Последние новости

РЕСТАВРАЦИЯ АНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Доктор искусствоведения, иностранный член Национальной Академии наук РА Армен КАЗАРЯН вырос и получил образование в Ереване, но уже 25 лет живет и работает в Москве. Он автор многих книг по армянской архитектуре, в том числе четырехтомника "Церковная архитектура стран Закавказья VII века. Формирование и развитие традиции". В начале сентября Армен находился в Ереване и дал "ГА" эксклюзивное интервью. 

 Доктор искусствоведения, иностранный член Национальной Академии наук РА Армен КАЗАРЯН- Г-н Казарян, пару лет назад вы были научным консультантом реставрационных работ армянских исторических памятников, которые проводились в Ани. Эта работа продолжается?

- Реставрация, точнее, консервация архитектурных памятников средневекового города Ани, хотя и медленно, но набирает обороты. Я был вовлечен в группу реставраторов в качестве научного консультанта по предложению Всемирного фонда памятников, центр которого расположен в Нью-Йорке. Эти работы финансируются вместе с турецким правительством. Контракт со мной был заключен для проведения работ по консервации церкви Спасителя - Сурб Пркчи.

Эта церковь - классическая ротонда, редкая среди подобных памятников, находилась в ужасающем состоянии не одно десятилетие. Археологическая экспедиция академика Николая Марра еще более ста лет назад не только констатировала процесс разрушения церкви, но и провела ряд работ по ее укреплению: были залатаны небольшие дыры в стенах, заделаны трещины. Раскопки и изучение Ани было самым масштабным проектом российской археологии начала XX века, но работы продолжены не были - в 1917 году Российский археологический институт был ликвидирован, на его базе Марром в Тбилиси был создан Институт кавказской археологии, вскоре прекративший свое существование.

После событий 1918-1920 годов Ани оказался на территории Турции, и в последующие годы вся эта марровская кладка на церкви Спасителя, за исключением небольших фрагментов, была разобрана местными жителями. В 1957 году в результате удара молнии расшатанное здание разделилось на две половины, восточная часть вместе с алтарем обрушилась и церковь оказалась как бы в архитектурном разрезе. Вид живописный, но существовать долго в таком состоянии она не могла. Консервация была поручена архитектору Явузу Озкая, руководителю реставрационной фирмы в Анкаре, работы шли под покровительством и контролем Всемирного фонда памятников. И именно руководитель программ по консервации памятников этого фонда предложил официально подключить меня к этой работе.

Срок контракта уже прошел, по нему была проделана работа в архивах и библиотеках, в соавторстве с Озкая и архитектором Алин Понтиоглу написана статья об этом памятнике - первая из двух или трех статей об истории этого храма и ходе работ на нем. Однако сам памятник не был готов к сдаче в полной мере, работы активизировались лишь с прошлого года. Сейчас они почти завершены.

В ходе укрепления стен и дополнения утраченных фрагментов кладки мы столкнулись с некоторыми сложностями, связанными с отсутствием квалифицированных мастеров. Явуз обратился ко мне с просьбой отыскать мастера, который мог бы выполнить эту работу. Ереванские коллеги рекомендовали Араика Аветяна. Архитектор по образованию он многие годы занимался кладкой камня, хорошо чувствует и понимает его, может работать и как скульптор. Вторая проблема упиралась в поиски похожего камня. Залежи его были в окрестностях Ани, но промышленная разработка не велась, поэтому поиски было решено продолжить на территории Армении, где в Армавирском марзе поиск Араика увенчался успехом. Ряды кладки церкви Спасителя особенной высоты, некоторые в человеческий рост. Араик в Армении же подготовил необходимые блоки по соответствующим размерам и формам, однако окончательно обтачивал их в Ани, куда были перевезены прошлой осенью, а в этом году за полтора месяца кладка в пробоинах с внешней стороны стен была восстановлена, осталось доделать мелкие детали.

Если бы церковь Спасителя имела кровлю и была в хорошем состоянии, то могла бы простоять еще не одно тысячелетие. Наши предки строили на века. Несколькими годами ранее тем же Явузом Озкая были проведены восстановительные работы на мечети Мануче, церквях Тиграна Оненци и Абугамрец. Уже сейчас я уверен в успехе работ на церкви Спасителя — объекте, кстати сказать, очень сложном. Оценки не могут быть однозначными, но то, что процесс консервации идет, радует. Радует и то, что на стройплощадке между архитекторами и мастерами разных национальностей сложились доверительные и дружеские отношения, являющиеся залогом нашего дальнейшего сотрудничества.

В программу реставрационных работ в Ани включен и Кафедральный собор, но эти работы пока не начаты. Однако археологи уже произвели раскопки вокруг собора, раскрыты остатки круглой церкви Сурб Рипсиме у его юго-восточного угла. Возобновляются работы на Смбатовых стенах Ани и, похоже, в скором времени начнутся археологические работы на комплексе церкви Апостолов. К сожалению, доступа ко всем этим работам не имеют специалисты в области армянской археологии и архитектуры, все это делается исключительно турецкими археологами. Эту ситуацию надо исправлять активными требованиями армянских коллег.

 Реставрация Ани продолжается- Ани с его множеством церквей во главе со знаменитым Кафедральным собором - свидетельство небывалого расцвета армянской церковной архитектуры. А как жители Турции реагируют на реставрацию армянских христианских памятников?

- Мнения разные. В целом народ, если не учитывать голоса крайних националистов, считает, что наследие армян, греков, ассирийцев надо сохранять. Если еще несколько лет назад в Ани ездили в основном европейские туристы, то сейчас уже сами турки из Анкары и других городов приезжают сюда на выходные. Эти посещения позволяют им воочию представить структуру средневекового города и характер развивавшегося в нем искусства. А это может стимулировать внимание турецкого государства к сохранности исторического наследия.

Кроме работ по консервации памятников иностранные коллеги привлекали меня к проектам, целью которых была фиксация армянского наследия в восточной Турции. Одна из таких программ называлась "Ани в контексте", проводимая Норвежским институтом изучения культурного наследия, Всемирным фондом памятников и организацией "Анадолу култур". Речь шла о мониторинге памятников, связанных в историческом или архитектурном смысле с Ани. В течение недели мы посетили памятники армянской архитектуры вдоль реки Ахурян по турецкой территории, выявили постройки, нуждающиеся в срочном укреплении. Среди них знаменитый Мренский собор 639 года, церковь Сурб Саркис монастыря Хцконк 1024 года, ансамбль монастыря Оромос, основателями которого были армянские цари из династии Багратуни.

Все эти памятники находятся в крайне плохом состоянии, особенно Мренский собор, а это один из лучших храмов VII века. Собор десятилетиями ломали снаружи и изнутри, рыли ходы под основанием в поисках золота, крали камни. Разбиты и подкупольные столбы, но уже не из желания добыть камень, а для того, чтобы рухнул весь собор. Частично эта вандалистская цель достигнута, несколько лет назад легла южная стена, западная сдвинулась, любое землетрясение - и еще как минимум одна стена ляжет. Так что укрепление собора является первоочередной задачей. Эскизный проект стабилизации постройки подготовлен архитекторами-инженерами из США и Македонии. Они предлагают срочно укрепить собор металлическими опорами. Прошло три года, но финансов для работ по временному укреплению Мренского собора пока не нашлось, хотя речь идет не о миллионах, а небольшой по масштабам реконструкции сумме в пару сотен тысяч долларов.

- Всемирный фонд памятников оскудел?

- В настоящее время он, видимо, испытывает финансовые трудности, но организация "Анадолу култур", которую возглавляет предприниматель и меценат Осман Кавала, делает многое для сохранения армянского наследия в Турции. В этом году он сплотил нас вокруг идеи организации выставки, посвященной памятникам Ани. В экспозиции будут представлены фотографии, чертежи и несколько артефактов. Открытие выставки намечено на декабрь этого года в Стамбуле. Потом, по предварительной договоренности, экспозиция переедет в Ереван, затем в Осло, поскольку Норвежский институт изучения культурного наследия делает очень многое в плане документации и сохранения армянских памятников, в частности, и об этом я уже говорил, проект "Ани в контексте" финансировался этим институтом. Предполагается, что выставка пройдет также в Берлине, Нью-Йорке и, возможно, в Санкт-Петербурге. Я участвую в разработке концепции, поиске материалов. И это очень интересный процесс.

- Вы не планируете организовать выставку своих картин?

- Я участвовал во многих выставках, среди которых были персональные в Ереване, Тегеране и несколько в Москве. Очень сожалею, что в последние годы из-за работы запустил живопись. В конце августа, оформив двухнедельный отпуск, вместе с дочерью я на машине поехал через Грузию в Ани. На обратном пути, в Ахпате, где мы задержались на пару дней, сделал всего лишь один небольшой этюд. Но, как всегда, времени на картины практически не остается. Третий год я являюсь заместителем директора одновременно в двух московских институтах - Государственном институте искусствознания, где я начал работать еще учась в аспирантуре, и потом защитил обе диссертации, и Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и градостроительства, в котором возглавляю еще и отдел истории архитектуры древнего мира и средних веков.

Недавно завершил по результатам пятилетнего исследования тему, посвященную изучению аркатуры на фасадах армянских средневековых храмов. Это VII век в Армении, где в принципе эта аркатура - своеобразный средневековый ордер и обрела монументальный образ. Аркатура встречается также на фасадах романских церквей в Италии, в меньшей степени она была распространена во Франции, Германии и России. Известно, что армянские мастера реализовывали аркатуру века на два-три раньше, чем она появилась на итальянских памятниках. Интрига в том, появилась ли аркатура в Италии в результате миграции армянских мастеров или произошла миграция самой идеи, которая воплощалась там уже руками итальянских мастеров? Вопрос остается спорным, и в этом интерес научного исследования.

Невероятно широка интересующая меня и тематика архитектуры Ани в эпоху Багратуни. Я старался дробить ее на отдельные фрагменты, чтобы поэтапно изучать, пара тем уже завершена, так что можно приступать к созданию книги. Я инициировал и многотомное коллективное исследование и создание каталога памятников архитектуры Крыма. Есть и другие, уже завершенные темы исследований, которые пока не превратились в книги. В последние годы я являюсь главным редактором журнала "Вопросы всеобщей истории архитектуры". Чем дальше, тем интереснее работать, выхожу на новые идеи, новых людей. Надеюсь и на дальнейшее сотрудничество с учеными Армении, недавно я был избран иностранным членом Национальной Академии наук Армении. В этом году началась совместная работа с коллегами из Института искусств НАН по изучению армянского искусства Крыма.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «РЕСТАВРАЦИЯ» ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ, или КАК УНИЧТОЖИТЬ СЛЕДЫ АРМЯН
      2024-11-09 10:51

      Реставрация историко-культурных памятников имеет в Азербайджане свои, особые традиции. Если весь цивилизованный мир понимает под этим термином укрепление и восстановление разрушающихся памятников материальной культуры с целью их долгого сохранения в максимально оригинальном виде, то азербайджанские «профессионалы» к данному вопросу подходят с точностью до наоборот. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники армянского наследия, которые «реставрировались» по приказу официального Баку как в советскую эпоху, так и сегодня, когда их «приводят в порядок» на территории оккупированного Арцаха. Под рукой горе-специалистов и по приказу высшего эшелона власти соседнего государства армянские церкви, монастыри, хачкары, надгробия и другие образцы мирового цивилизационного наследия теряют свой исконный вид, лишаясь не только многочисленных надписей на армянском языке, оставленных нашими предками на камне, но и теряют свой истинный архитектурный стиль и предназначение.

    • ПРИМИРЕНИЕ ПРОТИВ ЛЖИВЫХ ОБЕЩАНИЙ И МАНИПУЛЯЦИЙ
      2024-05-06 14:25

      Спикер парламента Армении Ален Симонян официально заявил, что Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации президента РФ Владимира Путина. Хотя в церемонии инаугурации выставляющего Армении условия президента Турции, страны не отрицающей своего участия в 44-дневной войне, армянский премьер принял участие не только с радостью, но и с подарком для Реджепа Эрдогана. В принципе, спикер мог бы ничего и не говорить, не только потому, что участие Пашиняна в этом мероприятии было бы верхом лицемерия, но еще и потому, что ранее уже было заявлено, что 7 мая Никол Пашинян проводит очередную пресс-конференцию.

    • ОТ ИМЕНИ ВСЕГО НАРОДА ОН ОТРЕКАЕТСЯ ОТ РОДИНЫ, КОНСТИТУЦИИ, ЦЕРКВИ, ДЕКЛАРАЦИИ НЕЗАВИСИМОСТИ...
      2024-02-15 09:55

      В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.

    • ТБИЛИССКИЙ АРМЯНСКИЙ ТЕАТР. ПРЕДВКУШЕНИЕ
      2023-04-08 11:40

      "Когда-то армянин Питоев построил  в Тбилиси здание театра имени Руставели - Грузинского Национального театра. Теперь грузин Иванишвили построил в Тбилиси здание Армянского театра. Все правильно - по долгам надо платить", - говорил великий театральный режиссер и руководитель грузинского Национального театра им. Ш. Руставели Роберт Стуруа.              Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 лет. И вот - еще немного, еще чуть-чуть... Здание полностью готово. Остались какие-то внутренние работы и техническое оснащение.  По крайней мере, труппа надеется