С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ,
или Явление квартета им. Бородина
В наши дни слова "у времени в плену" превратились в метафору, своего рода интеллектуальную индульгенцию, обозначающую готовность иных ретивых художников откликаться на злобу дня. Но, к счастью, подлинное искусство неподвластно времени. В этом мы вновь могли убедиться в минувшую пятницу на концерте Государственного квартета им. Бородина в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна.
ЭТОТ КОНЦЕРТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЮБИЛЕЮ - 70-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ СКРИПКИ КВАРТЕТА РУБЕНА АГАРОНЯНА, прошедший при полном аншлаге, вылился в яркое художественное событие. Он состоялся в рамках одиннадцатого Ереванского международного фестиваля классической музыки, инициированного главным дирижером Национального филармонического оркестра Эдуардом Топчяном и замечательным виолончелистом Александром Чаушяном при поддержке Министерства культуры Армении и под патронатом первой леди Риты Саргсян.
Игра квартета в составе Рубена Агароняна (первая скрипка), Сергея Ломовского (вторая скрипка), Игоря Найдина (альт), Владимира Бальшина (виолончель) удовлетворила самые большие ожидания. И даже с избытком - тем волшебным избытком, который как раз создается благодаря живому контакту исполнителей с аудиторией. Царила только музыка - благородная и прекрасная в своей духовной ясности и чистоте.
Программа, состоящая из Струнного квартета N6 Шостаковича, Неоконченного квартета Шуберта, Скрипичного концерта N5 Моцарта, покорила ереванских слушателей. От всего услышанного - редкое ощущение подлинности. Бородинцам удалось сохранить интимность сыгранных произведений, обнаружить в исполнении такие разнообразные интонации, так впечатляюще, бережно их передать, что не восхититься профессиональными умениями музыкантов было невозможно. Строгий, непогрешимый вкус, одухотворенность, продуманность интерпретаторской концепции произведений от целого до мельчайших деталей, предельная ясность и убежденность высказывания, звуковое мастерство - основные черты исполнительского облика бородинцев.
Музыка звучала удивительно аутентично, с четкой прозрачной фактурой, с внятной выпуклой динамикой, по-хорошему камерно. Артисты квартета достигают редкой уравновешенности ансамбля и пластики дыхания, а сочетание различных темпераментов и манер игры кажется самым естественным. Но этот высочайший профессионализм - лишь внешнее выражение духовного единства, которое составляют четверо музыкантов.
Отменно прозвучал и Скрипичный концерт N5 Моцарта, в котором Рубен Агаронян выступил как солист и дирижер. Интеллектуальное начало у скрипача достаточно действенно, эмоция - отшлифована, но удивительным образом сохраняет свою первозданную силу. В этой первозданности, ясности, ощутимой под покровом высокой культуры - один из главных секретов неотразимой притягательности его искусства.
ЭТО БЫЛО ДОСТОЙНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ. ПРАЗДНУЯ ЮБИЛЕЙ РУБЕНА АГАРОНЯНА, мы отметили не только юбилейную дату, но еще раз пережили торжество культуры, торжество личности в своем полном развитии. Рубен Агаронян и сегодня остается образцом Артиста, образцом интеллигента, исполнителя, пробуждающего своей игрой добрые чувства. Деятельность Агароняна-человека может служить примером и образцом силы духа, силы правды.
С именем этого блестящего музыканта связана высочайшая исполнительская планка скрипичного искусства. Скрипач, дирижер, подлинный просветитель, человек потрясающей энергии и увлеченности, он давно завоевал международное признание своей редчайшей одаренностью. Неоценимо его значение не только для армянского, русского, но и всего мирового исполнительского искусства. Об этом говорят многочисленные отклики зарубежной прессы еще в середине 70-х годов прошлого века. Вот некоторые из них:
"Этот артист - виртуоз во всех отношениях. Во всем, что бы он ни играл - будь то Рахманинов, Прокофьев или Сарасате, - он всегда безупречен. А "Пляску гномов" Баццини, прозвучавшую в заключение концерта, лишь один Хейфец играл с той же скоростью, от которой можно было только раскрыть рот". Toronto star, 29/IX-1976 г.
"Агаронян - захватывающий скрипач. Левая рука движется со скоростью и точностью лазерного луча, а правая, кажется, сделана из гибкой стали. Это был такой уровень контроля и мастерства, что виртуозы типа Риччи и Приходи казались студентами по сравнению с ним.
После первого отделения концерта я слышал разговоры в публике: "Он похож на Хейфеца!" Действительно, игра Агароняна обладает некоторой схожестью с манерой игры прославленного американского маэстро. Но его исполнение проникнуто такой убежденностью, смелостью и новизной, что вы все более убеждаетесь - нет, это отнюдь не копия, а новое крупное явление на нашей сцене... Лишь очень немногие исполнители в наше время обладают таким искусством "Cassette". 4/XI-1976 г.
"Он держит свой инструмент высоко и очень наклонно. Звук его всегда чист и богат, интонация безупречна. Богатство красок необычайно - в Рахманинове тон более широк, чем в Бетховене, вибрация шире, в Прокофьеве замечательно острая, как лезвие бритвы, акцентуация, а Сарасате - настоящая испанская романтика, удивительная филировка смычка, а Баццини - абсолютная безупречность исполнения любой виртуозной трудности. Edmonton Journal.
В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ МЫ ИМЕЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСХИЩАТЬСЯ МНОГОЦВЕТЬЕМ игры Рубена Агароняна, где тонкий лиризм сочетался с мощной энергией, где филигранная техника с блеском одолевает любые композиторские приемы. В последние годы мы неоднократно встречались с артистом, когда он приезжал на гастроли к себе на Родину с выдающимся коллективом - российским Квартетом им. Бородина, который он возглавил с середины 90-х годов.
Новая страница творческой биографии артиста - работа в качестве первой скрипки в Квартете им. Бородина. Не оставляя накопленного багажа, он открывает для себя все новые пласты в необъятном мире квартетной музыки. Достаточно сказать, что он играет крупные произведения классиков XIX и XX веков, держит в поле своего творческого внимания образцы современной музыки. Поистине неиссякаема его творческая энергия, что не раз отмечали давно уже ставшие классиками наши незабываемые композиторы - Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Александр Арутюнян, чьи скрипичные произведения он исполнял первым.
"Мне посчастливилось на протяжении долгих лет наблюдать эволюцию Агароняна - лауреата международных конкурсов - в крупнейших залах Советского Союза, Европы и Америки, - писал Эдвард Михайлович Мирзоян. - Помню, как 16-летним мальчиком он отличался от многих сверстников удивительно серьезным отношением к своей работе, к своему призванию. На мой взгляд, именно это благодатное сочетание большого таланта с необычайно ответственным отношением к нему и определило счастливое течение его творческой судьбы. Ведь не столь часто признание и слава приходят к артисту так рано, как это случилось с Рубеном".
"Большой радостью для меня было то, что Рубен участвовал в моем авторском концерте, прошедшем в Париже, в престижном зале Гаво. Он провел весь мой концерт, выступал как солист и дирижер.
Сложнейшие социально-экономические условия и некоторые другие причины вынудили его в 90-х годах прошлого века покинуть Армению и возглавить Государственный квартет им. Бородина в Москве. Конечно, для нас, для всего армянского искусства - это огромная потеря. Но он остается одним из замечательных инструменталистов мирового масштаба, что общепризнано. Рубен любим и почитаем всеми нами", - отмечал Александр Арутюнян, чьи скрипичные произведения в исполнении Агароняна не раз звучали и в Ереване.
Имя артиста любимо всеми. И эту непреложную истину доказывают слушатели, не пропуская ни одного из тех концертов, которые проходят на родине артиста. И для новых поколений артистов и зрителей, в родном отечестве и за рубежом, Рубен продолжает оставаться неким нравственным и профессиональным ориентиром. Виват, маэстро!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-12 10:28
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.