеять, стремительно утекали, настроение портилось, уступая место злости: кому же приятно, когда его держат за дурака…

Наши соотечественники из области зарубежной культуры делятся на две категории. Те, кто состоялся в серьезном, порой мировом масштабе, и те, кто не очень. Первые, даже будучи сто раз патриотами, стоят денег – есть у них такое дурное представление, что профессионализм (уже не говоря о мастерстве и виртуозности), чего-то стоит. Вторые особых финансовых претензий не представляют, готовые вместо этого пополнять копилку не совсем состоявшихся творческих амбиций. Что еще сильно отличает эти две категории – не в пример первым вторые любят поучать и просвещать.

"Как видите, сцена практически пустая. Мы, конечно, заполним ее кое-каким реквизитом – совсем чуть-чуть. Это называется минимализм, - витийствовал Жеральд Бабазян. - Итак, наше действие разворачивается в тысяча восемьсот каком-то году в Стамбуле и на западноармянском языке – пускай ваше ухо к нему привыкает. Я в этот вечер буду играть самую главную роль – роль протагониста и суфлера". В главной роли Бабазян резонерствовал много до приторности - видимо, это была попытка сублимировать режиссерскую несостоятельность.

Ведь можно сколько угодно рассуждать о минимализме, называть его последним словом в искусстве, предавать анафеме веризм и большой стиль. Но никому не дано отменить владение профессией, умение строить мизансцены и архитектонику массовки, строить отношения и чувства. "Карине-коктейль" делался при участии солистов молодежной оперной программы, оркестра, хора и балета Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова и студентов Ереванской государственной консерватории им. Комитаса. Народу, как видите предостаточно. И было неудобно, чтобы не сказать стыдно, смотреть на сцену, где куча артистов жалась тесной чередой. Смотреть, как молодые стройные ребята не совсем способны оторвать ноги от сцены, "сопровождая танцем" знаменитую арию Леблебеджи, а гимнастические пассы кордебалета напоминают "Синюю блузу" образца 1917 года. И чего стоило решить второй акт так же как и первый – концертно-постановочные неизвестные куски из "Карине" - молодые певцы блеснули бы вокалом, зритель бы от души порадовался. Но нет! Минимализм минимализмом, но масштаб манит, так же как и Большая опера! Вот только большой оперы, пусть даже в минималистической форме, явно не получилось.

КАК УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ, НАРОДУ НА СЦЕНЕ БЫЛО ПРЕДОСТАТОЧНО. Так же как и друзей и родственников в зале. Так что, несмотря на определенную зрительскую утечку, план по крикам "браво!" был не только выполнен, но и перевыполнен.

Так или иначе, дебютный для Армении промопоказ состоялся. Захочет ли государство в лице присутствующего на премьере министра культуры Армена Амиряна выделять финансы, чтобы заполучить "Карине" в полной подобной версии, покажет время. А очень может быть, что и захочет. Такой "минимализм" при отсутствии денег и кризисных менеджеров - какой-никакой выход из положения. Дела идут – контора пишет, то есть поет! Остается надеяться, что первая часть "Карине-коктейля" (то есть "театрализованные отрывки из классических опер"), как говорилось в афише, делалась не только для того, чтобы заполнить время, а в качестве еще одной альтернативы оперного театра эконом-класса. И подобная альтернатива, ей-богу, гораздо более приемлема.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...