ТОТ САМЫЙ ФРИДОН
Летом в Москве с успехом прошли две выставки армянского изобразительного искусства. Получил огромное удовольствие от присутствия на обеих и спешу поделиться эмоциями, полученными при открытии выставки известного российского живописца Фридона Асланяна, который, в элегантном костюме, при бабочке, встречал гостей у входа в уютную артгалерею "Дрезден", расположенную в легендарном Гостином дворе, где и проходила выставка "Тот самый Фридон".
ПРИЧУДЛИВОЕ СОЧЕТАНИЕ КРАСОК И ФОРМ СОЗДАЕТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Осевое перевертывание картины, степень ее удаленности от зрителя, ракурс взгляда совершенно меняют картину того причудливого мира, который каждый зритель представляет себе в меру своего духовного и творческого опыта. Плюс доброжелательность и радушие автора этих удивительных полотен и поразительно разнообразных предметов прикладного искусства, которые подкупают всех с первых же минут, причем Фридон знакомит гостей с экспонатами выставки лично.
Однако лучше опишу увиденное впечатлениями специалиста-искусствоведа Татьяны ФИЛИППОВОЙ, которыми она делится в буклете "Тот самый Фридон". "Он может все. Именно такое ощущение возникает у зрителя при первом же знакомстве с работами Фридона Асланяна. Впрочем, "работы" не совсем то слово, когда речь заходит о творчестве этого художника-архитектора и дизайнера, живописца и графика, автора многочисленных градостроительных проектов. Ведь работа - это изнурение и пот, усталость и усилие. Здесь же иное - мысль в ее философском измерении.
Изо всех философских направлений художнику ближе всего индуизм - необузданной красочностью мистицизма, глубиной созерцания, возможностью долгого и всегда неожиданного постижения себя. Конвертация философии в живопись (а также в архитектуру, графику, гравюру, дизайн мелкой пластики и многое другое) происходит у Фридона легко и естественно. Медитация становится для него не только необходимой подготовкой к созданию очередного произведения, но и предметной сутью самого процесса творчества.
"Муки творчества" - это не о нем. Фридон любит говорить: "Я не терзаю предмет творчества, не беру приступом, как крепость. Диалог всегда важнее и интереснее для меня, чем поединок с бумагой, холстом, камнем или металлом". Вся эта легкость и естественность - следствие прежде всего высочайшего и разностороннего профессионализма Фридона, закономерный итог свободного владения им как традиционными, так и совершенно авангардными техниками, технологиями и материалами, каковые может применять художник, живущий в начале ХХI столетия. Подлинная традиция, в которой сплелись армяно-ирано-индийские корни художественного мироощущения, предопределила главное кредо художника: рождение через созерцание. Именно это свойство художника наиболее ярко реализуется в том, что он называет своей трансцендентальной живописью. Смотреть работы Фридона всегда надо "вживую", "здесь и сейчас".
ТАТЬЯНА ФИЛИППОВА ПРОДОЛЖАЕТ: "ТАКИМИ ЖЕ СВОЕОБРАЗНЫМИ штрихами-монадами неожиданно предстают и деревянные куклы Фридона, с бесконечно грустными глазами, в армянских костюмах, с атрибутами национальных ремесел и искусств в руках. Это декоративно-этнографическое направление его работ - дань армянским корням. Особое место в творчестве Фридона занимают и морские раковины, поверхность которых он "освобождает", чтобы открыть тайну потаенного цвета и рельефа природной фактуры, почувствовать живое и растущее в этом древнейшем создании морской стихии. Хрупкая раковина становится архетипом, грезой Создателя о возвышающей красоте земного создания. Как видим, Фридон-художник не задумывается о жанре, не выбирает его. Жанр мыслит о нем и вместе с ним, выбирая художника для своих самых смелых и неожиданных воплощений".
К сказанному добавлю восхищение, которое испытал, знакомясь с графическими портретами Уильяма Сарояна, Минаса Аветисяна, Сергея Параджанова, академиков Бориса Раушенбаха и Андрея Сахарова… Фридон, несмотря на возраст, полон сил и фонтанирует идеями. 37. Это ли не признак того, что мы еще не раз насладимся его прекрасными творениями!
А почему не насладиться творчеством Фридона в Ереване? Обращаюсь с этим предложением к Министерству культуры и Союзу художников Армении. Тем более что в последний раз работы мастера демонстрировались на его исторической родине в далеком 1993 году.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2017-08-23 15:16
Выставка "Армянский импрессионизм: от Москвы до Парижа" прошла недавно в московском Музее русского импрессионизма. Расположившись на двух этажах культурно-делового центра "Большевик", в центре Москвы, недалеко от Садового кольца, выставка эта представила полотна всемирно признанных мастеров - Мартироса Сарьяна, Вардгеса Суренянца, Карапета (Шарль) Адамяна, а также работы Егише Татевосяна, (поразительная работа которого "Гений и толпа" каждый раз буквально завораживает), Оганеса Зардаряна, Седрака Аракеляна и других.
-
2017-01-18 13:28
... Началось все в середине жаркого, как обычно, ереванского июля, когда было решено отметить полувековую дату окончания некогда легендарной школы N55 имени Антона Павловича Чехова. Наслаждаясь радостью общения с поседевшими, погрузневшими одноклассниками и ну практически не изменившимися одноклассницами, в разговоре с одной из них, рыжеволосой Кариной той школьной поры, которая после окончания ЕГУ волею любви стала жить в Литве, я вдруг подумал, а не рвануть ли в страну, где доселе не был?
-
2016-11-30 16:01
На другом конце света - в прекрасной даже в своей ветхости Гаване завершил свой жизненный путь легендарный команданте и хефе Фидель Кастро Рус – один из наиболее ярких политиков XX века.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-05-26 11:20
Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство гончарного дела и керамики.
-
2023-03-08 09:48
Армянский музей Америки и Музей истории Армении инициировали уникальную онлайн-выставку, посвященную богатому духовно-материальному наследию Арцаха. Впервые в рамках сотрудничества двух армянских очагов культуры, расположенных на разных континентах, удалось объединить экспонаты коллекций 16 музеев мира различных профилей. В виртуальную экспозицию вошли около 50 образцов, включающих относящиеся к разным эпохам керамики, украшений, предметов культа, а также средневековых рукописей, ковров, текстильных и других изделий.