СОБЛЮСТИ ТРАДИЦИЮ, РАЗРУШАЯ ПРАВИЛА
Волшебный "Мир Аманды"
Кажется, кэролловская Алиса, побывав в Стране Чудес и Зазеркалье, выросла и поменяла имя. Теперь она зовется Амандой. А в остальном – то же волшебство, те же бесконечные превращения и трансформации, тот же саркастический юмор. Вот только Чеширский кот с годами утратил благостность и больше не улыбается, а смотрит на людей, настороженно скалясь…
"Мир Аманды" - так называется выставка Арменуи АРУТЮНЯН, прошедшая в Центре детского эстетического воспитания и посвященная памяти и 85-летию основателя центра, одного из гуру современной отечественной культуры, а еще – мужу и учителю Генриху ИГИТЯНУ.
КОЛЛАЖАМИ АРМЕНУИ АРУТЮНЯН УВЛЕКЛАСЬ ДАВНО, НО В ТЕЧЕНИЕ долгих лет это было просто хобби, на которое и времени, наверное, особенно не было. Говорят, жена художника – это профессия. Жена личности такого масштаба, коей был Генрих Суренович Игитян, – профессия в кубе, требующая умения быть женщиной, женой, музой, соратницей, утешением и импульсом. Это жизнь какой-то невероятной концентрации, когда кажется, для тебя планета вертится с какой-то утроенной скоростью. А когда человек, жизненная и творческая энергия которого легко двигала горы, уходит, остается такая пустота, преодолеть которую не выше, а вне человеческих сил. У Арменуи Арутюнян эти силы нашлись, и почерпнула она их в творчестве.
"…Песня Синатры увела меня в воспоминания, и я направила шаги к шкафу, в котором хранились какие-то журналы, бумаги. С этого мгновения я начала создавать свой мир, заполняя им образовавшуюся после тебя пустоту. Собрала материал и начала самозабвенно работать. Так родилось очень важное для меня произведение.
Поняла, что не остановлюсь. В 2012 году в созданном Тобой Детском музее открылась посвященная Тебе выставка. Всех присутствующих – родных, друзей, коллег, в том числе художников, я впустила в знакомый и не знакомый им мир, свой мир. Прошли годы, и снова вернисаж. На сей раз к его открытию вышел альбом, который я посвящаю твоему 85-летию. Я это сделала", - так пишет автор "Мира Аманды" в предисловии к одноименному альбому.
ЕГО ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ СОСТОЯЛАСЬ НЕ В ДЕНЬ ВЕРНИСАЖА, когда было столпотворение и до альбома, как признается Армине, просто не дошли руки. Он оказался изысканным десертом, поданным на финал для узкого круга посвященных, – друзей, соратников и сорадователей.
"Я провела какое-то время с этими коллажами, я с ними жила, дышала, видела их постоянно и поняла, что в своих коллажах Армине неиссякаема, - говорила экс-министр культуры Асмик Погосян, связанная с семьей Игитянов долгими годами дружбы и совместных проектов. - Каждый раз смотришь и обнаруживаешь что-то новое, изысканно красивое, это эстетика в самом высоком смысле слова, в которую заложена глубокая этика. А еще это искусство очень позитивно, оно настраивает на желание красоты и хорошего настроения. Это во многом обусловлено личностью самой Армине. Думаю, за эти дни выставку посетили многие. Я рада, что пришла в последний день, если бы мне довелось выступать в день вернисажа, меня бы обвинили в субъективности и пиаре близкого мне человека. А сегодня я могу от души выразить свое восхищение. И, конечно, мы с Армине много об этом говорили – за всем этим чувствуется присутствие, дух Генриха Игитяна. Я уверена, что за каждым импульсом, который заставляет Армине работать, стоит наш очень любимый Генрих Суренович".
Дух Генриха Суреновича – это традиция постоянно обновляющихся выставок в основанном им музее. Это способность отдаваться и служить творчеству, которое разрушает правила. Это бездонное и безграничное владение культурой и искусством всего человечества.
Искусство всего человечества действительно заселяет волшебный "Мир Аманды". Античные статуи, шедевры возрождения и импрессионистов, греческие амфоры и японские маски, Колизей и Акрополь, Пизанская и Эйфелева башни… Силой, свободной от догм фантазии Арменуи Арутюнян, все эти семь и тридцать семь, и триста тридцать семь чудес света, весь этот кладезь человечества не просто реконструируется. Он деконструируется, чтобы быть созданным вновь, на первый взгляд по законам современного гламура и фэшн-индустрии, а на самом деле – по воле бескрайнего воображения автора. Как Армине умудряется так тонко совершать все эти немыслимые трансформации, сочетать несочетаемое, монтировать то, что, казалось бы, не может быть смонтировано, это ее секрет. Зрителям же становится очевидно одно: гротескный, полный иронии, в какие-то моменты предвещающий Апокалипсис, этот "Мир Аманды" чарующе, маняще, завораживающе, волшебно прекрасен. В нем ощущается невыносимая легкость бытия и "гибель богов". Но невероятные персонажи и великолепные образы этого "не нашего" мира грез наделены, как и все падшие ангелы, магической привлекательностью.
АБСОЛЮТНО ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ДЛЯ НАШИХ ПАЛЕСТИН РАБОТЫ АРМЕНУИ АРУТЮНЯН – все-таки они вдохновлены Парижем - словно перекликаются с творчеством культового гения моды, великого и ужасного Александра Маккуина, устраивающего из своих показов феерические шоу. Там подсвеченный изнутри куб оказывался одной большой палатой в психбольнице, вдоль стекол слонялись модели с бинтами на голове и чучелами птиц вместо головных уборов, везде летали мотыльки, а в центре лежала обнаженная британская писательница и журналистка Мишель Оллей… Разве что у Маккуина прекрасное было устрашающим, а у Армине, несмотря ни на что, оно все-таки умудряется быть бесконечно позитивным.
"Это действительно удивительные коллажи, в которых присутствует все что угодно - от Пизанской башни до Карла Лагерфельда, - говорил на презентации альбома его соавтор, знаменитый фотохудожник Завен Хачикян. - Мы идем по узкой дорожке юмора, сарказма и думаем, куда все это ведет, что это за мир? Мы – восточные люди, а работы Армине - это такой ориенталистский взгляд на многое, в том числе и на то, что именуется фэшном. Весь этот "модный показ", эти то ли женщины, то ли мужчины – все персонажи, заселившие ее мир, заставляют задуматься о многом. И здесь присутствует тот изысканнейший вкус, который сформировался за долгие годы жизни и работы с Генрихом Суреновичем. Когда мы готовили этот альбом, в какой-то момент стало ясно, что мы уперлись в проблему, поскольку самого понятия "фэшн" в наших реалиях не существует - об этом мне, наливаясь возмущением, сообщил один наш именитый искусствовед. Соответственно, получается, нам нечего сказать на эту тему. Но на Арменуи это не распространяется. Она смогла играть с Западом по их правилам, на это ее внутренней свободы вполне хватило. Обычно при слове "коллаж" мы сразу вспоминаем Параджанова. Но то, что мы видим сейчас, совсем другая история. Это диалог с модой, и это очень интересный диалог".
Если вам не удалось попасть в "Мир Аманды", побывать в его сокровенных уголках и познакомиться с его персонажами, я вам сочувствую. Тогда вам остается утешиться тем, что этот мир, как улыбка Чеширского кота, остается витать в воздухе – до следующего своего явления. А оно непременно наступит. Ведь, как было сказано, в своем творчестве Арменуи Арутюнян неисчерпаема.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…