ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ НИЗОСТЬ
"Неизвестная" трагедия - скорбное столетие
На старте вступившего в свои права нового года особенно хочется сообщать о чем-нибудь оптимистичном, радостном, внушающем надежду на дальнейшие позитивные сдвиги. Но, к сожалению, по целому ряду причин удается это далеко не каждый раз. Сказываются факторы как внутреннего, так и внешнего характера.
ОДИН ИЗ ТАКИХ БЕЗРАДОСТНЫХ ПОВОДОВ - МАССОВОЕ УБИЙСТВО СОЛДАТ И ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКОЙ АРМИИ, возвращавшихся домой с Кавказского фронта Первой мировой войны после того, как Россия вследствие Октябрьской революции 1917 г. выпала из числа ее участников. Это истребление произошло 9-12 января 1918 года на участке Шамхор - Далляр Закавказской железной дороги. Ныне исполнилось 100 лет со времени той трагедии.
В ноябре 1917 года после свержения Временного правительства, бесславно протренькавшего несколько месяцев, начался массовый отход российских воинских формирований Кавказского фронта. Откликнувшись на призывы большевистских декретов "О мире" и "О земле", солдаты спешили домой. Но многим не суждено было увидеть родные края...
Татарский почерк
После Февральской революции 1917 года армия, находившаяся на Кавказском фронте, осталась брошенной на произвол судьбы, потеряв при этом былую организацию. Началось массовое отступление.
ОСТАВЛЯЯ ФРОНТ, ВОЙСКА ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ ВОЗВРАЩАЛИСЬ ДОМОЙ. Стремясь поживиться в этом хаосе, министр внутренних дел ЗДФР (Закавказская демократическая федеративная республика - аморфное государственное образование, просуществовавшее до 26 мая 1918 г. - А.Г.) Ной Рамишвили приказал задержать русских солдат на станции Шамхор. Помимо этого, существовало письменное указание одного из лидеров ЗДФР Ноя Жордания, возглавлявшего тогда краевой центр Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Жордания предписывал разоружить возвращающихся с фронта русских солдат.
Операцией по разоружению на железнодорожных станциях руководил грузинский князь, бывший командир Татарского конного полка полковник Леван Магалов. Военные же действия курировали стоявшие во главе мусульманских масс азербайджанские политические деятели - член Национального совета мусульман Закавказья Аслан-бек Сафикюрдский и Худадат-бек Рустамбеков. "Мусульманский национальный комитет открыто стягивал в Елисаветполь тысячи мусульман, вооружал их, сажал в поезда на ст. Елисаветполь и направлял в Шамхор. Во главе этих масс стояли Аслан-бек Сафикюрдский, доктор Худадат-бек Рустамбеков; сопровождаемые студентами, гимназистами, они с ружьями в руках непосредственно руководили военными действиями против русских солдат" (Источник: С. Беридзе. "Борьба за победу Советской власти в Грузии: документы и материалы (1917-1921 гг.)". Тбилиси, 1958).
В результате всего этого 9 января 1918 года близ села Шамхор скопилось до пяти железнодорожных составов с вооруженными русскими солдатами. На них и напали банды закавказских татар (искусственный этноним "азербайджанцы" появился несколько позже). Они потребовали разоружения русских солдат, на что последние ответили отказом. Начался бой, который завершился захватом поезда и последовавшей резней. В результате столкновения, по разным источникам, погибло от 2000 до 5000 русских солдат и офицеров.
Захват поезда принес атаковавшим военные трофеи - около 15 тысяч винтовок, 70 пулеметов, два десятка пушек. К чему как раз стремились и грузино-азербайджанское большинство в Закавказском комиссариате, и Мусульманский комитет. Примечательная деталь: на последующих переговорах с российским военным командованием Сафикюрдский сообщил, что есть телеграмма Ноя Жордания о разоружении отступающих частей. От каковой телеграммы сам Жордания впоследствии всячески открещивался.
- О той ужасной трагедии до сих пор почему-то не хотят говорить в полный голос, - констатирует московский историк и журналист Роман Севанский. - Между тем тогда мусаватисты, подбадриваемые Закавказским комиссариатом, осуществили жестокое истребление ни в чем не повинных людей, пусть и в солдатской форме. А потом гордились содеянным как своим "боевым крещением": как же - врагов поубивали, много оружия захватили! Подобная оценка, судя по всему, господствует и в сегодняшнем Азербайджане. Более того - погибших в тех боях бандитов сегодня там чествуют как шехидов, т.е. мучеников за веру. Отвратительно.
Снимали все до рубашки
На происшедшее оперативно отреагировала газета "Бакинский рабочий": "В первой половине января 1918 года на линии железной дороги от Тифлиса до Елизаветполя тысячные банды вооруженных мусульман во главе с членами Елизаветпольского мусульманского национального комитета при помощи бронированного поезда, посланного Закавказским комиссариатом, произвели ряд насильственных разоружений уезжающих в Россию войсковых частей. Причем убиты и искалечены тысячи русских солдат, трупами которых усеяна железнодорожная линия. Отобрано у них до 15 тысяч ружей, до 70 пулеметов и два десятка пушек".
МАССОВОЕ УБИЙСТВО РУССКИХ СОЛДАТ ЖЕСТКО ОСУДИЛ ИОСИФ СТАЛИН, бывший в те годы наркомом по делам национальностей РСФСР, назвав при этом конкретных виновников: "Но есть еще имена, которые должны быть названы, есть еще одно гнездо преступников, которое должно быть сметено. Это гнездо - Мусульманский национальный комитет в Елизаветполе, сплошь состоящий из реакционных беков и ханов, который 7 января вечером, основываясь на телеграмме Жордания, постановил разоружить эшелоны "во что бы то ни стало" и с невероятным бесстыдством и кровожадностью выполнил свое постановление 9-12 января". И чуть далее указывает, что, "когда "победа" была одержана, по словам очевидцев - верхом на пушке, отобранной у "врага", торжественно въехал в город "эсэр" Сафикюрдский, сопровождаемый другими героями из Мусульманского комитета (...) Так в ходе событий отпали "социалистические" побрякушки, уступив место контрреволюционному "делу" Закавказского комиссариата. (...) Логика вещей сильнее всякой иной логики" (Источник: "Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи". Автор-составитель Михаил Лобанов. М., Алгоритм, 2008). Забегая несколько вперед, констатируем: несмотря на осуждение совершенного злодеяния, никакого наказания за него все эти беки и ханы так и не понесли. И "гнездо преступников" продолжало свое черное дело.
Погромы, убийства и мародерство имели место также на станциях Акстафа, Далляр, Джульфа, Евлах, Хачмас, Алабашлы и на других участках Закавказской железной дороги. Непосредственными руководителями погромов являлись упомянутые Сафикюрдский и Магалов, а также член Мусульманского национального совета Адиль-хан Зиятханов и другие. Всему это усердно способствовали эмиссары турецкого командования, стремившиеся к разложению русских частей. По сути, упомянутые банды явились "пятой колонной" Турции - сначала Османской, потом кемалистской - не скрывавшей своих антиармянских и антироссийских устремлений.
Уникальным историческим свидетельством стал очерк очевидца тех событий Станислава Едиевского "Шамхорская трагедия". Очерк был опубликован в ежедневной общественно-политической и литературной газете "Баку" (в номере от 31.01.1918), издателем и редактором которой был А. Лавров. Едиевский ехал в Баку из Тифлиса на почтовом поезде N4 - первом после долгого перерыва железнодорожного движения и потому так набитом пассажирами, в особенности женщинами и детьми, что негде было стоять. Этим пассажирам выпало несчастье оказаться в эпицентре событий, когда азербайджанские банды напали на солдатские эшелоны. И сопротивление последних было сломлено.
"НАШИ ЭШЕЛОНЫ СДАЛИСЬ... ШАЙКАМ РАЗБОЙНИКОВ, - ПИШЕТ ЕДИЕВСКИЙ. - До последнего момента мы не знали, что передние эшелоны сдаются. Мы все верили, что "наши" нас защитят. И когда часть шайки разбойников подошла к нашему поезду с требованием отдать оружие, солдаты нашего поезда отказались подчиниться. Началась стрельба. Те, у кого было оружие, вышли из вагонов на насыпь и начали отстреливаться. Но каково было тем пассажирам, которые остались в вагонах, женщинам и детям? Кто может представить себе их смятение и ужас?.. Это была кошмарная, ужасная ночь". Стремясь как-то спастись, "люди прыгали через окна вагонов, со ступеней на насыпь, толкались; кто сильнее, шагал по слабым женщинам и детям. Многие оставили свои пожитки в вагонах. Многих татары там же около поезда грабили. Обирали до нитки, снимали сапоги, верхнее платье, не говорю про ручной багаж и деньги. Беспощадно грабили солдат. Даже с убитых и раненых снимали все до рубашки".
Выкинутые из поезда пассажиры побрели к станции Шамхор. "И по дороге татары грабили всех, у кого что-либо осталось. А позади - пожар, валяются трупы убитых, стонут раненые... Многие шли впереди в одних рубашках, голодные, ограбленные, избитые... Состоятельные сделались нищими, здоровые потеряли здоровье, стали калеками". Потеряв в этой суматохе свою жену, Едиевский долго разыскивал ее, но безрезультатно. "Этой ночи я никогда не забуду", - горестно клянется он.
Шамхорская трагедия упомянута в книге современного российского писателя Виктора Николаева "Живый в помощи". О ней главному герою повествования рассказывает армянка Каринэ - сотрудница Музея Маршала О.Баграмяна в селе Чардахлу. Позволю себе привести этот отрывок полностью:
"С женской сердечностью она негромким голосом, с долгими паузами, как бы не решаясь открыться, рассказала Виктору, что он служит на очень непростом месте, почти святой земле:
- Здесь по сию пору лежит очень много твоих однополчан. Я имею право так говорить.
Каринэ, замолчав, рассматривала блюдце.
- Сотни русских солдат утрамбованы здесь в братских могилах. Там до сего дня лежат твои братья, ограбленные и изуродованные.
Это случилось с 9 по 12 января 1918 года на перегоне станций Шамхор-Далляр Закавказской железной дороги.
Тогда до тысячи вооруженных закавказских татар, засевших в окопах по обе стороны железной дороги, расстреляли находившихся в вагонах солдат. В те дни под Шамхорским мостом было пять потерпевших крушение составов: три воинских, один пассажирский и еще один, превратившийся в груду искореженного металла. Кругом трупы солдат-красногвардейцев, некоторые из них обуглились. Дальше, в ущелье речки, еще не одна сотня тел русских воинов. Все погибшие были изуродованы до неузнаваемости. У моих стариков, которые видели все это, волосы становились дыбом. Это был и есть до сих пор нераскрытый Шамхорский "Бабий Яр".
Без срока давности
Уже несколько лет, согласно указу президента РФ Владимира Путина от 31 декабря 2012 года, 1 августа отмечается в России как День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
ДУМАЕТСЯ, ТАКУЮ БЛАГОДАРНУЮ ПАМЯТЬ ЗАСЛУЖИЛИ И ТЕ ТЫСЯЧИ солдат и офицеров, павших в январе 1918-го у Шамхора от рук мусульманских головорезов. Для них тогда война еще продолжалась. Надеемся, что российские историки преодолеют некое негласное табу и приступят к всестороннему изучению всех фактов, относящихся к этой трагедии. Ибо Первая мировая - это не только Брусиловский прорыв или взятие Эрзерума. Но и шамхорская резня.
"Клевещите, клевещите, что-нибудь да останется!"
О чудовищных преступлениях своих отцов и дедов сегодняшние азербайджанские госдеятели предпочитают застенчиво молчать, как говорится, в тряпочку. Зато что касается самопиара в стремлении оболгать соседние народы, беззастенчиво переписывая историю в своих шкурных интересах, тут уже стыдливости нет и в помине. Напротив - стряпается и усердно пропагандируется нахальная, беспардонная ложь.
ВИДИМО, ЛЮБЯТ ОБИТАТЕЛИ ОФИЦИАЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ В БАКУ руководствоваться директивами гитлеровского рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса, одна из которых, по некоторым источникам, звучит так: "Чем чудовищнее ложь - тем охотнее в нее поверят" (по другим данным, это - перефразированная цитата из книги Адольфа Гитлера "Моя борьба": "Широкие массы (...) скорее становятся жертвами большой лжи (einer grossen Luge), чем маленькой"), но суть-то от этого не меняется. Десятилетиями у наших закавказских соседей по отношению к нам властвует ложь, возведенная в ранг государственной политики. И конца этому не видно.
Одна из отталкивающих особенностей поведения постсоветского Азербайджана заключается в цинизме, с каким его руководители, а также прикормленные ими "эксперты" фальсифицируют исторические факты и события. За примерами далеко ходить не нужно. Взять хотя бы обнаружение в 2007 году в окрестностях города Губа неизвестного захоронения с останками около 30 человек. Тут же было заявлено, что эти останки - еврейского происхождения, причем эти люди якобы стали "жертвами преступлений армянских националистов и фашистов". И понеслось: без проведения каких-либо международных исследований с привлечением компетентных специалистов в Азербайджане развернулась новая антиармянская кампания. А для вовлечения в эту информационную войну широкого еврейского социума бакинские власти спешно соорудили в Губе мемориал в память жертв "геноцида" (это уже хронический поведенческий рефлекс: у наших соседей, как козыри в рукавах, припрятана масса "геноцидов" всякого пошиба, совершенных обязательно "подлыми армянами"). Если не ошибаюсь, на открытие этого мемориала зазвали даже нобелевского лауреата - знаменитого физика Жореса Алферова. Не искушенный в тонкостях азероподстав, маститый ученый взволнованно отреагировал на увиденное, что было использовано для дальнейшего раскручивания антиармянской истерии. Так официальный Баку "изучает" исторические факты, относящиеся к Закавказью, и сочиняет свою "историю".
ЧТО КАСАЕТСЯ ШАМХОРСКОГО "БАБЬЕГО ЯРА", НЕ ИЩИТЕ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ИСТОЧНИКАХ сколько-нибудь вдумчивого обращения к тому страшному событию. Максимум - демагогическая белиберда с непременными обвинениями в адрес армян. Например, некий Samir Beshirli, по повадкам - типичный сетевой тролль, в ходе дискуссии на портале "Исторический форум" недавно заявил (сохранены авторская орфография и синтаксис): "Эти эшалоны переполнены русскими солдатами которые должны были вернутся в России, они част своих оружий сдали на армян и на грузин. На мусулман не хотели дат оружие. Мало того они грабили местное население. Вот за это Шамкирцы с силой заставили русским сдат оружие. А эти оружие надо было им как воздух. Потому что армянские шайки в Карабахе начали подняли мятеж и разграбили население, а в Баку уже давно подготовили план что б взят Гянджу и Шамкира. Чтоб показать отпор у мусулман оружий не было достаточно. Вот почему обезоружили этот эшалон. В этих событиях было убито больше мусулман чем солдат". Даже если отвлечься от формы изложения (ну не в ладах человек с русским языком, бывает), то по содержанию - классический образчик той самой, заливистой...
Вообще говоря, шамхорская трагедия до сих пор остается как-то на задворках постсоветской исторической и политической мысли. В той же России сегодня мало кто знает о преступлениях, совершенных азербайджанскими бандами в отношении русских солдат в январе 1918-го. Однако тому событию должна быть наконец дана принципиальная оценка. Потомки российских солдат, павших жертвами учиненной 100 лет назад резни, должны знать всю правду о том, по чьей вине она произошла и чьим интересам послужила. И не только потомки, но и, думается, все здравомыслящие люди наших стран.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-05-18 11:11
Его любила вся Болгария. Его мастерством восхищались. Его обаяние покоряло зрителей с первых же минут появления на сцене. К сожалению, новых выступлений больше не будет…
-
2022-04-12 10:36
В среду, 13 апреля, в пяти городах постсоветского пространства – Санкт-Петербурге, Минске, Алматы, Барнауле и Ереване стартует Евразийский региональный финальный тур очередного студенческого чемпионата мира по программированию ICPC (International Competitive Programming Contest). Организаторы соревнований в столице Армении – Ереванский госуниверситет и компания CodeSignal.
-
2022-03-26 10:35
Подстрекатели и исполнители – те же «Армения уникальна во многих отношениях, а одной из особенно характерных черт является тот факт, что в настоящее время за пределами нынешних границ Армении проживает больше этнических армян, чем внутри страны,- отмечает портал «Persecution - Международная христианская забота» (International Christian Concern – ICC).- Османские завоевания и геноцид 1915 года вынудили многие армянские семьи бежать, составив многочисленную диаспору семей, рассеявшихся по всему миру. Одним из популярных направлений для этих переездов стала Калифорния, где в настоящее время проживает больше всего армян в Соединенных Штатах».
-
2022-02-25 09:05
Сегодня среди соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, преобладает следующая точка зрения: Родина не обязана нам помогать, это мы должны помочь ей. Между тем, общение Армении со Спюрком меньше всего должно походить на дорогу с односторонним движением. Напротив – контакты нужно выстраивать обоюдно направленные, чтобы в выигрыше оставались обе стороны. В этом убежден общественный деятель, публицист, юрист, учредитель и главный редактор информационно-аналитического портала Russia-Armenia.info Арам ХАЧАТРЯН.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-02-15 10:48
Как-то в зимний вечер села в такси, молодой водитель оказался разговорчивым, выяснилось, что семья вернула его домой (несколько лет проработал на стройке в Москве). Здесь он поступил на контрактную службу в армию и был направлен в одну из частей в Сюнике, а в Ереване подрабатывает извозом после дежурств. Признался, что думает и третью работу найти. Ведь на службе после вычета налогов на руки получает 120 тысяч драмов, а ему надо о семье заботиться - маленькие дети, родители больные...
-
2022-01-05 10:10
В основе решения СК - циничная позиция Пашиняна В последние дни 2021 г., под шумок предновогодней суеты, Следственный комитет под началом Аргишти Кярамяна закрыл дело о преступном обращении с останками армянских солдат в морге Абовяна. Эта история всколыхнула общественность в июне, когда появились фотографии подвального помещения, на полу которого были беспорядочно разбросаны мешки с останками тел погибших.
-
2021-09-23 13:27
Хотя премьер-министр Армении считает, что история свидетельствует о необязательности победы для того, чтобы победить других, армянская история доказывает обратное. Учит, что ты не имеешь права убеждать дружить врага, который собирается тебя уничтожить. Не имеешь права сложить оружие и сдаться. Если Пашинян даже знает нашу историю последних полутора веков, складывается впечатление, что он высказывает диаметрально противоположное суждение, говоря о разоружении и миролюбии.
-
2021-04-17 09:57
В ХХ веке эти два народа получили или, точнее, завоевали право иметь собственный дом, государство, хотя, скорее всего, лишь 20% евреев живет в Израиле (это столько же, сколько ирландцев проживает на своей исторической родине) и что-то около 30% армян - в сегодняшней Армении. Каждый народ в меру собственной воли и интеллекта реконструирует в своем сознании реальность, которая окружает его.