ВСЕОБЩИЙ ВИВАТ, "ОВЕР"!
К 25-летию со дня основания Государственного камерного хора "Овер"
Этот коллектив относительно молод, но уже успел завоевать любовь пространства. "Овер" - не просто название хора. Это знаковое имя. В любой точке планеты это образ и символ Армении. За рубежом его называют самым убедительным послом, визитной карточкой страны.
Возник этот хор не в самое благоприятное для искусства время - в 1992 году, когда никому не было дела до искусства. Инициатор его создания - Сона Ованнисян. Она собрала и возглавила небольшой студенческий ансамбль, который никогда не плыл по течению и, невзирая на сложность, выбирался своей колеей.
ЗДЕСЬ ПОДЛИННАЯ ДУХОВНОСТЬ ОДЕРЖАЛА ПОБЕДУ НАД ПЕЧАЛЬНОЙ СЕРОСТЬЮ МАТЕРИАЛЬНОГО, роскошь волшебного песнопения заставила забыть об убогости быта. Не беда, что не было отопления: в отсутствие электричества помещение освещалось керосиновыми лампами или свечами. Под флагом Соны Ованнисян собирались энтузиасты, единоверцы. Репетиции и распевки вела она сама - интереснейший музыкант огромного вкуса, признанный хормейстер - лидер и абсолютный авторитет. Артисты встречались и без конца репетировали. И сейчас первое, что поражает в них, - работоспособность, умение и стремление трудиться. При этом все подчинено решению художественной задачи. Коллектив демонстрирует высокий профессионализм, быстрое освоение сложнейшего музыкального материала, создавая программу за программой в крайне сжатые сроки.
В 2009 году хор "Овер" получил статус государственного коллектива и начал функционировать в составе Национального центра камерной музыки. Подлинной удачей для "Овер" был приход в коллектив такого энергичного и, что очень важно, крайне порядочного менеджера, как Арман Падарян.
Сразу обратил на себя внимание уникальный репертуар - от духовной хоровой музыки национальных классиков до новейших сочинений современных армянских, русских и зарубежных авторов. Во многих случаях хор является первооткрывателем огромных, поистине интереснейших пластов хоровой музыки таких авторов, как Эдвард Мирзоян, Эдгар Оганесян, Тигран Мансурян, Арзас Восканян, Ваче Шарафян, Артур Аванесов, Вард Манукян и другие. И, конечно же, ядро репертуара составляют произведения Комитаса, Екмаляна.
Особую известность хору принесла и яркая, неординарная интерпретация хоровых сочинений Родиона Щедрина, Софьи Губайдулиной, Бриттена, Хиндемита, Канчели. После исполнения хором "Овер" новые произведения композиторов в сознании слушателей неопровержимо и органично становятся в ряд сокровищ мировой музыкальной культуры. Об этом неоднократно свидетельствовали известные критики.
ДЛЯ САМОГО ХОРА НЕПРЕХОДЯЩЕ ОБЩЕНИЕ С МУЗЫКОЙ ПЕНДЕРЕЦКОГО. "Очень яркое впечатление оставило выступление Государственного камерного хора "Овер" под управлением Соны Ованнисян, не раз исполняющего хоровые произведения Пендерецкого как в Армении, так и за рубежом. Мастерски исполненная солистами "Овер" Эклога VIII для вокального секстета на стихи Вергилия - сложнейшее сочинение, которое изобилует нетрадиционными приемами пения, артикуляции и звукоподражательными эффектами вплоть до шепота, крика, преддыханий и свиста. Далее были исполнены "Херувимская песнь" ("Иже херувимы"), вдохновленная певческой традицией, Де protundis и Angus dei из Польского реквиема и одно из последних сочинений композитора - семичастная Misso Bregols, восхищавшая своей истинно христианской глубиной, смирением и не оставившая никого равнодушным в зале. Интерпретация С.Ованнисян хоровых сочинений Пендерецкого в исполнении "Овер" получила самую высокую оценку автора, назвавшего его лучшим камерным хором в мире", - писала в "ГА" доктор искусствоведения Анна Аревшатян.
При всей сложности музыкальной ткани произведение осваивается слушателем синхронно с исполнением. Драматизм, тончайшие поэтические нюансы, изысканность поэзии передаются хором органично и естественно. Какая-то особая манера звуковедения: при отчетливости каждого слова - растворенность его в музыке или же, наоборот, растворенность музыки в поэтическом слове. И что удивляет: яркость и сила звука при небольшом составе хора. И как верно отмечает доктор искусствоведения Светлана Саркисян, свои приоритеты хор "Овер" видит "в достижении истинно камерного - изысканного по тембральной градации, гибкого по певческой пластике, слитности и дифференцированности голосов звучания".
За четверть века хор сотрудничал едва ли не со всеми выдающимися музыкантами, такими как Гидон Кремер, Софья Губайдулина, Давид Герингас, Кшиштоф Пендерецкий, Андреас Мустонен, Родион Щедрин и другими. Он - один из наиболее гастролирующих коллективов, "Овер" представляет Армению на крупнейших международных музыкальных форумах: ему под стать самые престижные фестивали, не типичные для нашей музыкальной действительности. Это и Бетховенский фестиваль в Польше, инициированный Эльжбетой и Кшиштофом Пендерецкими, фестиваль Андреаса Мустонена, совместный концерт с Евгением Кисиным в Карнеги-холл, в Нью-Йорке, фестиваль MIDEM, посвященный армянскому музыкальному искусству, ежегодный Люблянский фестиваль, международный фестиваль в швейцарском Сьоне, крупнейший музыкальный форум "Религии мира", в котором приняли участие свыше двухсот артистов из 10 стран, где Армения была представлена мужскими голосами - септетом хора "Овер".
Исполнительская манера хора формируется исключительно под воздействием яркой индивидуальности Соны Ованнисян.
Хормейстер по призванию
Перефразированная формула - "говорим "Овер" - подразумеваем Сона, говорим Сона - подразумеваем "Овер" - справедлива для этого хора. Общаться с Ованнисян интересно: ее мнения ироничны, субъективны, подчеркнуто категоричны, но всегда базируются на глубоком знании предмета. Она наделена даром открывать поэзию в звуке. Проявляет себя с профессиональной взыскательностью и человеческой прямотой.
ЭТО МЫСЛЯЩИЙ ТВОРЕЦ, КОТОРЫЙ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА ДОСТИГНУТОМ, НЕ ПОВТОРЯЕТСЯ, а всякий раз идет по новому пути. И всегда в глубину. Ей многое дано от природы: волевая деятельная натура, живой и пытливый ум, тончайший музыкальный слух, строгий художественный вкус. Но как бы много ни дала природа, все, что она сделала, это прежде всего результат труда - ежедневного, напряженного, упорного.
Сона не пристраивается к чьим-то вкусам только потому, что их объявили новейшими. Она знает, что вкусы изменчивы, а мода в искусстве недолговечна. Может, потому, что Сона не думает о внешних признаках новизны и не заигрывает с аудиторией, она действительно любима ею, а концерты руководимого ею хора всякий раз поражают своей неожиданностью и современным звучанием. Открытые вспышки темперамента не разрушают у нее цельности образа. Свойственная ей доброта, если нужно, приобретает твердость, а трогательную доверчивость может сковать жесткий обруч воли. Узнав все возможности хора, вы все равно не можете угадать, какую еще неожиданность сулит вам новая встреча. Потому что каждая встреча с ее хором - это откровение, открытие.
Для Соны, кажется, вовсе не существует жанровых ограничений. Она легко, с точным ощущением стилистики угадывает их особенности, не изменяя своей природе мироощущения. В нем свободно существуют, дополняя друг друга, эксцентрика и лиризм, наивная вера в обстоятельства и утонченный интеллектуализм. Она во всем, даже пустяшном эпизоде, хочет добраться до самой сути, иногда обжигающего импульса. Она чутка к малейшим поворотам авторской мысли, что подтвердил и Юбилейный концерт.
Лица не общим выражением
Вот уж поистине не общим! В "Овер" существует определенная творческая программа. Но она не ограничивает коллектив ни пристрастием к какому-то одному избранному жанру, ни приверженностью к одной, установленной для всех авторов и произведений, творческой манере. Стиль каждого выступления, его эмоциональная настроенность, его ритмы, изобразительная природа - все меняется соответственно характеру избранного произведения.
АТМОСФЕРА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО, ИМПРОВИЗИРОВАННОГО ТВОРЧЕСТВА не позволяет артистам хора "проехать" на природном обаянии или, чего доброго, прикрыться имеющимся отработанным штампом. Аура концерта, его ритм, музыкальный строй, пластический облик, даже характер артистического исполнения - все меняется в зависимости от природы вещи. В соответствии с авторской тональностью преображается и вся тональность концерта. Для каждого из артистов хора искусство - всегда процесс, всегда движение. И процесс этот бесконечен. И такое отношение привито руководителем хора. В репертуаре хора особенно отчетливо проявляется тяготение к драме, режиссерский подход к проблемам интерпретации. И самое главное, что отличает хор, - это студийность. Атмосфера творчества единоверцев, влюбленность в пение, в своего лидера. Атмосфера воодушевления, сердечного трепета, подъема, объединяющая исполнителей и слушателей, - все это покоряет аудиторию не меньше самого волшебного песнопения.
На юбилейном концерте, счастливым образом избежавшем официальной части, приняли участие разные составы "Овер", приглашенный оркестровый состав под управлением талантливого дирижера Карена Дургаряна, солисты хора "Овер", Трио Ваагна Айрапетяна, солист Национального оперного театра Липарит Аветисян, бывшая солистка хора Гаяне Мовсесян (Страсбург), Генриэтта Арутюнова. Яркой и насыщенной была программа вечера, выявившая главные свойства коллектива - умение найти свои, свежие краски в традиционных хоровых формах. Удивительная виртуозная свобода, благородство звучания, редкая исполнительская культура и богатство фантазии - вот слагаемые успеха артистов, которые они по праву разделяют со своим хормейстером. Стремясь приблизить характер исполнения к традиции, исстари бытующей в армянском фольклоре - не только спеть, но и "сыграть" песню, - артисты построили свое выступление по своеобразному сценарию. Оно обретало подчас оттенок фольклорно-игрового действа, в котором пение органично дополняло представление.
Юбилейный концерт, как, впрочем, и все другие выступления этого одаренного коллектива, имел просто оглушительный успех, множество бисов, иногда даже казалось, что мы находимся на каком-то хорошем футбольном матче. Такая всеобщая радость на концертах - явление не частое. Виват, "Овер", виват!
Сегодня мы можем с гордостью сказать, что художественный пьедестал нашего песенного искусства стал еще выше, что его неповторимое звучание уже разносится далеко-далеко по всему свету. И мы знаем, в какой степени своей гордостью обязаны Соне Ованнисян, имя которой - уже целая эпоха.
-
Торосян 29-Окт-2017ГОСПОДИ, ОНИ ЕЩЕ И БОЖЕСТВЕННО КРАСИВЫ! ВСЕ! СПАСИБО, ЧТО ВЫ ЕСТЬ! ВОТ ЕЩЕ ОДНО НАШЕ БОГАТСТВО!! ............ У этих людей нет миллиарды долларов, но они богаче всех миллиардеров!! И мы гордимся ими! Хранит вас Бог!!!Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…