НАША МУЗЫКА НУЖДАЕТСЯ В ПРЕЗЕНТАЦИИ
Уже прошло около двух недель после моего возвращения из турне по России вместе с Государственным джаз-оркестром Армении, а эмоции все не утихают. Это было впечатляюще!
Благодаря организации Armenian Jazz Highlights (Россия), московскому джазовому агентству ЭССЕ и личным стараниям создателя этого агентства Гранта Ханджяна, при поддержке нашего Министерства культуры в рамках межгосударственной программы "Дни культуры Республики Армения в России" наш Государственный джаз-оркестр во главе с заслуженным деятелем искусств, саксофонистом и композитором Арменом Усунцем выехал в турне по России, который включал концерты в Сочи, Краснодаре, Ростове и Москве.
ЭТО БЫЛИ ПЕРВЫЕ, САМЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ ГАСТРОЛИ ОРКЕСТРА со времен обретения Арменией независимости. Для них музыканты подготовили серьезную программу, состоящую как из джазовой классики, золотых хитов армянского джаза, так и из собственных обработок армянских фольклорных тем. В гастролях приняли участие исполнитель на дудуке Дживан Гаспарян-младший, лучший джазовый пианист Армении Ваагн Айрапетян, виртуозный исполнитель на губной гармонике Артак Нерсисян и молодая певица Марина Акопян.
К сожалению, автор этих строк по финансовым причинам смог присоединиться к оркестру только в Ростове и о выступлениях в первых двух городах знает лишь со слов участников. Концерт в Сочи состоялся в Летнем театре парка им. Фрунзе, а в Краснодаре оркестр играл в зале Краснодарской краевой государственной филармонии имени Пономаренко. Оба выступления прошли успешно, армянских джазменов принимали тепло и радушно.
По словам организатора гастрольного тура Гранта Ханджяна, эти концерты имели кроме чисто музыкального еще и моральный аспект. Дело в том, что настоящие армянские артисты не частые гости в этих краях. Зато исполнители рабиса буквально заполонили местные казино, рестораны, банкетные, а то и концертные залы. И тамошние любители музыки находятся в полной уверенности, что это и есть современная армянская музыка. И когда люди, пришедшие на концерты Госджаза Армении, услышали предложенный им репертуар и высочайший уровень исполнения, их удивлению не было предела.
Наиболее впечатлительные подходили к организаторам и просили увеличить количество подобных музыкальных мероприятий, чтобы изменить возникший в результате отсутствия какой-либо политики образ армянской музыки. Существует острая необходимость в активной презентации настоящей армянской современной, народной и классической музыки. Не должны нашу культуру где бы то ни было отождествлять с ресторанными музыкантами и несостоявшимися в творческом плане попсовиками.
Следует отметить большую помощь в вопросе транспортировки, питания, распространения билетов, которую оказала диаспора Сочи, да и в Краснодаре тоже всячески старались быть полезными армянским музыкантам.
В РОСТОВЕ ПРОХОДИЛ УЖЕ XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ. Генеральный директор Образовательно-концертного объединения им. К.Назаретова и художественный руководитель фестиваля Арам Рустамянц на сей раз пригласил из Армении Ваагна Айрапетяна, джаз-оркестр и автора данного материала. Айрапетян в первый день играл вместе с ростовскими музыкантами, а во второй – и с оркестром в Ростовском театре драмы им.М.Горького. Сказать, что выступления армянских артистов ростовчане принимали на ура, значит, ничего не сказать. Причем могу свидетельствовать: в зале были далеко не только армяне. Ростовские любители джаза, музыканты подходили, благодарили, признавались в том, что они и не знали, что армянский джаз находится на таком высоком качественном уровне, а многие так и вообще ничего, кроме имен Константина Орбеляна и Татевик Оганесян, не слышали. И в этой связи опять остро встает вопрос о пропаганде, популяризации, рекламе нашего искусства. Отдельная благодарность старейшине ростовского джаза, популяризатору жанра, ведущему фестиваль Юрию Кинусу за его подробное представление истории армянского джаза.
Каждый вечер в лучшей гостинице Ростова проходили джэм-сейшны. Там себя прекрасно проявили молодые участники нашего оркестра - первыми выходили на сцену, вступали в настоящие музыкальные дуэли с российскими и западными звездами и оставили самое хорошее впечатление. А соперниками у них были серьезные величины: великолепный барабанщик Олег Бутман, саксофонист Андрей Мачнев, американский легендарный саксофонист Винсент Херинг и один из ветеранов американского джаза, пианист Джонни О’Нил.
В Детской джазовой школе им. К.Назаретова Винсент Херинг дал мастер-класс. Наши ребята приняли активное участие и в этом мероприятии. Словом, в Ростове все прошло просто здорово.
РАННИМ УТРОМ ОРКЕСТР ВЫЛЕТЕЛ В МОСКВУ, ГДЕ ДОЛЖЕН БЫЛ состояться заключительный концерт в рамках гастрольного тура, и не где-нибудь, а в престижном Московском международном доме музыки. Огромная ответственность: впервые за столько лет армянский джаз-оркестр играет в этом зале (до этого лишь Armenian Navy Band удостаивался такой чести). Надо отметить, что команда джазового агентства ЭССЕ и сотрудники одноименного клуба (кстати, по многим показателям, лучшего в Москве) сделали все, чтобы двухдневное пребывание в столице России было не только успешным, но и приятным и комфортабельным для музыкантов. И вот - концерт.
Зал постепенно заполняется солидной московской публикой. В холле опять слышны разговоры об оркестре Орбеляна, о Татевик Оганесян... Чувствуется, что люди хотят видеть и слышать что-то новое из Армении. Видно, что представителей армянской диаспоры много, но не большинство и это явно не те люди, которые хотели бы слышать ту пошлятину, которую частенько демонстрируют в Кремлевском дворце, выдавая ее за современную армянскую эстраду и джаз. Люди знали, на что шли, и ждали настоящей музыки. И они ее услышали!
Оркестр в целом, солисты дали жару – великолепный звук, азарт, задор, техника... Оркестр выдает один за другим джазовые боевики, Ваагн Айрапетян демонстрирует чудеса техники, Артак Нерсисян творит фигуры высшего пилотажа игры на гармошке, ну а когда сам руководитель и дирижер берется за саксофон и в первой композиции играет дуэтом с Дживаном Гаспаряном-младшим, а во второй солирует, зал замирает от восхищения. В середине концерта на сцену выходят ведущая джазовая певица России Мариам Мерабова и композитор и пианист Армен Мерабов и вместе с нашим оркестром исполняют песню К.Орбеляна "100 часов счастья". Зал неистово аплодирует. Не менее горячо встречают и авторскую песню Мерабовых. Коллаборация получилась великолепной.
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА, ЗАВЕРШИВШЕГОСЯ ОЧЕНЬ БУРНЫМИ И ДЛИТЕЛЬНЫМИ ОВАЦИЯМИ, музыкантам пришлось еще долго за кулисами и даже на улице принимать поздравления московских любителей джаза. Потом был красивый ужин в уютном и каком-то по-особому добром клубе ЭССЕ. Как выяснилось, в тот вечер там проходил джэм-сейшн лучших московских музыкантов, регулярно организуемый замечательным пианистом Яковым Окунем. Разгоряченная и воодушевленная удачным выступлением молодая часть армянского оркестра бросилась на сцену несмотря на то, что на следующее утро предстоял очень ранний выезд в аэропорт. Через пару часов, насытившись хорошей музыкой, получив еще массу положительных эмоций, музыканты наконец отправились в гостиницу.
Вашему покорному слуге удалось пообщаться с коллегами в Ростове и даже выступить по самому популярному в Ростове радио "Ростов-ФМ" с рассказом об истории армянского джаза, об оркестре и познакомить с сегодняшним днем этого жанра в Армении. Поверьте, интерес был большой и неподдельный. Так что главной задачей сегодня видится пропаганда нашего настоящего искусства и джаза в частности.
P.S. Автор благодарит Министерство культуры и лично министра Армена Амиряна, руководителя организации Armenian Jazz Highlights и джазового агентства ЭССЕ Гранта Ханджяна, интернет-сайт www.armjazz.net в лице джазового музыканта Армена Мерабова и основателя группы Seven Eight Band Вардана Каримяна за серьезную поддержку, без которой его участие в гастролях было бы невозможным.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-01-24 11:09
Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.
-
2019-01-22 11:23
О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!
-
2019-01-18 11:24
Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему, о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.
-
2019-01-17 13:44
Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2024-05-03 12:41
Джаз - это не только музыка, это самоощущение. Джаз дает музыканту уверенность и чувство собственного достоинства - это особая профессиональная категория. Джаз дает слушателю особое ощущение свободы - так работает умение импровизировать, играть не только по нотам. Каждая встреча с джазом - это праздник эмоций, фонтан энергичных импровизаций, пробуждающий в нас лучшие чувства, дарующий высокое эмоциональное наслаждение, призывающий задуматься о подлинных нравственных ценностях.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!